Подробнее Запомнить город


Непосильная ноша

06.11.09
размер текста:

Датирование государственных угольных предприятий давно уже стало непосильной ношей для нашего правительства: качество угля слишком низкое, долги перед шахтерами постоянно растут, износ производственных мощностей достиг критического уровня, а средства для модернизации у государства отсутствуют. Единственный выход из ситуации - избавиться от государственных шахт путем продажи частным инвесторам. Однако не все шахты в структурах ГП привлекательны для частников. Поэтому непривлекательные шахты необходимо вывести из структуры государственных предприятий, а что их ждет после этого – правительство пока не решило.

Вновь между правительством и Президентом Украины возникли противоречия. На этот раз камнем преткновения стала угольная отрасль. Новой инициативой правительства стали реформы в угольной отрасли. Следует отметить, что реформы носили полуофициальный характер. О них и их сути знали не многие, а цели, которые преследовали эти реформы, вообще никому не были известны. Однако глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики, народный депутат от БЮТ Наталья Королевская по этому поводу заявила, что Кабмин данную реформу готовил совместно с отраслью, профсоюзами и бизнесом. С этой целью Кабинет министров 2 апреля 2009 года постановлением №430 утвердил перечень угледобывающих предприятий, имущество которых подлежит продаже в текущем году на открытом аукционе. Королевская назвала эту программу привлечением инвестиций для возобновления шахтного фонда и модернизации государственных угольных предприятий.

Противоречия между Секретариатом Президента и Кабмином возникли из-за того, что данная программа реформ углепрома не была продумана до конца. Целью Кабмина было продать наиболее привлекательные активы частным инвесторам, а судьба непривлекательных активов оставалась при этом под вопросом. Другими словами, после продажи привлекательных активов, непривлекательные шахты бросались на произвол судьбы.

Именно поэтому Президент Виктор Ющенко приостановил действия распоряжения и обратился в КСУ с представлением о конституционности постановления. Кабинет министров, по мнению президента, взял на себя полномочия Верховной Рады, поскольку утверждение перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, отнесено к полномочиям парламента. В результате Конституционный суд Украины признал неконституционным постановление правительства об отчуждении имущества государственных угледобывающих предприятий.

"Президент с помощью Конституционного суда остановил антикризисную инициативу правительства в углепроме. Но мы найдем другие пути структурного реформирования отрасли", - подчеркнула Королевская. Судя по словам Королевской, Кабмин не намерен сдаваться. Суд затормозил остро необходимые структурные реформы в угольной промышленности, так как запланированные к продаже предприятия сейчас работают с изношенным на 90% шахтным фондом и получают дотации из государственного бюджета. По ее словам, инвесторы готовы были вложить в них около 2 млрд. гривен и содержать более 10 тысяч рабочих мест. Однако имена покупателей и объекты покупок Наталья Королевская при этом не уточнила.

"Но я ответственно заявляю: реформы Тимошенко в промышленности, в том числе в угольной, не остановить. Наше правительство предусмотрело альтернативные пути к безубыточности углепрома", - подчеркнула Королевская. Соответствующие конкретные проекты и обязательства, по ее словам, уже учтены при подготовке проекта государственного бюджета на следующий год. После того, как 29 сентября текущего года КСУ признал неконституционным постановление Кабмина об отчуждении имущества государственных угледобывающих предприятий по иску Виктора Ющенко, правительство заявило, что запрет на отчуждение имущества государственных шахт не окажет негативного влияния на ситуацию в угольной сфере. Более того, как сообщила премьер-министр Юлия Тимошенко, Кабмин не собирался отчуждать имущество у шахт.

"Нам не нужно в настоящий момент отчуждать шахты. Мы выполняем антикризисные программы, которые направлены на специальные цены на уголь, на создание стратегического запаса угля. И потому очередное вето в настоящий момент для нас ничего не значит", - заявила глава правительства.

Однако инцидент получил продолжение в середине октября текущего года. Подопытным государственным предприятием стало одно из крупнейших предприятий по добыче энергетического угля марок "Г" и "Т" "Луганскуголь", в состав которого входят восемь шахт: шахтоуправление "Луганское", шахты "им. IXX съезда КПСС", "Никанор-Новая", "Вергелевская", "им. Артема", "Фащевская", "Лутугинская" и "Черкасская".

Для всех стал полной неожиданностью приказ Министерства угольной промышленности о создании государственного предприятия "Востокуголь". Таким образом, по информации министерства, они намеревались повысить эффективность работы предприятия. Приказ, как выяснилось, существовал давно, но о нем, кроме нескольких человек, не знал никто. В том числе и многотысячный коллектив ГП "Луганскуголь", ряд активов которого и должны были войти в новое государственное предприятие, в частности, шахты "Лутугинская", "Черкасская", "имени Артема" и "Фащевская". Именно эти шахты на сегодняшний день являются убыточными. Другими словами, правительство намеревалось провести так называемые реформы незаметно для общественности.

Суть программы состояла в следующем: из ГП "Луганскуголь" выделить наименее непривлекательные шахты и создать на их базе ГП "Востокуголь", остальные шахты государственного предприятия, которые, по мнению правительства, являются привлекательными, продать частным инвесторам. Инициатором данных реформ стал генеральный директор "Луганскуголь" Александр Ермаков, который с подобной инициативой обращался к министру углепрома Виктору Полтавцу еще летом этого года.

