Подробнее Запомнить город


Железный приток

17.11.09
размер текста:

Железорудные рынки будут расти, а ЖРП – дорожать. Металлурги пытаются обуздать сырьевиков с помощью "длинных" контрактов и дифференциации закупок.

По данным Министерства промышленной политики, в октябре 2009 г. производство железорудной продукции (ЖРП) в Украине выросло на 1,4% к сентябрю или на 87 тыс. т – до 6282 тыс. т. Так, добыча железной руды уменьшилась на 4,3% или на 43 тыс. т (до 951 тыс. т), однако выпуск железорудного концентрата (ЖРК) повысился на 2,5% или на 130 тыс. т (до 5331 тыс. т), агломерата – на 8,2% или на 227 тыс. т (до 2989 тыс. т), окатышей – на 2% или на 38 тыс. т (до 1933 тыс. т).

За 10 месяцев общее производство ЖРП в годовом сравнении сократилось на 18,7% или на 12,201 млн. т и составило 53,050 млн. т.

В контрнаступлении


Интересно отметить увеличение экспорта железорудного сырья. В центре "Укрпромвнешэкспертиза" рассказывают, что по итогам января-октября 2009 г. отечественные поставщики нарастили экспорт примерно на 12% (к аналогичному периоду 2008 г.) до 22,013 млн. т. В частности, экспортные продажи ЖРК расширились на 67,8% до 9,705 млн. т, окатышей – на 3,6% до 7,899 млн. т, агломерата – в 3,3 раза до 199,4 тыс. т. В то же время поставки аглоруды упали на 32,1% до 4,209 млн. т.

Отдельно в октябре горнорудные предприятия страны экспортировали 2,866 млн. т ЖРП, включая 1,3 млн. т концентрата, 583,3 тыс. т аглоруды, 71,2 тыс. т агломерата и 911,6 тыс. т окатышей. Притом октябрьский экспорт примерно на 300 тыс. т превысил сентябрьские показатели.

Итак, украинская железорудная промышленность оправилась от первых ударов кризиса и, что называется, перешла в контрнаступление. Это не новость осени – еще летом стало понятно, что горнорудные компании и в нашей стране, и в мире будут одними из лидеров успешного преодоления кризиса. С другой стороны, осенью тенденция укрепилась и получила развитие, в том числе в новых формах.

Например, если говорить о мировом рынке, то переговоры по годовым контрактам на 2009 г. так полностью и не завершились – из-за несговорчивости китайских лоббистов, прежде всего Китайской ассоциации чугуна и стали (CISA). И потребители Китая были вынуждены считаться с завышенными ценами спотовых поставок. На этом фоне CISA предложила основным глобальным поставщикам – Vale, Rio Tinto и BHP Billiton – "найти новую формулу ценовых переговоров", основанную на "взаимной выгоде" поставщиков и покупателей, т.е. с учетом кризиса на международных рынках готовой металлопродукции. Но пока что подвижек нет. CISA убеждает, что договора должны заключаться не "весной на весну", а на календарный год (с января по декабрь), и цены для всех покупателей должны быть равными. Притом Китай как крупнейший потребитель должен получать сырье со скидкой.

Что в мире происходит?

Параллельно КНР прилагает усилия для сокращения зависимости от железорудного импорта. Так, хотя выплавка стали в стране в сентябре снизилась на 3,1% к августу (до 50,71 млн. т), за тот же месяц производство железной руды в Китае выросло на 26% к сентябрю-2008 и на 11,4% к августу-2009 (до 85,43 млн. т).

И все-таки поставщики ЖРП Украины возлагают на рынок КНР большие надежды. В инвестиционной компании Astrum Investment Management полагают, что по итогам 2009 г. отечественные железорудные поставки китайским компаниям повысятся относительно прошлого года в 2,6 раза до 12,6 млн. т. Как известно, в последние месяцы Поднебесная стала основным направлением развития украинского экспорта ЖРП, особенно на фоне сужения почти всех остальных рынков и ужесточения конкуренции на них. Эксперты уточняют: Китай становится важнейшей страной назначения ЖРП из-за срыва переговоров местных металлургов с австралийскими поставщиками по годовым контрактам. Впрочем, уже в 2010 г. поставки в КНР усложнятся - из-за сложившейся в этом году роли краткосрочных (спотовых) контрактов цены по ним постоянно растут. И на следующий торговый год китайские покупатели все же постараются добиться выгодных годовых сделок.

Рудари Украины пока что осуществляли спотовые поставки, и в случае возвращения на китайский рынок "диктата" годовых договоров экспорт отечественной ЖРП, скорее всего, вновь упадет. Другие факторы снижения экспорта в Китай – это ожидаемое в 2010 г. постепенное восстановление спроса в странах Восточной Европы, а также увеличение транспортных издержек. Восточноевропейские рынки более привлекательны для украинских производителей ЖРП вследствие минимальных затрат на транспортировку (по времени и по стоимости), а цены в регионе вполне сравнимы с теми, что складываются в КНР.

