Подробнее Запомнить город


Ставка на лидера

17.11.09
размер текста:

Власти продолжают популизм и «уравниловку» в программах господдержки. Но реальная ситуация в той же металлургии требует поддерживать лидеров – которые оживят всю экономику.

В начале ноября в Мариуполе состоялось совещание по вопросам горно-металлургического комплекса. В ходе встречи премьер-министр Юлия Тимошенко озвучила ряд интересных, а порой и неординарных вещей. Так, кроме прогнозируемого обещания продлить действие «Меморандума взаимопонимания» между Кабмином и компаниями ГМК еще на квартал (с 1 января 2010 г.), премьерша заверила в будущем предоставлении госгарантий по долгосрочным кредитам на модернизацию метпредприятий. А также объявила: нужно как можно скорее превратить все крупные металлургические производства страны в вертикально интегрированные холдинги с собственной сырьевой базой. Не преминув пообещать сегодняшним ведущим владельцам сырьевых активов, что перераспределения собственности не будет.

Роль холдинга в истории

«Циничные» эксперты тут же связали проведение совещания именно сейчас и в Мариуполе со включением Владимира Бойко (и подконтрольного ему комбината им. Ильича) в предвыборную гонку на стороне Юлии Владимировны. Приводя в пример то, что избирательным штабом Тимошенко в Мариуполе руководит некто Николай Шведун, связанный с интересами Владимира Семеновича. И что этот штаб уже не первый месяц финансируется Бойко.

Итак, все как всегда. Громкие заявления и инициативы возникают или перед выборами, или на фоне встречи с иностранными делегациями, и т.п. Или когда уже все совсем плохо – как осенью 2008 г. Не удивительно, что большинство этих инициатив если не заведомо нереальны, то по крайней мере содержат серьезные «белые пятна». Так, на этот раз глава правительства говорит о потребности уравнять всех металлургов в «сырьевых правах». Равно как и Меморандум поддерживает всех одинаково, вне зависимости от ситуации в конкретных метхолдингах.

В этой связи собеседники из центра «Укрпромвнешэкспертиза» указывают, что в основных промышленных странах мира антикризисные меры имеют чуть ли не обратную направленность: государство поддерживает прежде всего компании, способные лучше всего противостоять кризису. А также ключевые отрасли, являющиеся комплексными потребителями товаров и услуг – различное строительство, машиностроение. Масштабные программы инфраструктурного развития и поддержки внутреннего рынка развернуты в США и Китае, ЕС, в той же России. Да что далеко ходить: отраслевые специалисты хорошо помнят, что экономический эксперимент в ГМК Украины, стартовавший в 1999 г., был дифференцированным, направленным на поддержку лидирующих производителей. Что, собственно, и привело к формированию в отечественной черной металлургии крупных холдингов в их нынешнем виде. Чем лучше работал завод, тем больше было льгот.

Бывший тогда министром промполитики, а ныне народный депутат Василий Гуреев подтверждает: формирование вертикально интегрированных компаний (ВИК) позволило украинскому металлоэкспорту занять стабильные позиции на мировых рынках, в т.ч. за счет закрепления за нашими поставщиками имиджа солидных и прогнозируемых партнеров. На достижение таких результатов группы потратили миллиарды долларов. Источник «Минпрома» в консалтинговом агентстве ААА оценивает «достройку» Индустриального союза Донбасса или СКМ (начиная с «эксперимента») до современного вида металлургического бизнеса как минимум в $4,5-5 млрд. в ценах 1-й половины десятилетия. Понятно, что даже для двух названных холдингов цифра отличается – например, ИСД практически не развивал сырьевую базу, сконцентрировавшись на основном производстве, сбыте и соответствующих зарубежных приобретениях. А СКМ, по оценкам топ-менеджеров центра «Укрпромвнешэкспертиза», в 2004-08 гг. ежегодно инвестировал в свой бизнес (с основой в металлургии) в среднем $2 млрд.

Если по уму


Но сегодня, сетует В. Гуреев, принцип «ставки на лучших» почему-то забыт. Больше того, предлагается «подтянуть» более слабые меткомпании, в т.ч. наделив их кредитами и сырьем. По этому поводу возникает 2 мысли. Первая – кто-то боится, что некие компании в условиях кризиса придут в упадок и будут вынуждены «сдаться» более сильным конкурентам. В свете новой дружбы Тимошенко с Владимиром Бойко (а также известной аналитикам старой дружбы ИСД с Ющенко) такой упадок опасен не только для самих метпредприятий, но и для их политических лоббистов. Кстати, именно ММК Ильича и ИСД давно, еще задолго до кризиса, стали считать основными кандидатами на поглощение (или слияние). У Ильича и особенно у Союза слабая сырьевая база; кроме того, активы Бойко известны большим износом основных фондов.

Если же абстрагироваться от интересов отдельных «больших политиков» и не самых успешных метхолдингов – то, продолжают в Минпромполитики, естественный отбор в ГМК страны был бы весьма полезен. Потому что, как и в конце 90-х, позволил бы освободиться от балласта неэффективных бизнесов. Не мощностей, не производств, а именно бизнесов – мощности при успешном ведении дел реконструируются сравнительно быстро, т.к. современные металлорынки предъявляют все больше требований к качеству. И, соответственно, ограниченные (в любом случае!) ресурсы господдержки можно было бы направить на развитие именно эффективных и перспективных, а не «абы каких» металлопроизводств. То есть, подтверждают в «Укрпромвнешэкспертизе», власть должна не сдерживать слияния и поглощения дотационной «уравниловкой» - а наоборот, содействовать разумному развитию отрасли и рынка. Поддерживая не «всех для галочки» - а избранных, с реальной обоюдной пользой.