Тогда, не обсудив свое письменное обращение с профсоюзами и представителями местной власти, кроме всего прочего, Ермаков предлагал также определить к убыточным шахтам и автобазу, а также санатории-профилактории "Парус" и "Шахтер". Все мероприятия по реорганизации планировалось провести до 1 ноября текущего года.

Однако, когда о планах министерства, наконец, узнали профсоюзы, они подали иск в окружной административный суд Киева с просьбой признать недействительным приказ министра угольной промышленности Виктора Полтавца №253/1 от 17 июня 2009 года.

Мотивация поступка профсоюза была проста. Во-первых, данное решение не было обсуждено с профсоюзами и представителями местной власти, что являлось обязательным условием в данном случае. А во-вторых, в письме гендиректора "Луганскуголь" отсутствует мотивированный финансовый расчет, а также не указана дальнейшая судьба предприятий. Кроме того, в нем вообще отсутствуют предложения о дальнейших источниках финансирования убыточных шахт, которые намерены вывести в ГП "Востокуголь", до конца года и на 2010 год.

В результате профсоюзы убыточных шахт очень обеспокоились ситуацией, так как такой поворот событий угрожал им вплоть до потери рабочих мест. Получили поддержку профсоюзы со стороны губернатора Александра Антипова. В частности, Луганская облгосадминистрация направила письмо министру с просьбой дать экономическое обосновании реформирования ГП "Луганскуголь". К всеобщему удивлению, Виктору Полтавцу не удалось что-либо вразумительное объяснить, и он пообещал приостановить внедрение приказа № 253/1 о создании госпредприятия "Востокуголь".

Однако, несмотря на неудачную попытку провести реформу через "Луганскуголь", правительство, по мнению экспертов, не намерено отказываться от продажи угольных предприятий. Более того, в Минуглепроме уточнили, что сейчас аналогичные решения готовятся и по другим государственным угледобывающим предприятиям, однако отказались их назвать.

Эксперты отмечают, что подобные реформы вскоре коснутся большинства угольных предприятий Украины, так как государство просто не в силах их содержать. К примеру, по состоянию на 16 октября текущего года общая сумма задолженности по заработной плате с начислениями на государственных угледобывающих предприятиях только Донецкой области составляет 1,292 млрд. гривен. В то же время на негосударственных угледобывающих предприятиях сумма задолженности составляет 161,4 млн. гривен, а на предприятиях шахтостроительного комплекса – 42,5 млн. гривен. И тенденции по задолженности зарплаты на предприятиях угольной отрасли имеют место ежемесячно.

Поэтому у правительства единственный выход – продавать наиболее привлекательные шахты, так как в силу увеличения износа основных фондов рентабельность производства будет снижаться с каждым годом все более существенно. А если повременить еще несколько лет, то и привлекательные на сегодняшний день активы станут неинтересными инвесторам. Одно ясно точно – существенного снижения количества рабочих мест при проведении реформ в угольной отрасли таким методом избежать не удастся.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.02.18, Ярослав Ярош
После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука наконец почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.
16.02.18, Максим Полевой
Недавний резкий обвал на мировых фондовых рынках может быть "первой ласточкой" очередного масштабного кризиса. Если он случится, то сильно ударит по Украине, поскольку отечественная экономика очень открыта миру, и любые серьезные внешние потрясения значимо повлияют на нашу страну.
12.02.18, Ярослав Ярош
1 февраля руководители более 20 крупных металлургических компаний США обратились к президенту страны Дональду Трампу с просьбой защитить национальную безопасность и незамедлительно ввести ограничения на импорт стали. Если Трамп уступит, то под удар попадут уже не только Китай и страны третьего мира, как традиционно случалось до сих пор, но и такие глобальные партнеры США, как Германия, Япония, Южная Корея.
08.02.18, Максим Полевой
В 2017 году в украинском машиностроении продолжился восстановительный рост. Скорее всего, позитивная динамика сохранится и далее.
02.02.18, Павел Вернивский
В Украине затягивается предусмотренное законом создание экспортно-кредитного агентства. Учитывая важность вопроса, на нескольких примерах стоит показать, какова специфика работы ЭКА, в чем необходимость создания такой организации и как подобный инструмент будет способствовать развитию отечественного экспорта.
30.01.18, МинПром
Бензин и дизельное топливо в очередной раз начали дорожать в декабре и пока ничего не говорит о прекращении роста цен. Дежурное расследование Антимонопольного комитета Украины на предмет возможного сговора владельцев крупнейших автозаправочных сетей, как обычно, затягивается. Другой реакции со стороны правительства вообще не последовало.
29.01.18, Максим Полевой
Ведущие страны неарабской Африки предпринимают усилия по развитию собственной металлургии. Пока же региональный металлорынок зависит от импорта, чем пользуются и украинские металлурги.
25.01.18, Ярослав Ярош
Правительство надеется, что, возобновив работу, Одесский НПЗ может стать инструментом государственного регулирования на рынке нефтепродуктов. Но его мощностей недостаточно для того, чтобы существенно влиять на баланс и ценообразование, зато вполне может хватить, чтобы в очередной раз перессорить близкие к власти бизнес-группы.
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!