Подробнее Запомнить город


На газовом крючке

26.11.09
размер текста:

В IV квартале текущего года Украина закупит 7-8 млрд. кубометров российского газа – по расчетам НАК "Нафтогаз Украины". Это означает, что ранее подписанный контракт с "Газпромом" в 2009 г. украинской стороной однозначно не будет выполнен – поскольку он предусматривал закупку 40 млрд. куб.м. с возможностью 20%-ного дисконта, что подразумевает минимальный объем в 32 млрд. куб.м. Учитывая, что в январе-сентябре из Российской Федерации было импортировано 16,638 млрд. куб.м. газа, получается, что по итогам года показатель достигнет отметки в 24-25 млрд. куб.м. Таким образом, после 1 января 2010 г. в Москве получали все основания для выставления претензий к Украине в лице "Нафтогаза".

Правда, на ялтинском рандеву со своей украинской коллегой премьер-министр РФ В.Путин подтвердил, что "Газпром" не будет начислять штрафные санкции. И поручил российской госмонополии закрепить это юридически, оформив допсоглашением контрактные объемы газа в 2009 г. на уровне фактически потребленных. Цена у вопроса существенная – иначе во избежание штрафа следовало до конца года доплатить порядка 1,5-2 млрд. долл. Поэтому едва ли можно рассчитывать, что Москва так просто вошла в положение Киева, у которого в связи с кризисом упал отбор газа промышленностью на 11 млрд. кубометров только за 9 мес. текущего года. В конце концов, принцип "бери или плати", применяемый при расчете за газ, связан со спецификой отрасли. Ведь газовая скважина – не водопроводный кран, открыв который, в любой момент можно набрать необходимое количество воды. Технологические режимы работы оборудования в газодобыче настраиваются под заранее спланированные объемы. И, таким образом, "Газпром" понесет определенные потери. Но, тем не менее, он на это идет, хотя это не просто благотворительность.

Это означает, что украинская сторона продолжает находиться в положении человека, про которого говорят, что его "взяли на крючок". Одно неверное движение – и последствия будут ну просто печальные. Ведь, согласно долгосрочному договору, заключенному на период до 2019 г. по инициативе действующего украинского премьера Ю.Тимошенко, "Нафтогаз" в 2010 г. должен закупить уже 52 млрд. куб.м. газа. С учетом 20% дисконта получится минимальный объем 41,6 млрд. куб.м., что на 66,4% превышает планируемые итоги 2009 г. С учетом прогнозируемого Кабмином на следующий год роста промпроизводства на 2,9% можно сделать вывод, что и в 2010 г. выкупить законтрактованный газ в полном объеме однозначно не удастся. К тому же не следует забывать о рекордных запасах газа в подземных хранилищах, которые тоже надо когда-то использовать. Правда, сейчас украинской стороной ведутся переговоры о снижении объемов закупки российского газа в 2010 г. до 27-32 млрд. куб.м. Но ожидать достижения таких договоренностей в письменном виде не стоит ожидать раньше IV квартала 2010 г. – иначе у Москвы пропадает веский аргумент в диалоге о дальнейшем базировании своего Черноморского флота в Крыму после 2017 г. А ведь есть еще немало весьма чувствительных вопросов в отношениях двух стран. Это и поставки украинского оружия в Грузию, и сотрудничество в ядерной энергетике и авиации.

Тоже самое можно сказать и про 2011-2015 гг., особенно, если принять во внимание масштабные программы по сокращению использования природного газа в украинской металлургии и химической отрасли, которые являются его основными промышленными потребителями. Программы реализуются, а значит, даже после выхода из рецессии Украина в среднесрочной перспективе не сможет выйти на заявленные объемы покупки газа. Тем более что в сфере электро- и теплоэнергетики также идет переориентация на использование угля. И это необратимая тенденция, связанная с удорожанием природного газа. Так, при нынешних ценах на нефть в пределах 70 долл. за баррель среднегодовая стоимость газа для украинских потребителей в 2010 г. составит 386 долл. за 1000 куб.м.

Вот почему в 2008 г. Украина использовала 66 млрд. куб. газа, тогда как годом ранее – 70 млрд. куб.м. В текущем году получается показатель в пределах 45 млрд. куб.м. Поэтому выполнение условий контракта возможно разве что теоретически, за счет полного сворачивания отечественной газодобычи, составляющей порядка 20 млрд. куб.м. в год.

Однако полный переход на импортный газ ведет к увеличению валютных платежей "Нафтогаза". А этот фактор и так продолжит давить на курс национальной валюты в среднесрочной перспективе – в условиях сокращения объемов экспорта это создает предпосылки для дальнейшей девальвации гривны, в лучшем случае, до 10 грн/долл. К тому же проблема своевременности расчетов с "Газпромом" и угроза перехода на 100%-ную предоплату не потеряет своей актуальности и в дальнейшем.

Конечно, какое-то время, как и в 2009 г., можно продержаться, получая газ в счет оплаты россиянами за транзит. Но, как показывает практика, это не может длиться более 2-3 месяцев – даже в случае увеличения в 2010 г. транзитного тарифа на 60%, как обещает руководитель украинской нефтегазовой госмонополии О.Дубина. В дальнейшем все равно придется платить из собственных средств. И пока что неясно, откуда они могут взяться. Ведь в текущем году "Нафтогаз" неоднократно прибегал для расчетов к кредитам "Ощадбанка", полученным благодаря рефинансированию Нацбанка – набрав их на 15 млрд. грн. По сути, это означало эмиссию, но поскольку газ шел в основном в подземные хранилища, негативных последствий для экономики удавалось избегать. При этом понятно, что в 2010 г. продолжать расчеты с "Газпромом" за счет заимствований в государственном банке не получится – по крайней мере, не создавая угрозы экономического коллапса в стране. Общая сумма кредитов "Ощадбанка" "Нафтогазу" достигла 27 млрд. грн, причем сам банк по итогам октября впервые в 2009 г. получил убыток в размере 549,62 млн. грн – за счет формирования резерва на 1,7 млрд. грн. Очевидно, что данный резерв был создан как раз под заимствования "Нафтогаза".

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!