Подробнее Запомнить город


Энергетическая беззапасность

20.11.09
размер текста:

Гордо рапортуя о рекордных объемах газа, накопленных в подземных хранилищах, правительство предпочитает не упоминать о том, что запасы альтернативных видов топлива на складах ТЭС значительно ниже прошлогоднего уровня. Особенно остро стоит проблема с мазутом, хотя и угля газовой группы тоже не хватает.

К началу отопительного сезона, по данным Минтопэнерго, энергогенерирующие компании страны накопили около 3,6 млн. тонн угля и всего лишь 45 тыс. тонн мазута. Картина по углю выглядит таким образом, что антрацитные марки на складах имеются даже в избытке, тогда как марки газовой группы – в дефиците. На последние в общем балансе запасов приходится лишь около 1,1 млн. тонн, а нужно как минимум на 500-600 тыс. тонн больше. Ведь традиционно рацион украинских ТЭС распределяется между антрацитными и газовыми сортами в пропорции 50:50, но при этом каждая из станций рассчитана лишь на свою конкретную марку угля. Например, на востоке страны больше предпочтения отдают антрациту, тогда как в структуре "Западэнерго" ТЭС работают исключительно на угле марок Г или ГСШ. К числу таких, в частности, принадлежит и Бурштынская электростанция, обеспечивающая львиную долю отечественного экспорта электроэнергии. Таким образом, именно западноукраинские энергетики и обделены сегодня угольным ресурсом больше всего, тогда как, например, на Старобешевской или Славянской ТЭС антрацит уже просто некуда складировать.

Подобный перекос в значительной мере вызван политикой самого же Кабмина. В 2009 году премьер Юлия Тимошенко распорядилась, чтобы государственные ТЭС закупали уголь исключительно у государственных компаний, да еще и по ценам в 2 раза выше рыночных. И даже при такой "принудиловке" еще 3,66 млрд. гривен шахтеры получили за январь-сентябрь 2009 года в виде компенсаций из госбюджета. Это называлось поддержкой отечественной угледобывающей отрасли. Вылилась же такая поддержка в то, что склады энергогенерирующих компаний затоварены лишним углем (причем не всегда оплаченным), а топить все равно приходится газом.

Еще год назад глава украинского правительства кинула клич о переводе максимального количества энергогенерирующих мощностей в стране с природного газа на уголь. В Министерстве топлива и энергетики рьяно бросились выполнять директиву свыше, но уже год спустя дали задний ход. И дело здесь не только в дефиците углей газовых марок, но и в том, что большая "черная дыра" образовалась на внутреннем рынке газа, от чего и материально, и морально страдает НАК "Нафтогаз Украины". Если за 9 месяцев 2008 года предприятия ТЭК купили у него почти 12 млрд. кубометров "голубого топлива", то за аналогичный период 2009-го - лишь 9,2 млрд. кубов. А ведь над "Нафтогазом" висят контрактные обязательства по закупке у "Газпрома" не менее 41 млрд. кубометров газа в год, которые он в текущем году наверняка не выполнит, поскольку девать ресурс и так некуда, и каждый дополнительно потерянный миллиард сбыта для него, как скалка под ноготь. Тем более, что ситуация со штрафами за недобор (предъявят - не предъявят?) до сих пор остается туманной. Поэтому нынешней зимой уже никто не будет призывать энергетиков экономить газ.

