Подробнее Запомнить город


Что-то мы не догоняем

03.11.09
размер текста:

Кризис усиливает отставание украинской металлургии от российской, и через 2-3 года покупка по средней цене россиянами может стать «пределом мечтаний» для многих отечественных меткомпаний.

Эксперты сходятся во мнении, что черная металлургия России намного лучше переживает кризис, чем украинская. Основные причины – сильная зависимость от импортных энергоресурсов, высокий уровень износа мощностей, очень слабый внутренний рынок и др. Но и в РФ на своем уровне есть проблемы.

Что кроется за цифрами
?

По данным объединения «Металлургпром», за 9 месяцев 2009 г. производство чугуна в Украине снизилось в годовом сравнении на 29,1% (до 18,753 млн т), стали – на 31,7% (до 21,68 млн т), проката – на 27,8% (до 20,333 млн т). Хотя отдельно за сентябрь выпуск проката оказался даже на 4,9% больше, чем год назад – 2,327 млн т. Причина последнего в том, что в сентябре-2008 кризис уже начался, и производство упало.

Среднесуточная выплавка чугуна на отечественных метпредприятиях в сентябре снова упала, даже в сравнении с августом (на 6300 т/сутки, до 69,3 тыс. т). Что можно связывать как с известным сентябрьским дефицитом кокса, так и с по-прежнему слабыми продажами. По итогам же января-сентября суточное производство чугуна составило 68,7 тыс. т (в аналогичный период прошлого года – 96,6 тыс. т), или 71,1% от уровня 2008 г. Впрочем, по оперативным данным, за октябрь среднесуточный выпуск чугуна составил 74,5 тыс. т.

Отметим также, что на середину октября в стране из 41 доменной печи простаивало 14, в т.ч. из-за отсутствия кокса – 1, из-за проблем сбыта – 1, в ремонте – 7, выведено из эксплуатации – 5. Также, из 21 конвертера простаивает 2, из 35 мартеновских печей – 18.

Итак, кризис «урезал» примерно треть украинского металлопроизводства. Казалось бы, в российской металлургии результаты отличаются не сильно. За 9 месяцев года выплавка стали здесь в годовом сравнении упала на 24,8% (до 42,8 млн т). Причем выпуск кислородно-конвертерной стали снизился на 15,2% (до 27,4 млн т), электростали – на 27% (до 11,8 млн т). Производство чугуна в России за такой период сократилось на 21% до 31,7 млн т, готового проката черных металлов – на 20,8% до 37,1 млн т (в т.ч. сортового – на 22,7% до 20,9 млн т, листового – на 17,4% до 16 млн т).

Но это лишь на первый взгляд. Не будем забывать, что металлопроизводство в РФ росло начиная с мая 2009 г., и только в сентябре относительно августа несколько упало за счет снижения выпуска сортового проката. Кроме того, в Федерации правительство не просто вводит отдельные льготы для металлургов, но и напрямую предоставляет им поддержку, субвенции и др. в миллиардных объемах. Наконец, федеральное металлургическое лобби в ряде случаев уже давно пролоббировало для своих холдингов льготные цены на газ и иные энергоносители – тогда как в Украине эти цены не просто экспортные, но еще и с внутренними надбавками.

Не в нашу пользу

Не удивительно, что в России с кризисом было остановлено достаточно мало агрегатов, а сегодня крупнейшие металлурги РФ и вовсе говорят о почти 100%-ой загрузке мощностей. Тогда как в отечественной металлургии в І полугодии года загрузка основных агрегатов лишь немногим превышала 60%. А к осени, по данным «Металлургпрома», достигла уровня 75% в аглодоменном переделе и 90% по конвертерам.

Кроме этого, наша страна уже как минимум несколько лет отстает от России по уровню модернизации и реконструкции базовых металлургических мощностей. Так, украинские меткомпании заморозили практически все обновленческие проекты, притом чаще всего не на какой-то конкретный срок, а «до лучших времен». Это, собственно, и понятно – средств не хватает даже на поддержание текущей работы. И если «Метинвест» или тот же «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР) хотя бы пытаются продолжать ранее начатые проекты, то у Сергея Таруты и ИСД ситуация с обновлениями сложнее. Хоть данная группа и заявляет регулярно о продолжении различных модернизационных работ.

