Подробнее Запомнить город


Кременчуг как ядро

25.11.09
размер текста:

"Укртатнафта" - самый современный НПЗ группы Коломойского. Если "Приват" не проиграет президентские выборы, то на кременчугский завод придут новые многомиллиардные инвестиции.

ЗАО "Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта" создано в 1994 г. согласно указам президентов Украины и Республики Татарстан (Россия). Украина передала в уставный фонд целостный имущественный комплекс АО "Кременчугнефтеоргсинтез" (правопреемник Кременчугского НПЗ), Татарстан – денежный взнос и акции нефтедобывающих предприятий.

И до конфликта с татарстанской стороной НПЗ включал подразделения по разведке и добыче нефти, расположенные в основном в РФ. Однако сейчас, после полного отстранения компании "Татнефть" от влияния на ЗАО, оно, в свою очередь, де-факто теряет контроль над основной массой корпоративной добычи. Впрочем, это не помешает заводу остаться одним из лидеров отечественной нефтяной отрасли.

Вокруг завода


Мощности ЗАО рассчитаны на работу со всеми типами нефти и газового конденсата с годовой загрузкой 18,6 млн. т. К заводу подведено 3 магистральных трубопровода с нефтяных месторождений Западной Сибири, Поволжья и востока Украины. Так, компания способна перерабатывать высокосернистую поволжскую нефть, что и является одной из важных причин интереса к нему со стороны российского нефтебизнеса. Производится достаточно широкий ассортимент продукции, в т.ч. неэтилированные бензины марок А-76, А-92, А-95, летнее и зимнее дизельное топливо, а также моторные, трансмиссионные и другие виды масел, ароматические углеводороды, нефтяные растворители, парафин, битум, мазут, сера. Среди прочего, ЗАО – крупнейший внутренний производитель и поставщик топлива для авиационных реактивных двигателей ТС-1. Контролируется акционерами, связанными с интересами группы "Приват".

В последние годы "Укртатнафта" фигурировала, прежде всего, в контексте борьбы Игоря Коломойского за контроль над активом с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым (фактическим хозяином "Татнефти"). Но об этом написано и сказано уже более чем достаточно, мы же остановимся на несколько ином. Например, на том, что окончательная "победа над татарами" позволяет "Привату" сделать кременчугское предприятие инструментом дальнейшей монополизации украинского нефтерынка. Именно в таком ключе независимые эксперты центра "Укрпромвнешэкспертиза" рассматривают осеннее изменение государственным оператором магистральных нефтепроводов ("Укртранснафтой") маршрута поставок нефти на Одесский НПЗ ЛУКОЙЛа. На что последний ответил полной остановкой завода.

Официальная версия заключалась в итоговом удорожании транспортировки на $6/т (до $38,95/т), но аналитики сходятся во мнении, что здесь не обошлось без "руки Коломойского". В частности, при новом маршруте появилась возможность стабильной прокачки нефти по "Приднепровским магистральным трубопроводам" в сторону, обратную поставкам в Одессу – из местного порта на кременчугское ЗАО. "Привату" это нужно для обеспечения поставок легкой азербайджанской нефти, прибывающей из Грузии Черным морем. Раньше "Приднепровские трубопроводы" использовались в обе стороны, но с наращиванием "Приватом" перевалки через Одессу пропускной способности хватать перестало. Зампредседателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Валентин Франчук отмечает, что "ЛУКОЙЛу" было предложено 4 альтернативных маршрута поставок нефти, но все их он отклонил. Хотя они "предусматривали и снижение тарифа на транспортировку, и меньшие сроки прокачки за счет сокращения транспортного плеча". А затем глава "Укртранснафты" Александр Лазорко заявил: проблема россиян – в том, что они не смогли своевременно получить позиционные графики и разрешение на применение сквозного тарифа по территории РФ на октябрь и IV квартал, что позволило бы уменьшить расходы на транспортировку нефти на $3,5/т. И в ноябре "ЛУКОЙЛ" таки был вынужден согласиться на условия "коломойцев" и снова запустить одесский завод, получая нефть из Брод по реверсному режиму одиозной магистрали "Одесса-Броды".

О важности новизны

Вот такие страсти ради кременчугского ЗАО и монополии "Привата". К слову, буквально неделю назад глава правления компании Павел Овчаренко объявил, что поставки на "Укртатнафту" нефти из Азербайджана могут возрасти до 600-700 тыс. т в месяц – с нынешних 240 тыс. т. В этой связи напомним, что предприятие заключило 3-летний контракт с азербайджанской компанией SOCAR. П. Овчаренко говорит, что интерес азербайджанских поставщиков к Кременчугскому НПЗ вызван вытеснением их с европейского рынка российскими конкурентами.