Наоборот, под соусом заботы об экологии Кабмин потихоньку сворачивает свою инициативу по переводу энергетической отрасли с газа на уголь. В октябре министр охраны окружающей природной среды Георгий Филипчук поручил подразделениям Минприроды на местах проверить все тепловые электростанции, увеличившие потребление угля и мазута в 2009 году, ссылаясь на участившиеся жалобы из регионов по поводу загрязнения внешней среды в местах работы ТЭС. Он назвал и несколько городов, откуда приходили тревожные сигналы (Краматорск, Макеевка, Алчевск, Кременчуг), и пригрозил даже закрытием вредоносных объектов. Впрочем, такие проверки выглядят, скорее, как прикрытие отступления, иначе пришлось бы прямо признавать, что сам переход с газа на уголь был скоропалительной и малопродуманной кампанией. Эффективным такой "план ГОЭЛРО" мог бы оказаться в случае применения современных очистных и топливосжигающих технологий, например, сгорания угля в циркулирующем кипящем шаре, но в Украине работает лишь один-единственный аппарат такого типа - на Старобешивской ТЭС. На внедрение чего-то подобного на других станциях у государства не хватает денег, а на приватизацию энергогенерирующих компаний - смелости.

Но диспропорция в обеспечении предприятий генерации углем - это еще цветочки, ягодки же - это полный провал планов по накоплению на объектах ТЭК мазута. Согласно нормативам, на каждой из ТЭС к началу отопительного сезона должен храниться 10-дневный запас этого топлива, реально же на некоторых из станций к середине октября мазута хватало лишь на 2-3 дня работы. По данным Минтопэнерго, по состоянию на 1 октября на всех ТЭС и ТЭЦ страны удалось заготовить только 45 тыс. тонн мазута, тогда как по плану необходимо было иметь примерно 120 тыс. тонн, а год назад этот показатель вообще приближался к 150 тыс. тонн. Октябрь уже прошел, но существенно ситуацию поправить не удалось. Как отмечают энергетики, в последние недели в свободной продаже на отечественном рынке мазут появлялся лишь изредка, да и те крохи приобрести практически было невозможно из-за громоздкости тендерных процедур.

В связи с этим Минтопэнерго даже подало на рассмотрение Кабмина проект постановления, разрешающего национальной "Энергетической компании Украины" приобретать мазут не на тендерах, а напрямую у производителя (предварительные переговоры о закупках велись с Кременчугским НПЗ). Но у правительства руки к документу не доходят уже почти месяц, а там гляди – и половина отопительного сезона будет пройдена. Так, в предыдущем сезоне упрощенная процедура продажи мазута предприятиям ТЭК и лицензирование вывоза его за рубеж были одобрены правительством лишь после Рождественских праздников.

По словам заместителя министра топлива и энергетики Владимира Лучникова, зимой 2008-2009 года энергетики весьма активно жгли мазут, поскольку вследствие повышения цены на газ тот оказался более дешевым топливом. В результате, к концу отопительного сезона мазутные запасы на ТЭС сократились на 40% - до 25 тыс. тонн и восполнить их в течение теплых месяцев так и не удалось. С одной стороны это связано с тем, что украинские НПЗ в последние годы значительно сократили производство мазута, сохранив при этом экспортную ориентацию этого продукта. Таким образом, внутри Украины мазут нередко стоит дороже, чем за его пределами, поскольку заводы стараются в первую очередь выполнить свои внешнеторговые контракты, а уже потом удовлетворять запросы на родине. Во-вторых, сейчас, когда цена тонны мазута подскочила до 4 тыс. гривен, на тепловых станциях снова стало экономически целесообразнее использовать в качестве топлива старый добрый газ.

Однако с нового года цена импортного газа для Украины опять изменится, причем опять не в сторону уменьшения, а значит, снабженцам энергокомпаний придется снова садиться за калькуляторы и считать, чего бы такого подешевле бросить в котел. Правда, выбор у них будет уже не настолько широким, как в минувшем сезоне. А это в свою очередь делает Украину более уязвимой накануне очередных газовых торгов с "Газпромом". Именно благодаря наличию достаточных запасов резервного топлива страна успешно продержалась две первые недели января-2009 в условиях газовой блокады со стороны России. Конечно, хочется верить, что повторного "холодомора" Киев с Москвой в наступающем году все же не допустят. Если уж у Украины нет альтернативных источников газоснабжения, то правительство могло бы, по крайней мере, более ответственно подойти к формированию топливного резерва.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!