Подробнее Запомнить город


Железный приток

17.11.09
размер текста:

Железорудные рынки будут расти, а ЖРП – дорожать. Металлурги пытаются обуздать сырьевиков с помощью "длинных" контрактов и дифференциации закупок.

По данным Министерства промышленной политики, в октябре 2009 г. производство железорудной продукции (ЖРП) в Украине выросло на 1,4% к сентябрю или на 87 тыс. т – до 6282 тыс. т. Так, добыча железной руды уменьшилась на 4,3% или на 43 тыс. т (до 951 тыс. т), однако выпуск железорудного концентрата (ЖРК) повысился на 2,5% или на 130 тыс. т (до 5331 тыс. т), агломерата – на 8,2% или на 227 тыс. т (до 2989 тыс. т), окатышей – на 2% или на 38 тыс. т (до 1933 тыс. т).

За 10 месяцев общее производство ЖРП в годовом сравнении сократилось на 18,7% или на 12,201 млн. т и составило 53,050 млн. т.

В контрнаступлении


Интересно отметить увеличение экспорта железорудного сырья. В центре "Укрпромвнешэкспертиза" рассказывают, что по итогам января-октября 2009 г. отечественные поставщики нарастили экспорт примерно на 12% (к аналогичному периоду 2008 г.) до 22,013 млн. т. В частности, экспортные продажи ЖРК расширились на 67,8% до 9,705 млн. т, окатышей – на 3,6% до 7,899 млн. т, агломерата – в 3,3 раза до 199,4 тыс. т. В то же время поставки аглоруды упали на 32,1% до 4,209 млн. т.

Отдельно в октябре горнорудные предприятия страны экспортировали 2,866 млн. т ЖРП, включая 1,3 млн. т концентрата, 583,3 тыс. т аглоруды, 71,2 тыс. т агломерата и 911,6 тыс. т окатышей. Притом октябрьский экспорт примерно на 300 тыс. т превысил сентябрьские показатели.

Итак, украинская железорудная промышленность оправилась от первых ударов кризиса и, что называется, перешла в контрнаступление. Это не новость осени – еще летом стало понятно, что горнорудные компании и в нашей стране, и в мире будут одними из лидеров успешного преодоления кризиса. С другой стороны, осенью тенденция укрепилась и получила развитие, в том числе в новых формах.

Например, если говорить о мировом рынке, то переговоры по годовым контрактам на 2009 г. так полностью и не завершились – из-за несговорчивости китайских лоббистов, прежде всего Китайской ассоциации чугуна и стали (CISA). И потребители Китая были вынуждены считаться с завышенными ценами спотовых поставок. На этом фоне CISA предложила основным глобальным поставщикам – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton – "найти новую формулу ценовых переговоров", основанную на "взаимной выгоде" поставщиков и покупателей, т.е. с учетом кризиса на международных рынках готовой металлопродукции. Но пока что подвижек нет. CISA убеждает, что договора должны заключаться не "весной на весну", а на календарный год (с января по декабрь), и цены для всех покупателей должны быть равными. Притом Китай как крупнейший потребитель должен получать сырье со скидкой.

Что в мире происходит?

Параллельно КНР прилагает усилия для сокращения зависимости от железорудного импорта. Так, хотя выплавка стали в стране в сентябре снизилась на 3,1% к августу (до 50,71 млн. т), за тот же месяц производство железной руды в Китае выросло на 26% к сентябрю-2008 и на 11,4% к августу-2009 (до 85,43 млн. т).

И все-таки поставщики ЖРП Украины возлагают на рынок КНР большие надежды. В инвестиционной компании Astrum Investment Management полагают, что по итогам 2009 г. отечественные железорудные поставки китайским компаниям повысятся относительно прошлого года в 2,6 раза до 12,6 млн. т. Как известно, в последние месяцы Поднебесная стала основным направлением развития украинского экспорта ЖРП, особенно на фоне сужения почти всех остальных рынков и ужесточения конкуренции на них. Эксперты уточняют: Китай становится важнейшей страной назначения ЖРП из-за срыва переговоров местных металлургов с австралийскими поставщиками по годовым контрактам. Впрочем, уже в 2010 г. поставки в КНР усложнятся - из-за сложившейся в этом году роли краткосрочных (спотовых) контрактов цены по ним постоянно растут. И на следующий торговый год китайские покупатели все же постараются добиться выгодных годовых сделок.

Рудари Украины пока что осуществляли спотовые поставки, и в случае возвращения на китайский рынок "диктата" годовых договоров экспорт отечественной ЖРП, скорее всего, вновь упадет. Другие факторы снижения экспорта в Китай – это ожидаемое в 2010 г. постепенное восстановление спроса в странах Восточной Европы, а также увеличение транспортных издержек. Восточноевропейские рынки более привлекательны для украинских производителей ЖРП вследствие минимальных затрат на транспортировку (по времени и по стоимости), а цены в регионе вполне сравнимы с теми, что складываются в КНР.

