Подробнее Запомнить город


Железный приток

17.11.09
размер текста:

Железорудные рынки будут расти, а ЖРП – дорожать. Металлурги пытаются обуздать сырьевиков с помощью "длинных" контрактов и дифференциации закупок.

По данным Министерства промышленной политики, в октябре 2009 г. производство железорудной продукции (ЖРП) в Украине выросло на 1,4% к сентябрю или на 87 тыс. т – до 6282 тыс. т. Так, добыча железной руды уменьшилась на 4,3% или на 43 тыс. т (до 951 тыс. т), однако выпуск железорудного концентрата (ЖРК) повысился на 2,5% или на 130 тыс. т (до 5331 тыс. т), агломерата – на 8,2% или на 227 тыс. т (до 2989 тыс. т), окатышей – на 2% или на 38 тыс. т (до 1933 тыс. т).

За 10 месяцев общее производство ЖРП в годовом сравнении сократилось на 18,7% или на 12,201 млн. т и составило 53,050 млн. т.

В контрнаступлении


Интересно отметить увеличение экспорта железорудного сырья. В центре "Укрпромвнешэкспертиза" рассказывают, что по итогам января-октября 2009 г. отечественные поставщики нарастили экспорт примерно на 12% (к аналогичному периоду 2008 г.) до 22,013 млн. т. В частности, экспортные продажи ЖРК расширились на 67,8% до 9,705 млн. т, окатышей – на 3,6% до 7,899 млн. т, агломерата – в 3,3 раза до 199,4 тыс. т. В то же время поставки аглоруды упали на 32,1% до 4,209 млн. т.

Отдельно в октябре горнорудные предприятия страны экспортировали 2,866 млн. т ЖРП, включая 1,3 млн. т концентрата, 583,3 тыс. т аглоруды, 71,2 тыс. т агломерата и 911,6 тыс. т окатышей. Притом октябрьский экспорт примерно на 300 тыс. т превысил сентябрьские показатели.

Итак, украинская железорудная промышленность оправилась от первых ударов кризиса и, что называется, перешла в контрнаступление. Это не новость осени – еще летом стало понятно, что горнорудные компании и в нашей стране, и в мире будут одними из лидеров успешного преодоления кризиса. С другой стороны, осенью тенденция укрепилась и получила развитие, в том числе в новых формах.

Например, если говорить о мировом рынке, то переговоры по годовым контрактам на 2009 г. так полностью и не завершились – из-за несговорчивости китайских лоббистов, прежде всего Китайской ассоциации чугуна и стали (CISA). И потребители Китая были вынуждены считаться с завышенными ценами спотовых поставок. На этом фоне CISA предложила основным глобальным поставщикам – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton – "найти новую формулу ценовых переговоров", основанную на "взаимной выгоде" поставщиков и покупателей, т.е. с учетом кризиса на международных рынках готовой металлопродукции. Но пока что подвижек нет. CISA убеждает, что договора должны заключаться не "весной на весну", а на календарный год (с января по декабрь), и цены для всех покупателей должны быть равными. Притом Китай как крупнейший потребитель должен получать сырье со скидкой.

Что в мире происходит?

Параллельно КНР прилагает усилия для сокращения зависимости от железорудного импорта. Так, хотя выплавка стали в стране в сентябре снизилась на 3,1% к августу (до 50,71 млн. т), за тот же месяц производство железной руды в Китае выросло на 26% к сентябрю-2008 и на 11,4% к августу-2009 (до 85,43 млн. т).

И все-таки поставщики ЖРП Украины возлагают на рынок КНР большие надежды. В инвестиционной компании Astrum Investment Management полагают, что по итогам 2009 г. отечественные железорудные поставки китайским компаниям повысятся относительно прошлого года в 2,6 раза до 12,6 млн. т. Как известно, в последние месяцы Поднебесная стала основным направлением развития украинского экспорта ЖРП, особенно на фоне сужения почти всех остальных рынков и ужесточения конкуренции на них. Эксперты уточняют: Китай становится важнейшей страной назначения ЖРП из-за срыва переговоров местных металлургов с австралийскими поставщиками по годовым контрактам. Впрочем, уже в 2010 г. поставки в КНР усложнятся - из-за сложившейся в этом году роли краткосрочных (спотовых) контрактов цены по ним постоянно растут. И на следующий торговый год китайские покупатели все же постараются добиться выгодных годовых сделок.

Рудари Украины пока что осуществляли спотовые поставки, и в случае возвращения на китайский рынок "диктата" годовых договоров экспорт отечественной ЖРП, скорее всего, вновь упадет. Другие факторы снижения экспорта в Китай – это ожидаемое в 2010 г. постепенное восстановление спроса в странах Восточной Европы, а также увеличение транспортных издержек. Восточноевропейские рынки более привлекательны для украинских производителей ЖРП вследствие минимальных затрат на транспортировку (по времени и по стоимости), а цены в регионе вполне сравнимы с теми, что складываются в КНР.

