Подробнее Запомнить город


П. остался на трубе

24.11.09
размер текста:

Владельцу группы "Интерпайп" Виктору Пинчуку, похоже, удастся еще, по крайней мере, на год сохранить свои позиции на российском рынке труб нефтяного сортамента. Нынешней осенью он продемонстрировал эффективный мастер-класс на тему, как, играя на противоречиях российских промышленников, продвигать свою продукцию.

За последние годы структура экспорта украинских труб в Россию кардинально изменилась. Если раньше в ней доминировали трубы большого диаметра, используемые при прокладке магистральных нефте- и газопроводов, то теперь более половины поставок в Россию приходится на трубы обсадные, буровые, насосные и т. п. малых и средних диаметров. И хотя их основным потребителем остается все та же нефтегазовая отрасль, но уже совсем другой ее сегмент - добывающий. Причем более 80% таких труб, поступающих из Украины, как раз изготовлены на 5 трубных заводах, входящих в группу "Интерпайп". Согласно экспертным оценкам, в нынешнем году на российский рынок поставлялось до 68% произведенной ими продукции (однако здесь имеется ввиду весь сортамент труб, а не только нефтегазовый).

Жизнь предприятиям Пинчука на рынке соседней страны значительно облегчало подписанное еще 5 лет соглашение о беспошлинном ввозе интерпайповских труб на территорию РФ. Согласно документу, заводы группы брали на себя добровольные ограничения по объемам поставок. Но это их совсем не смущало, поскольку объем квоты был достаточно велик, особенно в нынешних условиях падения сбыта. Так, ее размер на 2009 год равен 427 тыс. тонн, но вряд ли квота будет выбрана больше, чем наполовину. Так, за три первых квартала "Интерпайп" в ее рамках продал примерно 140-150 тыс. тонн труб. Впрочем, смущало украинскую группу совсем другое: 31 декабря срок действия беспошлинного соглашения заканчивается, и если оно не будет продлено, то предприятиям "Интерпайпа" с нового года придется платить в российский бюджет пошлины на общих условиях, то есть в размере от 8,9% до 55,3% таможенной стоимости в зависимости от вида труб.

Горячим противником пролонгации беспошлинного соглашения выступает российский Фонд развития трубной промышленности - одно из самых активных лоббистских объединений металлургов России. Его категорическая позиция и стала причиной того, что несколько раундов трубных переговоров еще в первой половине 2009 года к консенсусу не привели. Что ж, безуспешные лобовые атаки вынудили группу "Интерпайп" искать фланговых путей на российский рынок и такая тактика принесла лучшие плоды. Активные переговоры днепропетровских трубников со своими VIP-клиентами в России привели к тому, что 2 ноября 5 крупнейших нефтяных компаний соседнего государства - "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Роснефть" "Газпром нефть" и "ТНК-BP" - обратились к своему правительству с просьбой продолжить сроки беспошлинного ввоза украинских труб. Письмо пятерых пришлось как нельзя кстати к встрече министров энергетики двух стран в рамках заседания украинско-российской межправительственной комиссии по вопросам ТЭК. Ее сопредседатели Юрий Продан и Сергей Шматко договорились активизировать усилия по пролонгации соглашения о беспошлинном ввозе. А вскоре, вслед за Минэнерго, поддержать чаяния нефтяников, а соответственно и "Интерпайпа", решила и Федеральная антимонопольная служба России.

Случай редчайший. Трудно даже вспомнить, когда еще российские правительственные органы помогали украинским товаропроизводителям обосноваться на их территории. Однако прецедент с "Интерпайпом" доказывает: невозможное - возможно. Правильно подготовленная почва дает благодарные всходы. А Виктор Пинчук удабривает ее самым надежным способом - рублем. Он готов поставлять российским нефтяникам трубы как минимум на 10% дешевле, чем меткомбинаты самой России (а по некоторым позициям ценовой разрыв еще существеннее). Такая экономия - и сама по себе существенный козырь. Но, кроме того, присутствие продукции "Интерпайпа" на российском рынке нефтяных труб имеет и серьезное психологическое значение: оно мешает местным трубникам безоглядно диктовать цены тем же "Лукойлу", "ТНК-ВР" и их коллегам.

В иной ситуации ценовая сговорчивость "Интерпайпа" могла бы стать основанием для возбуждения против него антидемпингового расследования. Но когда его трубы занимают лишь 5-7% от общего потребления в своем сегменте, и когда физические объемы его экспорта в Россию не растут, а наоборот уменьшаются, то, по мнению Федеральной антимонопольной службы РФ, – это больше благо, чем зло. Руководитель ФАС Игорь Артемьев в письме на имя вице-премьера российского правительства Игоря Сечина отмечает, что продление соглашения на беспошлинный ввоз украинских труб поможет сдержать рост цен на них на внутреннем рынке. Взвинчивает же цены триумвират российских производителей, состоящих из Объединенной металлургической компании, Трубной металлургической компании и Челябинского трубопрокатного завода. По данным ФАС, в разных номенклатурных группах труб для ТЭК, их суммарная доля колеблется от 65 до 88%.