Впрочем, у "китайского вопроса" есть еще одна сторона. К ноябрю стало известно, что китайцы заинтересованы самостоятельно добывать железные руды в Украине. При этом премьер Юлия Тимошенко не устает заявлять, что "страна заинтересована в привлечении предприятий Китая к разработке самых различных полезных ископаемых" (на условиях соглашений о разделе продукции). Так, обсуждается строительство новых мощностей по добыче руд и получению концентратов.

В целом на мировых железорудных (и других сырьевых рынках) в ближайшие годы ожидается бурный рост. Так, по оценкам топ-менеджмента BHP Billiton, хотя кризис продолжается, но спрос на промышленное сырье в Китае и Индии уже в 2010 г. приведет к быстрому росту глобальных поставок сырья, который будет развиваться на фоне все еще слабых западных экономик.

Более того, как минимум до 2012 г. в мире будет сохраняться дефицит ЖРП, стимулируя производителей расширять и обновлять мощности. Поэтому специалисты фирмы Merrill Lynch Global Research прогнозируют, что в следующем году цены на австралийскую руду вырастут на 5% до уровня $70/т, а в 2011 г. – еще на 15%. Не удивительно, что ведущие метхолдинги стараются развивать собственную сырьевую базу. Скажем, Лакшми Миттал в ноябре подтвердил планы ArcelorMittal построить новый металлургический завод на юго-востоке Бразилии совместно с Vale. А в Украине Ю. Тимошенко настаивает на диверсификации внутреннего рынка ЖРП и призывает металлургов инвестировать в развитие горнодобывающей промышленности. Впрочем, это пока что нереально ввиду сильной нехватки средств даже на поддержание текущей работы. Так что слова Юлии Владимировны можно расценивать как очередной предвыборный пиар.

"А Баба-Яга против"

К слову, о внутреннем рынке. По данным объединения "Металлургпром", в октябре баланс снабжения металлургии железорудным сырьем выполнен по окатышам на 94%, по агломерату – на 125%, по аглоруде – на 79%, по концентрату – на 83%. За 10 месяцев 2009 года обеспеченность ЖРП составила: по окатышам – 95%, по агломерату – 113%, по аглоруде – 98%, по концентрату – 95%. Тем самым, в октябре был отмечен некоторый недостаток неподготовленного сырья, тогда как по подготовленному планы выполнены и перевыполнены. Аналитики связывают октябрьский дефицит с продолжающимся изменением структуры сбыта отечественного ЖРП, а также с нежеланием некоторых меткомпаний закупать украинское сырье. Так, по данным Днепропетровской облгосадминистрации, на начало 2-й декады ноября на складах ГОКов области скопилось около 1,5 млн. т различной ЖРП, тогда как ряд метпредприятий продолжает импорт. Наибольшим импортером области назван Днепровский меткомбинат им. Дзержинского, принадлежащий Индустриальному союзу Донбасса: в январе-октябре 2009 г. предприятие в сравнении с минувшим годом повысило импорт ЖРП в 2,3 раза до 1,292 млн. т, в т. ч. было ввезено 1,093 тыс. т концентрата (который ранее не импортировался).

Мариупольский меткомбинат им. Ильича в годовом сравнении увеличил импорт ЖРП на 29,4% до 1,186 млн. т (концентрата – на 37,8% до 1,022 млн. т, аглоруды – на 28,5% до 154 тыс. т). Правда, завод Владимира Бойко за период с начала года резко снизил ввоз окатышей – на 81,8% до 10 тыс. т.

Днепропетровский метзавод им. Петровского за 10 мес. 2009 года ввез 151,5 тыс. т окатышей и 21,8 тыс. т агломерата, хотя в 2008 г. вообще не завозил железорудного сырья. Начало импорта заводом связывают с интересами владельца группы "Евраз". Кстати, "Запорожсталь" в 2008 г. тоже не импортировала ЖРП, а в нынешнем году завезла 30,1 тыс. т окатышей.

И ладно бы еще завозился товар, с которым по качеству внутренние поставщики соперничать не могут. Так нет же, по экспертной оценке, качество иностранного ЖРК и аглоруды сопоставимо как минимум с тем, что предлагают ГОКи Украины. Видимо, тут уже дело не в здравом смысле, а в "обидах" на тех или иных поставщиков. Ну, что называется, на обиженных воду возят, вот только б обиды не повредили собственному бизнесу, когда хорошее сырье можно получить рядом, но по "политическим соображениям", плюс, переплачивая, его везут издалека.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!