Подробнее Запомнить город


Предвыборная избирательность

05.11.09
размер текста:

Правительство в 2009 г. обещало, что ни одна из отраслей экономики не останется без господдержки в период кризиса. Однако на практике оказалось, что бюджет попросту не располагает столь широкими финансовыми возможностями. А потому неизбежно возник вопрос о приоритетах. Анализ показывает, что основным критерием отбора стала политическая лояльность собственников и топ-менеджеров.

Весьма пристальное внимание в текущем году Кабмин уделил ситуации, которая сложилась в портовом хозяйстве. Там действительно накопилась немало проблем, требующих, в том числе, нормативного урегулирования. Все они решены в пользу руководства портов, управляющих финансовыми потоками. Так, морские торговые порты (МТП) получили возможность предоставлять дисконт на свои услуги, без отдельного согласования с профильным министерством, как это было ранее. Кроме того, Кабмин закрепил за МТП земли водного фонда, лишив местные власти возможности распоряжаться ими по своему усмотрению. И вообще в земельных вопросах портовики получили безоговорочную поддержку. В частности, премьер-министр Ю.Тимошенко заявила о необходимости предусмотреть дальнейшее развитие МТП и с этой целью зарезервировать прилегающие к ним участки. Остается добавить, что именно под реализацию инвестпроектов в МТП правительство изъявило готовность предоставлять кредитные гарантии.

Необходимость развития и модернизации портового хозяйства и его перевалочных мощностей едва ли кто станет оспаривать. Без этого в полной мере невозможна реализация транзитного потенциала Украины. Но немаловажен и тот факт, что значительное влияние на портовую отрасль имеет народный депутат от проправительственной политсилы, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам транспорта Ю.Крук, два сына которого возглавляют МТП "Южный" и Одесскую городскую организацию "Батькивщины". Весьма лояльными к нынешнему премьеру также являются начальники крупнейших в стране Одесского и Ильичевского МТП Н.Павлюк и Г.Скворцов, которых Ю.Тимошенко поддержала во время их конфликта с тогдашним министром транспорта и связи И.Винским. Логично, что взамен она получает всяческое содействие во время избирательной президентской кампании.

Серьезную поддержку в 2009 г. получили и производители сахара. Для них Кабмин рекомендовал снизить цены на природный газ. Практика показывает, что такие рекомендации Национальная комиссия регулирования электроэнергетики воспринимает как руководство к действию. И действительно, в октябре НКРЭ на 20% снизило тарифы на газ для сахарных заводов. Кроме того, согласно проекту госбюджета-2010, производители сахарной свеклы вместе с льнохозяйствами оказались единственными, кто в следующем году может рассчитывать на получение дотаций в сфере растениеводства. Остальных предлагается отпустить в "свободное плавание".

Учитывая рекордно низкий урожай сахарной свеклы в текущем году, не приходится сомневаться в целесообразности такого протекционизма. Однако и здесь наблюдается совпадение с политическими интересами. Так, наиболее крупным производителем сахара в Украине является концерн "Укрпродинвест" П.Порошенко, который совсем недавно получил министерскую должность голосами проправительственной фракции.

Кроме того, новый глава МИДа имеет существенную долю в отечественном автопроме – через корпорацию "Богдан". И вот уже входящий в ее состав Луцкий автозавод получает госгарантию под кредит, необходимый для завершения запуска автобусного производства. А заодно перспективу выполнения госзаказа на 750 млн грн в рамках реализации программы "Школьный автобус". Об этом премьер сообщила во время рабочей поездки на Волынь. Между тем автобусы в Украине выпускают 5 производителей.

"Запорожский автомобилестроительный завод", контролируемый компанией "Укравто", почетным президентом которой является член БЮТ Тариэл Васадзе, получит правительственный заказ на 400 млн долл. Деньги пойдут на производство автомобилей для инвалидов на базе одной из моделей китайской марки Chery.

Согласно постановлению Кабмина, промышленному объединению "Укрпротез" разрешается привлечь кредит под госгарантии на сумму 400 млн долл. у Экспортно-импортного банка Китая. Эти средства должны быть направлены на закупку у ЗАЗ автомобилей для инвалидов. Предполагается, что обслуживание и погашение кредита будет осуществляться за счет средств госбюджета на 2010 и последующие годы.

Точно также в судостроении далеко не все участники рынка могут рассчитывать на господдержку в виде компенсации процентов по кредитам. Ее вот уже второй год не получают государственные "Николаевский судостроительный завод им. 61 коммунара" и феодосийский завод "Море". Зато Минпромполитики инициирует выделение 15 млн грн из стабфонда госбюджета для "Залива", принадлежащего К.Жеваго, народному депутату от все той же проправительственной фракции.

