Подробнее Запомнить город


Заложники Миттала

16.11.09
размер текста:

Украинские производители метизов как основную особенность рынка отмечают жесткий ценовой диктат со стороны поставщика сырья. При этом они не видят реальных возможностей для изменения ситуации, сложившейся в 2005 г. после прихода на комбинат "Криворожсталь" нового собственника в лице Лакшми Миттала.

Именно это предприятие, переименованное в "АрселорМиттал Кривой Рог", занимает в Украине доминирующее положение по производству специальной углеродистой стали, используемой для производства горячекатаной (стержневой) и холоднотянутой (проволочной) арматуры. До начала кризиса в небольшом количестве ее также выпускал Макеевский металлургический завод. Однако эти объемы не позволяли существенно влиять на ситуацию в данном сегменте рынка.

Пользуясь этим, "АрселорМиттал Кривой Рог" перманентно повышает стоимость заготовки, используемой в метизном производстве. Так, только с июля по сентябрь текущего года отпускная цена его арматурной стали возросла с 4012 до 5520 грн/т. Как отмечают метизники, это ведет к удорожанию их продукции, делая ее неконкурентной по сравнению, прежде всего, с российскими аналогами.

Но особого выбора у отечественных производителей нет. Ближайшим потенциальным импортером арматурной стали для них является российская "Северсталь". Однако на ее продукцию в Украине может рассчитывать разве что подконтрольный группе А.Мордашова "Днепрометиз". Понятно, что в снабжении конкурентов "Северсталь" абсолютно не заинтересована.

А везти арматурную заготовку в Макеевку или в Запорожье из стран дальнего зарубежья, либо из удаленных Магнитогорского и Западно-Сибирского комбинатов - еще более затратно. Вот почему действия "АрселорМиттал Кривой Рог" производители метизов не обжалуют ни в государственных органах (Антимонопольный комитет), ни в судах. "Не нравится – не покупайте" - позиция представителей Л. Миттала предельно проста. А раз дополнения к существующим договорам подписываются добровольно, то нет и предмета для разбирательств.

Тем не менее, и на этом неприятности украинских метизников, завязанных на поставках из Кривого Рога, не исчерпываются. Как отмечают, в частности, на Макеевском метизном заводе, до 25% получаемого от "АрселорМиттал" металла в процессе производства идет в отходы, что также снижает рентабельность. В Макеевке уверены, что причиной тому является недостаточно полное снятие металлургами слоя шлаковой пены с жидкой стали перед разливкой.

И тут, как и в случае с повышением цен, украинские потребители арматурной стали бессильны перед ее основным производителем. Тем более что комбинат не признает своей вины. По мнению его представителей, сложившаяся ситуация вызвана неполадками в работе прокатного оборудования завода, а не качеством самой заготовки.

Тем не менее, ситуация в метизной отрасли Украины во многом является отражением глобальных тенденций, отмечаемых в ГМК. Поэтому, например, экспорт крученого провода и тросов, крупнейшим производителем которого в Украине является одесский "Стальканат", за 8 месяцев уменьшился по сравнению с тем же периодом 2008 г. на 26,43%, до 7,239 тыс. т. В денежном эквиваленте снижение еще больше, на 29,85%, до 12,348 млн. долл - за счет падения цен на мировых рынках. Еще более наглядно ухудшение финансовых результатов метизников просматривается по позиции "гвозди, скобы и канцелярские скрепки", выпускаемой на "Днепрометизе" и Запорожском метизном заводе. Здесь за январь-август экспорт уменьшился незначительно, на 5,62%, до 19,603 тыс. т. Однако объемы удалось сохранить только за счет существенного снижения цен. Поэтому в денежном эквиваленте продажи сократились на 49,68%, до 11,785 млн. долл.

Причем необходимо отметить, что в Российской Федерации, которая продолжает оставаться одним из основных потребителей украинских метизов, на их ввоз действует заградительная пошлина в размере 25% от таможенной стоимости. Исключение российскими властями сделано только для Дружковского метизного завода – на его продукцию пошлина не распространяется. Тем не менее, это не меняет ситуацию для отрасли кардинально.

Также существенную долю в структуре производства метизов занимают прочие крепежные детали: винты, болты, гайки, шайбы, заклепки и вкручиваемые крючки. Здесь экспорт за 8 мес. уменьшился на 42,29% по сравнению с тем же периодом 2008г., - до 9,585 тыс. т, или на 53,2% в денежном исчислении, до 15,383 млн. долл.

Единственным положительным моментом здесь является тот факт, что импорт по указанным позициям за январь-август сократился еще более существенно, на 67,67%, до 13,524 тыс. т, или на 58,12%, до 29,43 млн. долл в денежном эквиваленте. Причем снижение вызвано не только девальвацией гривны, делающей невыгодным завоз в Украину аналогичной продукции. Главной причиной является более чем двукратное падение объемов выполнения строительных работ, а крепежные детали используются преимущественно в строительной отрасли.

В таких условиях дополнительные трудности, которые украинским метизникам приходится преодолевать из-за повышения цен на заготовку со стороны "АрселорМиттал Кривой Рог", лишь усугубляют ситуацию.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!