Впрочем, у "китайского вопроса" есть еще одна сторона. К ноябрю стало известно, что китайцы заинтересованы самостоятельно добывать железные руды в Украине. При этом премьер Юлия Тимошенко не устает заявлять, что "страна заинтересована в привлечении предприятий Китая к разработке самых различных полезных ископаемых" (на условиях соглашений о разделе продукции). Так, обсуждается строительство новых мощностей по добыче руд и получению концентратов.

В целом на мировых железорудных (и других сырьевых рынках) в ближайшие годы ожидается бурный рост. Так, по оценкам топ-менеджмента BHP Billiton, хотя кризис продолжается, но спрос на промышленное сырье в Китае и Индии уже в 2010 г. приведет к быстрому росту глобальных поставок сырья, который будет развиваться на фоне все еще слабых западных экономик.

Более того, как минимум до 2012 г. в мире будет сохраняться дефицит ЖРП, стимулируя производителей расширять и обновлять мощности. Поэтому специалисты фирмы Merrill Lynch Global Research прогнозируют, что в следующем году цены на австралийскую руду вырастут на 5% до уровня $70/т, а в 2011 г. – еще на 15%. Не удивительно, что ведущие метхолдинги стараются развивать собственную сырьевую базу. Скажем, Лакшми Миттал в ноябре подтвердил планы ArcelorMittal построить новый металлургический завод на юго-востоке Бразилии совместно с Vale. А в Украине Ю. Тимошенко настаивает на диверсификации внутреннего рынка ЖРП и призывает металлургов инвестировать в развитие горнодобывающей промышленности. Впрочем, это пока что нереально ввиду сильной нехватки средств даже на поддержание текущей работы. Так что слова Юлии Владимировны можно расценивать как очередной предвыборный пиар.

"А Баба-Яга против"

К слову, о внутреннем рынке. По данным объединения "Металлургпром", в октябре баланс снабжения металлургии железорудным сырьем выполнен по окатышам на 94%, по агломерату – на 125%, по аглоруде – на 79%, по концентрату – на 83%. За 10 месяцев 2009 года обеспеченность ЖРП составила: по окатышам – 95%, по агломерату – 113%, по аглоруде – 98%, по концентрату – 95%. Тем самым, в октябре был отмечен некоторый недостаток неподготовленного сырья, тогда как по подготовленному планы выполнены и перевыполнены. Аналитики связывают октябрьский дефицит с продолжающимся изменением структуры сбыта отечественного ЖРП, а также с нежеланием некоторых меткомпаний закупать украинское сырье. Так, по данным Днепропетровской облгосадминистрации, на начало 2-й декады ноября на складах ГОКов области скопилось около 1,5 млн. т различной ЖРП, тогда как ряд метпредприятий продолжает импорт. Наибольшим импортером области назван Днепровский меткомбинат им. Дзержинского, принадлежащий Индустриальному союзу Донбасса: в январе-октябре 2009 г. предприятие в сравнении с минувшим годом повысило импорт ЖРП в 2,3 раза до 1,292 млн. т, в т. ч. было ввезено 1,093 тыс. т концентрата (который ранее не импортировался).

Мариупольский меткомбинат им. Ильича в годовом сравнении увеличил импорт ЖРП на 29,4% до 1,186 млн. т (концентрата – на 37,8% до 1,022 млн. т, аглоруды – на 28,5% до 154 тыс. т). Правда, завод Владимира Бойко за период с начала года резко снизил ввоз окатышей – на 81,8% до 10 тыс. т.

Днепропетровский метзавод им. Петровского за 10 мес. 2009 года ввез 151,5 тыс. т окатышей и 21,8 тыс. т агломерата, хотя в 2008 г. вообще не завозил железорудного сырья. Начало импорта заводом связывают с интересами владельца группы "Евраз". Кстати, "Запорожсталь" в 2008 г. тоже не импортировала ЖРП, а в нынешнем году завезла 30,1 тыс. т окатышей.

И ладно бы еще завозился товар, с которым по качеству внутренние поставщики соперничать не могут. Так нет же, по экспертной оценке, качество иностранного ЖРК и аглоруды сопоставимо как минимум с тем, что предлагают ГОКи Украины. Видимо, тут уже дело не в здравом смысле, а в "обидах" на тех или иных поставщиков. Ну, что называется, на обиженных воду возят, вот только б обиды не повредили собственному бизнесу, когда хорошее сырье можно получить рядом, но по "политическим соображениям", плюс, переплачивая, его везут издалека.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!