Похожая ситуация и в ГМК. В период кризиса правительство для всех металлургов обоснованно пошло на преференции в виде моратория на повышение железнодорожных и энергетических тарифов. Но при этом отдельно взятым предприятиям газ в 2009 г. отпускался еще и без предоплаты, то есть в долг. Его сумма к маю достигла 395,5 млн грн. Таким образом, НАК "Нафтогаз Украины", сам, находясь в тяжелейшем финансовом положении и неся убытки в сотни миллионов гривен, фактически спонсировал деятельность Алчевского и Днепровского меткомбинатов. Эти предприятия входят в "Индустриальный союз Донбасса", одним из двух основных совладельцев которого де-факто является руководитель группы советников премьер-министра Виталий Гайдук. К слову, нынешний председатель правления "Нафтогаза" О.Дубина ранее руководил Днепровским меткомбинатом им. Дзержинского.

Имеет политическую подоплеку и осуществляемая в текущем году господдержка отечественного авиастроения. Эта отрасль связана очень тесной кооперацией с Россией. Например, запорожский завод "Мотор-Сич" является единственным производителем двигателей для всех российских вертолетов "Ка" и "Ми", в том числе военного назначения. Логично, что его собственник В.Богуслаев в любое время имеет свободный доступ к В.Путину – еще со времен президентства последнего. И его помощь в налаживании отношений с российским лидером оказалась весьма кстати для главы правительства.

Не ставя под сомнение необходимость поддержки отдельных отраслей экономики, а также налаживания добрососедских отношений с Российской Федерацией, надо отметить, что равные возможности являются главной ценностью для бизнеса во всем мире. Именно их наличие либо отсутствие зачастую и является основным аргументом для инвесторов при принятии решений. В связи с этим создание одинаковых условий для всех участников рынка по праву считается основной задачей государственного регулирования.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.10.18, Игорь Воронцов
Резкое ускорение роста цен в Украине по итогам сентября продолжится по крайней мере до новогодних праздников. Национальный банк, объясняя причины сентябрьского "большого прыжка", в основном ссылался на внешние факторы – рост мировых цен. Однако на самом деле инфляцию раскручивают действия власти и прежде всего Кабинета министров Украины.
17.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Известняковая промышленность, одна из смежных отраслей горно-металлургического комплекса Украины, в этом году никак не может выйти из негативного тренда. Падение добычи на местных карьерах металлурги вынуждены компенсировать импортом – а это и рост себестоимости уже по стальной выплавке, и дополнительный отток валюты из страны по торговому балансу.
12.10.18, Ярослав Ярош
В начале октября Европейская комиссия еще на 5 лет продлила действие антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных труб из Украины и России. Откровенно говоря, сложно было ожидать другого решения в период тотального закрытия мировых стальных рынков, спровоцированного Дональдом Трампом. Поэтому новость из Брюсселя несет в себе скорее нейтральный, чем негативный контекст. Ставки пошлин не поменялись – и это позволяет Украине сохранить свою долю на рынке ЕС, которая в последние годы составляла 6-7% от общего потребления в регионе.
08.10.18, Игорь Воронцов
Новые тенденции в металлургии Китая заставляют крупнейшие железорудные компании Бразилии и Австралии вносить коррективы в инвестиционную политику. Игрокам с меньшими объемами поставок, желающим сохранить присутствие на этом рынке, тоже придется считаться с изменениями в запросах китайских сталеваров.
04.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Железнодорожный госмонополист ПАО "Укрзализныця" в последние год-два из локомотива национальной экономики превратился в ее тормоз. Крупные предприятия и компании не могут ни получить сырье в нужных объемах, ни отгрузить вовремя готовую продукцию – из-за недостатка вагонов и локомотивов у "УЗ".
02.10.18, Ярослав Ярош
Согласно ожиданиям холдинга "Интерпайп" 2017 год может стать для него рекордным по объемам выпуска железнодорожных колес. Мощности колесопрокатного цеха на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе загружены более чем на 80%. Компания даже решилась инвестировать дополнительно 15 млн долл. в это направление, хотя ей сейчас дорога каждая копейка. Актуальные долги "Интерпайпа" превышают 1 млрд долл., и владельцу холдинга Виктору Пинчуку пока не удалось договориться с кредиторами об их частичном списании и реструктуризации.
28.09.18, Максим Полевой
Промышленность Индии развивается по целому ряду важных направлений, обеспечивая устойчиво позитивную динамику ВВП. По результатам 2017 года ВВП Индии вырос на 6,7%, до 2,6 трлн долл., по этому показателю она обошла Францию и вышла на 6-е место в мире. При этом доля страны в мировой экономике с 2,6% в 2014-м увеличилась до 3,1%.
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!