Похожей позиции придерживается и глава российского Минэнерго Сергей Шматко, утверждающий, что конкурентная ценовая среда на трубную продукцию позволит нефтяной отрасли минимизировать издержки, что особенно важно в ближайшие годы, когда нефтяникам предстоит браться за ряд капиталоемких проектов по освоению новых месторождений. Однако в условиях, когда национальные метпроизводители регулярно повышают отпускные цены, с упомянутой минимизацией возникают большие проблемы. Согласно мониторингу того же Минэнерго, только за период с июля по октябрь 2009 года цены на российскую трубную продукцию для нефтяников выросли в среднем на 12%.

Впрочем, ни энергетическое, ни антимонопольное ведомство не являются последними инстанциями, открывающими ворота продукции "Интерпайпа" на российский рынок. Соглашение пятилетней давности было подписано не с ними, а с министерствами промышленности и торговли и экономического развития России. Им и предстоит продлевать сроки. А в этих органах влияние лобби из Фонда развития трубной промышленности достаточно сильно. С другой стороны многое будет зависеть от позиции вице-премьера Игоря Сечина, к которому обращалась ФАС и который традиционно покровительствует нефтяникам. В нынешнем составе российского правительства его считают самым близким к Владимиру Путину человеком, так что его визы под прошением нефтяных компаний было бы достаточно, чтобы трубы Виктора Пинчука остались на рынке России. Правда, пока из его канцелярии никаких распоряжений по этому поводу не поступало.

Приблизить развязку спора должно прошедшее 19-20 ноября в Ялте заседание украинско-российского комитета по вопросам экономического сотрудничества под председательством Владимира Путина и Юлии Тимошенко. И хотя традиционно в эпицентре таких переговоров находился газ, но и трубные дела делегации не обошли вниманием. В протоколе по итогам заседания сказано, что до конца года Украина и Россия подпишут дополнение к соглашению о поставках некоторых видов украинской трубной продукции на российский рынок, согласно которому в 2010 году Москва будет регулировать их нетарифными методами, то есть при помощи квот, а не импортных защитных пошлин. Именно этого и добивался "Интерпайп". Правда, в ответ Украине, вероятно, придется открыть свой рынок для российских стрелочных переводов.

В Министерстве промышленной политики Украины уже готовят проект новой редакции беспошлинного соглашения, согласно которому квота на поставки продукции "Интерпайпа" в Россию снизится до 300 тыс. тонн годовых, но сохранится еще в течение трех лет. В министерстве не отрицают, что готовы вести речь о заключении подобного соглашения и в сегменте труб большого диаметра, где кроме интерпайповских предприятий имеет свой интерес и Харцызский трубный завод группы "Метинвест". Сейчас украинские ТБД облагаются в России пошлиной в 8%, но параллельно ведется расследование относительно увеличения или снижения этого порога. Хотя бы промежуточный результат оно должно дать уже в декабре. Но к этому процессу в Киеве приковано пока гораздо меньше внимания. "Приоритетное задание - это решить вопрос с беспошлинным ввозом в Россию труб нефтяного сортамента, поскольку сейчас именно эта группа является основой украинского трубного экспорта, - сообщил один из чиновников Минпромполитики Украины. - Если удастся решить его позитивно, тогда будем плотнее заниматься и трубами большого диаметра".

Эти слова в принципе подтверждены свежими статистическими выкладками. Так, по данным "Металл-курьера", в октябре по сравнению с сентябрем общий экспорт украинских труб в Россию упал на 5% до 32,3 тыс. тонн, но при этом экспорт труб нефтяного сортамента вырос на 4% до 14 тыс. тонн. В номенклатуре же последних доминировали трубы диаметров 273 и 325 мм, произведенные на Новомосковском трубном заводе, принадлежащем "Интерпайпу".

В целом же емкость российского рынка труб, по расчетам Сергея Билана, генерального директора "Трубной металлургической компании (самого сильного конкурента "Интерпайпа" в России), оценивается в 2009 году в 5,772 млн. тонн. Из этого количества на ТБД приходится 1,218 млн. тонн, на бурильные трубы - 42 тыс. тонн, обсадные - 823 тыс. тонн, насосно-компрессорные - 462 тыс. тонн, сварные бесшовные нефтепроводные - 639 тыс. тонн, сварные общего назначения - 496 тыс. тонн. Как прогнозирует господин Билан, в 2010 году эта емкость при оптимистическом сценарии расширится до 6,644 млн. тонн, при пессимистическом - до 6,084 млн. тонн. А на этом фоне украинские 300 тыс. тонн - действительно всего лишь капля, которая уж никак не затопит тамошний рынок, как стращают российские металлургические лоббисты.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!