В числе аргументов «за» - не очень давний пример ArcelorMittal. Создание корпорации стоило для участников примерно 25,4 млрд. евро, но в одном только І квартале 2007 г. (по оценке известной аналитической структуры, Merrill Lynch) экономический эффект от слияния превысил $500 млн. Объединение позволяет пользоваться сбытовыми сетями друг друга, консолидировать финансовый, кадровый, сырьевой и иной ресурс, разработки и инновации. А значит – эффективнее влиять на себестоимость. А что касается продаж, то и в масштабах отдельно взятой страны интеграция сбытовых каналов позволяет добиться заметного эффекта. Это видно хотя бы на примере Украинской горно-металлургической компании – единого головного металлотрейдера ИСД. Большой масштаб позволяет свободнее маневрировать финансами, запасами и др. даже в самых сложных условиях.

Вскоре после слияния ArcelorMittal заметно укрепил свои рыночные позиции в Европе, особенно на переменчивых рынках ее восточной части. Все бывшие заводы MittalSteel в Восточной Европе были системно «сдвоены» (термин ArcelorMittal) с мощностями Arcelor в Айзенхюттенштадте или Бремене (Германия). А предприятие Лакшми Миттала в г. Аннаба (Алжир) – объединено с арселоровским заводом в Фос-сюр-Мер, недалеко от Марселя. По словам финансового директора ArcelorMittal Адитьи Миттала, «после слияния мы управляем большой, но эффективной машиной, и ее размер, ее уровень усиливает ее эффективность. Так, мы смогли расширить номенклатуру современной металлопродукции – хотя и раньше ни одна из компаний-соучредителей не жаловалась на сортамент».
Не удивительно, что и до кризиса, и тем более сейчас фондовый рынок в части ГМК предпочитает (по данным КУА «Тройка Диалог Украина») работать с ценными бумагами главных ВИК, «отличающихся существенной географической диверсификацией продаж».

В пользу лучших


Другой случай – Китай, который заслуженно приводят как пример эффективного промышленного развития, а также антикризисной политики. В последнее время (в т.ч. в кризис) КНР была активным металлоимпортером, так как внутренних мощностей для покрытия спроса по-прежнему не хватает. Тем не менее, национальные власти не боятся закрывать устаревшие, «грязные» и в целом неэффективные метзаводы. Уже озвучены планы сокращения до 10% наличных металлургических мощностей, а в Поднебесной обнародование плана чаще всего означает старт реализации.

И в самом Кабмине «не на диктофон» отмечают: четко избирательный подход в господдержке не только сделал бы эффективнее ГМК, но и позволил бы уделять больше внимания (и ресурсов) развитию инфраструктуры. И улучшению ситуации в таких важных сферах, как медицина, образование, наука. Важных не с точки зрения дутых предвыборных посулов – а для общей ситуации в стране, вплоть до активности потребительского спроса. Пока же безудержный популизм и финансирование «всего и ничего» не дают возможности даже вплотную заняться подготовкой к Евро-2012, на котором может хорошо заработать и Украина, и конкретные серьезные национальные компании.

Пока же – даже Меморандум не помог ММК им. Ильича стабилизировать работу. Сам Бойко в октябре вынужден был признать, что комбинат работает на пределе возможностей, а в ноябре-декабре будет еще хуже (хотя в целом к декабрю в металлургии допускается новый рост!). В сентябре предприятие сократило производство в месячном сравнении (к августу) на 8,7%, а в октябре – уже на 13,4%, до 246 тыс. т. Тенденция, однако…

ИСД же никак не справится с долгами. В Минпромполитики сообщают, что долги корпорации к осени 2009 г. достигли уровня $3,5 млрд., из которых около $0,5 млрд. нужно погасить в текущем году. Да, во многом эти долги сформировались из-за «благих дел» - модернизации производства. Но так или иначе, сегодня у Союза почти нет ресурсов для погашения. Если так, может, таки уже пора уходить? Дефолта пока что нет, и за группу можно выручить неплохие деньги. Тем более что владельцы холдинга ранее рассматривали такой вариант, самый известный пример – переговоры с Алишером Усмановым в 2006-07 гг. (собственник объединения «Газметалл»). Как это часто бывает, помешала жадность продавца. Хотя уже тогда, на подъеме рынков, один из управленцев ИСД в личной беседе говорил автору: «Да какая там стратегия развития… Нам не до того – ведь нет же своего сырья. Поэтому мы скоро с кем-нибудь сольемся».

В общем, уже в ближайшие месяцы ММК Ильича и ИСД могут наконец начать предметные переговоры об объединении с каким-то из более удачливых метхолдингов. А в Кабмине резюмируют: если эффективность бизнеса таки станет критерием господдержки – это будет для экономики мощным антикризисным стимулом. И позволит реально (а не предвыборно) развивать социальную сферу, включая и рынок труда, где компании-лидеры смогут предложить лучшие условия и повышать зарплаты. Не говоря уж о запуске инфраструктурных программ и активном внедрении новых технологий – как это происходит в том же Китае. Причем по обоим данным направлениям будет интересно работать крупным холдингам, в первом случае – как поставщикам и подрядчикам, в вопросе технологий – для усиления бизнес-успеха.

А все это вместе будет способствовать развитию внутренних рынков, которое и есть залог здоровья современной динамичной экономики.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!