Впрочем, у "китайского вопроса" есть еще одна сторона. К ноябрю стало известно, что китайцы заинтересованы самостоятельно добывать железные руды в Украине. При этом премьер Юлия Тимошенко не устает заявлять, что "страна заинтересована в привлечении предприятий Китая к разработке самых различных полезных ископаемых" (на условиях соглашений о разделе продукции). Так, обсуждается строительство новых мощностей по добыче руд и получению концентратов.

В целом на мировых железорудных (и других сырьевых рынках) в ближайшие годы ожидается бурный рост. Так, по оценкам топ-менеджмента BHP Billiton, хотя кризис продолжается, но спрос на промышленное сырье в Китае и Индии уже в 2010 г. приведет к быстрому росту глобальных поставок сырья, который будет развиваться на фоне все еще слабых западных экономик.

Более того, как минимум до 2012 г. в мире будет сохраняться дефицит ЖРП, стимулируя производителей расширять и обновлять мощности. Поэтому специалисты фирмы Merrill Lynch Global Research прогнозируют, что в следующем году цены на австралийскую руду вырастут на 5% до уровня $70/т, а в 2011 г. – еще на 15%. Не удивительно, что ведущие метхолдинги стараются развивать собственную сырьевую базу. Скажем, Лакшми Миттал в ноябре подтвердил планы ArcelorMittal построить новый металлургический завод на юго-востоке Бразилии совместно с Vale. А в Украине Ю. Тимошенко настаивает на диверсификации внутреннего рынка ЖРП и призывает металлургов инвестировать в развитие горнодобывающей промышленности. Впрочем, это пока что нереально ввиду сильной нехватки средств даже на поддержание текущей работы. Так что слова Юлии Владимировны можно расценивать как очередной предвыборный пиар.

"А Баба-Яга против"

К слову, о внутреннем рынке. По данным объединения "Металлургпром", в октябре баланс снабжения металлургии железорудным сырьем выполнен по окатышам на 94%, по агломерату – на 125%, по аглоруде – на 79%, по концентрату – на 83%. За 10 месяцев 2009 года обеспеченность ЖРП составила: по окатышам – 95%, по агломерату – 113%, по аглоруде – 98%, по концентрату – 95%. Тем самым, в октябре был отмечен некоторый недостаток неподготовленного сырья, тогда как по подготовленному планы выполнены и перевыполнены. Аналитики связывают октябрьский дефицит с продолжающимся изменением структуры сбыта отечественного ЖРП, а также с нежеланием некоторых меткомпаний закупать украинское сырье. Так, по данным Днепропетровской облгосадминистрации, на начало 2-й декады ноября на складах ГОКов области скопилось около 1,5 млн. т различной ЖРП, тогда как ряд метпредприятий продолжает импорт. Наибольшим импортером области назван Днепровский меткомбинат им. Дзержинского, принадлежащий Индустриальному союзу Донбасса: в январе-октябре 2009 г. предприятие в сравнении с минувшим годом повысило импорт ЖРП в 2,3 раза до 1,292 млн. т, в т. ч. было ввезено 1,093 тыс. т концентрата (который ранее не импортировался).

Мариупольский меткомбинат им. Ильича в годовом сравнении увеличил импорт ЖРП на 29,4% до 1,186 млн. т (концентрата – на 37,8% до 1,022 млн. т, аглоруды – на 28,5% до 154 тыс. т). Правда, завод Владимира Бойко за период с начала года резко снизил ввоз окатышей – на 81,8% до 10 тыс. т.

Днепропетровский метзавод им. Петровского за 10 мес. 2009 года ввез 151,5 тыс. т окатышей и 21,8 тыс. т агломерата, хотя в 2008 г. вообще не завозил железорудного сырья. Начало импорта заводом связывают с интересами владельца группы "Евраз". Кстати, "Запорожсталь" в 2008 г. тоже не импортировала ЖРП, а в нынешнем году завезла 30,1 тыс. т окатышей.

И ладно бы еще завозился товар, с которым по качеству внутренние поставщики соперничать не могут. Так нет же, по экспертной оценке, качество иностранного ЖРК и аглоруды сопоставимо как минимум с тем, что предлагают ГОКи Украины. Видимо, тут уже дело не в здравом смысле, а в "обидах" на тех или иных поставщиков. Ну, что называется, на обиженных воду возят, вот только б обиды не повредили собственному бизнесу, когда хорошее сырье можно получить рядом, но по "политическим соображениям", плюс, переплачивая, его везут издалека.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!