В этом контексте заметим, что сейчас на кременчугском заводе продолжается реконструкция, направленная на улучшение качества дизтоплива (ДТ), а также бензинов. Так, в марте 2009 г. ЗАО приступило к выпуску ДТ по стандарту Евро-3, а к 2010 г. намерено вывести на рынок дизтопливо с содержанием серы не более 0,005%, отвечающее стандартам Евро-4. Для перечисленных целей завершается освоение новой установки изомеризации, установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга, модернизировано оборудование гидроочистки ДТ. Все это представляет собой 1-й этап реконструкции мощностей, его ориентировочная стоимость – 1,4 млрд. грн. (в т.ч. 0,8 млрд. грн. – оборудование и материалы).

Кроме того, весьма интересен проект компании по непосредственному выходу на такого конечного потребителя, как авиаперевозчики. Наш собеседник в Минтопэнерго сообщает, что "Укртатнафта" начала самостоятельную заправку самолетов в аэропортах Украины летом 2008 г., по прямым договорам поставок. К осени-2009 объем реализации с момента старта проекта достиг 100 тыс. т.

По словам П. Овчаренко, ключевым партнером в данном случае является главный международный аэропорт страны – "Борисполь". Проведенная здесь модернизация заправочной системы обеспечивает "современный уровень заправки воздушных судов ведущих авиакомпаний". Кременчугское предприятие сотрудничает с "Аэросвитом" и с "Днеправиа"- что не странно, поскольку обоих этих перевозчиков уже контролирует "Приват". Переход этих крупных авиакомпаний стал заметным фактором снижения цен на авиатопливо в "Борисполе" в конце 2008 г. – примерно на 50%.

Сегодня кременчугский НПЗ работает подобным образом также в аэропортах "Львов", "Ивано-Франковск", "Луганск" и "Жуляны" (г. Киев). Наряду с развитием корпоративной сети АЗС, а также включенностью в строящийся вертикально-интегрированный топиливно-энергетический холдинг "Привата", "Укртатнафта" имеет хорошие шансы для дальнейших бизнес-успехов. Больше того, завод является наиболее современным нефтеперерабатывающим активом группы. "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья", как известно, требуют серьезных и дорогих модернизаций. Поэтому кременчугское ЗАО было и остается ядром нефтяной империи Коломойского. И если ближайшие президентские выборы закончатся благоприятно для "Привата", а вероятно, так оно и будет, то эта роль "Укртатнафты" только усилится. И в компанию придут новые многомиллиардные инвестиции.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
21.02.18, Ярослав Ярош
После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука наконец почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.
16.02.18, Максим Полевой
Недавний резкий обвал на мировых фондовых рынках может быть "первой ласточкой" очередного масштабного кризиса. Если он случится, то сильно ударит по Украине, поскольку отечественная экономика очень открыта миру, и любые серьезные внешние потрясения значимо повлияют на нашу страну.
12.02.18, Ярослав Ярош
1 февраля руководители более 20 крупных металлургических компаний США обратились к президенту страны Дональду Трампу с просьбой защитить национальную безопасность и незамедлительно ввести ограничения на импорт стали. Если Трамп уступит, то под удар попадут уже не только Китай и страны третьего мира, как традиционно случалось до сих пор, но и такие глобальные партнеры США, как Германия, Япония, Южная Корея.
08.02.18, Максим Полевой
В 2017 году в украинском машиностроении продолжился восстановительный рост. Скорее всего, позитивная динамика сохранится и далее.
02.02.18, Павел Вернивский
В Украине затягивается предусмотренное законом создание экспортно-кредитного агентства. Учитывая важность вопроса, на нескольких примерах стоит показать, какова специфика работы ЭКА, в чем необходимость создания такой организации и как подобный инструмент будет способствовать развитию отечественного экспорта.
30.01.18, МинПром
Бензин и дизельное топливо в очередной раз начали дорожать в декабре и пока ничего не говорит о прекращении роста цен. Дежурное расследование Антимонопольного комитета Украины на предмет возможного сговора владельцев крупнейших автозаправочных сетей, как обычно, затягивается. Другой реакции со стороны правительства вообще не последовало.
29.01.18, Максим Полевой
Ведущие страны неарабской Африки предпринимают усилия по развитию собственной металлургии. Пока же региональный металлорынок зависит от импорта, чем пользуются и украинские металлурги.
25.01.18, Ярослав Ярош
Правительство надеется, что, возобновив работу, Одесский НПЗ может стать инструментом государственного регулирования на рынке нефтепродуктов. Но его мощностей недостаточно для того, чтобы существенно влиять на баланс и ценообразование, зато вполне может хватить, чтобы в очередной раз перессорить близкие к власти бизнес-группы.
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!