Кризисное отсутствие инвестиционных средств не отменит того, что у россиян эти средства во многом есть. Крупнейшие проекты реконструкции российских метпредприятий продолжаются и в кризис. Так, в центре «Держзовнишинформ» (ДЗИ) уверены, что «Северсталь» и «Магнитка» продолжат реконструкцию своих прокатных и иных мощностей даже при дальнейшем спаде мировых металлорынков. В том числе и потому, что в России большое собственное потребление: до кризиса внутренние металлопроизводители продавали «своим» примерно 50% своей продукции (примерно 35 млн т). В то время как в Украине в 2009 г. данный показатель упал ниже докризисных 20% и приблизился к 15% (в среднем по всем видам металлопродукции). При этом Москва предпринимает реальные меры по стимуляции внутреннего спроса путем поддержки основных потребляющих отраслей – строительства (включая дорожное), а также машиностроения.

Хотя и здесь не без проблем: меры по стимуляции потребления только запускаются. Тем временем спад спроса в машиностроении РФ с начала года достиг 60%, в ТЭК – 25-30%, сообщает нам президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов. В жилищном строительстве спрос на металлопродукцию упал на 50-55% к уровню 2008 г. Все это привело к сокращению доли федерального рынка в структуре продаж металлургов России до 30-35%.

Отставание растет?


Что же касается себестоимости, то здесь РФ нас в текущем году также сильно обходит, несмотря ни на низкий курс гривны, ни на наш правительственный металлургический Меморандум. Если до кризиса стоимость отечественного производства товарной заготовки находилась на уровне $585/т, то к осени-2009 упала более чем вдвое, до $250-255/т. Но российский показатель составляет $200-210/т – по указанным выше причинам. Отрадно, что остальные крупные производители пока что проигрывают по данному параметру украинским металлургам: Китай – $330/т, Турция $370/т.

А вот в чем металлургия Украины и России схожа – так это в довольно высоком общем уровне обеспеченности железорудным сырьем (ЖРС). Наша страна вообще занимает 1-е место в мире по его запасам, да и РФ «не жалуется». Притом и у соседей есть большие холдинги, вынужденные почти все ЖРС закупать «на стороне» (яркий пример с «Магниткой») – и, конечно же, в Украине (Мариупольский меткомбинат им. Ильича, Индустриальный союз Донбасса). Вместе с тем, по некоторым другим сырьевым и расходным материалам (коксующийся уголь, а также огнеупоры) отечественная металлургия столь же зависит от российских поставщиков, как и в случае газа.

Все это делает отраслевые слияния и поглощения в Украине намного более вероятными, чем в России. Да, и АМКР, и тот же Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) выражают конкретный интерес к покупке новых сырьевых активов, и это несмотря на кризис. Скажем, НЛМК не скрывает заинтересованности в приобретении угольных шахт – не только российских, но и украинских. Но в РФ каждый крупный холдинг можно назвать самодостаточным, тогда как в Украине бедные сырьем меткомпании стали кандидатами на «вылет» (как минимум потерю самостоятельности) задолго до кризиса.

Что дальше?

В ДЗИ указывают на постепенное восстановление внутрироссийского спроса на металл, чего еще долго нельзя будет сказать об отечественном. Загрузка мощностей на федеральных метпредприятиях продолжает расти, и к 2010 г. последние могут столкнуться с тем, что не справляются с объемом заказов, как это бывало до кризиса. Тем более что, по словам соруководителя аналитического отдела по России и СНГ, старшего аналитика по металлургической и горнодобывающей отрасли компании UBS Алексея Морозова, «в ІІ полугодии финансовое состояние метхолдингов РФ укрепилось, они прибыльны, могут платить по долгам. Восстанавливаются российские кредитные рынки, и снова можно брать кредиты, перекредитовываться у иностранных банков. У федеральных банков появились дешевые деньги, есть возможность выпускать рублевые облигации, доступны и еврооблигации». Все это будет усиливать конкурентоспособность металлургов России в сравнении с украинскими и другими основными игроками глобального металлорынка, особенно с учетом масштабных проектов реконструкции.

В Украине же износ основных фондов в металлургии составляет 70-80%, и для самого базового поддержания конкурентоспособности ей сегодня требуется ежегодно до 18 млрд грн на модернизации и реконструкции. Самые «острые» направления – замена природного газа на пылеугольное топливо в доменном производстве, вывод мартенов. Но почти все обновления остановлены. В І полугодии освоено на 54% меньше капитальных инвестиций, чем за 6 мес. 2008 г. – менее 2 млрд гривен. Такими темпами примерно к 2012-му году отечественные металлурги не то, что не смогут конкурировать с РФ, они почтут за счастье и удачу продаться россиянам хотя бы по не самой низкой цене. Хотя вполне возможно, что такие продажи состоятся намного раньше 2012-го года.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!