Подробнее Запомнить город


На газовом крючке

26.11.09
размер текста:

В IV квартале текущего года Украина закупит 7-8 млрд. кубометров российского газа – по расчетам НАК "Нафтогаз Украины". Это означает, что ранее подписанный контракт с "Газпромом" в 2009 г. украинской стороной однозначно не будет выполнен – поскольку он предусматривал закупку 40 млрд. куб.м. с возможностью 20%-ного дисконта, что подразумевает минимальный объем в 32 млрд. куб.м. Учитывая, что в январе-сентябре из Российской Федерации было импортировано 16,638 млрд. куб.м. газа, получается, что по итогам года показатель достигнет отметки в 24-25 млрд. куб.м. Таким образом, после 1 января 2010 г. в Москве получали все основания для выставления претензий к Украине в лице "Нафтогаза".

Правда, на ялтинском рандеву со своей украинской коллегой премьер-министр РФ В.Путин подтвердил, что "Газпром" не будет начислять штрафные санкции. И поручил российской госмонополии закрепить это юридически, оформив допсоглашением контрактные объемы газа в 2009 г. на уровне фактически потребленных. Цена у вопроса существенная – иначе во избежание штрафа следовало до конца года доплатить порядка 1,5-2 млрд. долл. Поэтому едва ли можно рассчитывать, что Москва так просто вошла в положение Киева, у которого в связи с кризисом упал отбор газа промышленностью на 11 млрд. кубометров только за 9 мес. текущего года. В конце концов, принцип "бери или плати", применяемый при расчете за газ, связан со спецификой отрасли. Ведь газовая скважина – не водопроводный кран, открыв который, в любой момент можно набрать необходимое количество воды. Технологические режимы работы оборудования в газодобыче настраиваются под заранее спланированные объемы. И, таким образом, "Газпром" понесет определенные потери. Но, тем не менее, он на это идет, хотя это не просто благотворительность.

Это означает, что украинская сторона продолжает находиться в положении человека, про которого говорят, что его "взяли на крючок". Одно неверное движение – и последствия будут ну просто печальные. Ведь, согласно долгосрочному договору, заключенному на период до 2019 г. по инициативе действующего украинского премьера Ю.Тимошенко, "Нафтогаз" в 2010 г. должен закупить уже 52 млрд. куб.м. газа. С учетом 20% дисконта получится минимальный объем 41,6 млрд. куб.м., что на 66,4% превышает планируемые итоги 2009 г. С учетом прогнозируемого Кабмином на следующий год роста промпроизводства на 2,9% можно сделать вывод, что и в 2010 г. выкупить законтрактованный газ в полном объеме однозначно не удастся. К тому же не следует забывать о рекордных запасах газа в подземных хранилищах, которые тоже надо когда-то использовать. Правда, сейчас украинской стороной ведутся переговоры о снижении объемов закупки российского газа в 2010 г. до 27-32 млрд. куб.м. Но ожидать достижения таких договоренностей в письменном виде не стоит ожидать раньше IV квартала 2010 г. – иначе у Москвы пропадает веский аргумент в диалоге о дальнейшем базировании своего Черноморского флота в Крыму после 2017 г. А ведь есть еще немало весьма чувствительных вопросов в отношениях двух стран. Это и поставки украинского оружия в Грузию, и сотрудничество в ядерной энергетике и авиации.

Тоже самое можно сказать и про 2011-2015 гг., особенно, если принять во внимание масштабные программы по сокращению использования природного газа в украинской металлургии и химической отрасли, которые являются его основными промышленными потребителями. Программы реализуются, а значит, даже после выхода из рецессии Украина в среднесрочной перспективе не сможет выйти на заявленные объемы покупки газа. Тем более что в сфере электро- и теплоэнергетики также идет переориентация на использование угля. И это необратимая тенденция, связанная с удорожанием природного газа. Так, при нынешних ценах на нефть в пределах 70 долл. за баррель среднегодовая стоимость газа для украинских потребителей в 2010 г. составит 386 долл. за 1000 куб.м.

Вот почему в 2008 г. Украина использовала 66 млрд. куб. газа, тогда как годом ранее – 70 млрд. куб.м. В текущем году получается показатель в пределах 45 млрд. куб.м. Поэтому выполнение условий контракта возможно разве что теоретически, за счет полного сворачивания отечественной газодобычи, составляющей порядка 20 млрд. куб.м. в год.

Однако полный переход на импортный газ ведет к увеличению валютных платежей "Нафтогаза". А этот фактор и так продолжит давить на курс национальной валюты в среднесрочной перспективе – в условиях сокращения объемов экспорта это создает предпосылки для дальнейшей девальвации гривны, в лучшем случае, до 10 грн/долл. К тому же проблема своевременности расчетов с "Газпромом" и угроза перехода на 100%-ную предоплату не потеряет своей актуальности и в дальнейшем.

Конечно, какое-то время, как и в 2009 г., можно продержаться, получая газ в счет оплаты россиянами за транзит. Но, как показывает практика, это не может длиться более 2-3 месяцев – даже в случае увеличения в 2010 г. транзитного тарифа на 60%, как обещает руководитель украинской нефтегазовой госмонополии О.Дубина. В дальнейшем все равно придется платить из собственных средств. И пока что неясно, откуда они могут взяться. Ведь в текущем году "Нафтогаз" неоднократно прибегал для расчетов к кредитам "Ощадбанка", полученным благодаря рефинансированию Нацбанка – набрав их на 15 млрд. грн. По сути, это означало эмиссию, но поскольку газ шел в основном в подземные хранилища, негативных последствий для экономики удавалось избегать. При этом понятно, что в 2010 г. продолжать расчеты с "Газпромом" за счет заимствований в государственном банке не получится – по крайней мере, не создавая угрозы экономического коллапса в стране. Общая сумма кредитов "Ощадбанка" "Нафтогазу" достигла 27 млрд. грн, причем сам банк по итогам октября впервые в 2009 г. получил убыток в размере 549,62 млн. грн – за счет формирования резерва на 1,7 млрд. грн. Очевидно, что данный резерв был создан как раз под заимствования "Нафтогаза".

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!