Подробнее Запомнить город


Железнодорожная отрасль: рикошет

23.11.09
размер текста:

Двукратное падение объемов перевозок в 2009 г., привело к существенному сокращению доходов "Укрзализныци". Это, в свою очередь, рикошетом ударило по смежным промпредприятиям, для которых госмонополия является основным заказчиком.

Снижение поступлений от перевозок грузов и пассажиров железнодорожники компенсируют пропорциональным уменьшением капитальных затрат. В результате основной поставщик шпал для "Укрзализныци", ОАО "Спецжелезобетон" (г. Гнивань, Винницкая обл.) вынуждено по сравнению с прошлым годом уменьшить производство с 850 до 300 тыс. шт. При этом предприятие отгружает для госмонополии 90% своей продукции. А ведущий в Украине производитель рельсовых креплений, львовская корпорация "Путевые ремонтные технологии", сообщила о сокращении законтрактованных на текущий год объемов поставок для "Укрзализныци" на 30% по сравнению с 2008 г. Результатом стало сокращение персонала на львовском заводе на 27%, до 1500 чел. Соответственно уменьшились и закупки "Укрзализныцей" рельсов у мариупольского комбината "Азовсталь".

При этом в период кризиса железнодорожники экономят не только на путевом хозяйстве, но и на своем подвижном составе. На это указывают показатели работы ряда отраслевых предприятий по итогам 9 мес. 2009 г. Так, Днепропетровский тепловозоремонтный завод за отчетный период сократил чистую прибыль с 8,15 до 1,0 млн. грн. При этом выполнение работ в денежном эквиваленте уменьшилось с 236,14 до 74,29 млн. грн. А Львовский локомотиворемонтный завод за январь-сентябрь вообще получил чистый убыток в размере 1,13 млн. грн. по сравнению с чистой прибылью 5,8 млн. грн., полученной за тот же период годом ранее. Объемы выполнения работ были уменьшены с 152,9 до 88,76 млн. грн. Запорожский электровозоремонтный завод также показал ухудшение показателей: выполнение работ уменьшилось с 251,54 до 120,41 млн. грн., чистая прибыль с 3,13 до 0,28 млн. грн. Но наибольшую динамику падения продемонстрировал Изюмский тепловозоремонтный завод, который только за I квартал сократил производство с 6,5 млн. грн. до 69 тыс. грн. Это привело к чистому убытку в 1,98 млн. грн., тогда как в 2008 г. предприятие имело пусть и небольшую, но все же позитивную рентабельность. По сравнению с ним относительно неплохо обстоят дела на Киевском электровагоноремонтном заводе им. Январского восстания: там за 9 мес. производство уменьшилось "всего" с 166,47 до 106,78 млн. грн., а чистая прибыль с 2,03 до 1,35 млн. грн. Как говорится, могло быть и хуже. Тем не менее, общая тенденция по всем видам подвижного состава "Укрзализныци" просматривается однозначно: существенное сокращение ремонтных работ.

Уменьшились и закупки "Укрзализныци" на Днепропетровском и Керченском заводах стрелочных переводов – а это примерно 50% от общего объема их производства. Всего, по оценкам Ассоциации производителей оборудования железнодорожной инфраструктуры, входящие в ее состав предприятия в 2009 г. утратили две трети заказов. Вместе с тем следует отметить, что вагоностроители Крюковского и Стахановского заводов, а также "Днепровагонмаша" и "Азовмаша", сталкиваются с аналогичными проблемами. Однако они уже не первый год успешно решают их за счет расширения продаж в страны СНГ – прежде всего в Российскую Федерацию, Казахстан и Беларусь. Тогда как большинство производителей железнодорожной инфраструктуры заявляет о невозможности выхода на внешние рынки из-за своей узкой специализации, не предусматривающей перепрофилирования.

Несмотря на некоторый рост объемов грузоперевозок в IV квартале, смежникам "Укрзализныци" не приходится ожидать улучшения в обозримом будущем. Поскольку значительным риском для железнодорожников по-прежнему остаются курсовые колебания. Всего в текущем году "Укрзализныця" выплатила 7 млрд. грн по внешним займам, которые предоставлялись в долларах и евро, тогда как свои доходы железные дороги получают преимущественно в гривне. Кроме того, как отмечают в Государственной администрации железнодорожного транспорта, правительство и местные власти очень неаккуратно рассчитываются по компенсации за льготные пассажироперевозки. То есть, попросту говоря, платят не в полном объеме, накапливая задолженность. Этими факторами главным образом и обусловлен прогнозируемый по итогам 2009 г. дефицит оборотных средств "Укрзализныци" в размере 1,6 млрд. грн. В таком случае железным дорогам действительно не до капитальных инвестиций.

Тем не менее, ряд смежных предприятий видит выход из ситуации в своем возвращении в состав "Укрзализныци". Напомним, что из ее структуры смежники были выведены в апреле 2008 г. по инициативе тогдашнего главы транспортного ведомства Иосифа Винского. Позднее, после его отставки, данный приказ был отменен Кабмином, однако это коснулось не всех заводов. Поэтому, в частности, правление ОАО "Гниванский завод "Спецжелезобетон" в конце октября направило в Минтранссвязи обращение с просьбой о включении предприятия в состав "Укрзализныци"». По мнению топ-менеджмента, таким образом можно будет покрыть понесенные убытки. Между тем в транспортном ведомстве с ответом не спешат, поскольку включение в ее структуру убыточных заводов еще больше ухудшит финансовое положение самой "Укрзализныци".

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.
01.06.18, Максим Полевой
Введение весенних "пошлин Трампа" уже привело к росту конкуренции на мировом металлургическом рынке: поставщики перераспределяют сбытовые потоки и ждут дальнейшего развития событий.
29.05.18, Ярослав Ярош
Стремигородское ильменито-апатитовое месторождение с прогнозными запасами более 1 млрд тонн руды относится к числу крупнейших в мире, достаточно хорошо изученных и готовых к промышленному освоению. Но сегодня процесс его разработки блокирует государство, не желающее мириться с тем, что титановые сливки достанутся бизнесмену Дмитрию Фирташу.
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!