Подробнее Запомнить город


Финансирование Евро 2012: компромисс устроил всех

30.11.09
размер текста:

Под давлением президента украинское правительство, похоже, отказалось от идеи взыскания от НБУ прибыли за текущий год. Вместо этого, финансировать подготовку к проведению Евро-2012 оно будет путем размещения облигаций под 25-28% годовых. Поскольку свободной ликвидности внутри страны нет, то НБУ, очевидно, придется рефинансировать те банки, которые выступят кредиторами правительства. В конечном итоге, финансирование сводится к эмиссии, но правительству придется еще и доплачивать за нее.

Несмотря на то, что закон, обязывающий НБУ перечислить в этом году позитивную разницу между доходами и расходами в размере 9,8 млрд. грн за 2009 г., принят и официально опубликован, о его действии похоже попросту забыли. Нацбанк не осуществил ни одного платежа, а правительство прекратило регулярно ему об этом напоминать. 24 ноября вице-премьер-министр Иван Васюник заявил, что Украине вообще не нужны эти деньги, что свидетельствует о том, что закон де-факто утратил силу.

Игнорирование закона, как это часто случается в Украине, стало результатом достижения политического компромисса. Заинтересованными сторонами в этом вопросе выступает Кабмин, НБУ, Секретариат президента и пул крупных украинских банков, которые договорились о долговом финансировании государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу.

В соответствии с договоренностями, правительство отказывается от требований платежей с НБУ (по меньшей мере, на подготовку к Евро 2012 г.), а банки дали согласие выступить кредитором правительственных программ через предоставление кредитов и приобретение целевых облигаций. При этом согласно постановлению НБУ №567 о некоторых вопросах регулирования денежно-кредитного рынка от 29 сентября, покупатели целевых ОВГЗ получат ряд льгот. В частности, банки могут не учитывать инвестиции в эти бумаги при расчете суммы разбалансированности между активами и пассивами больше года, а их покупка будет приниматься во внимание при пролонгации кредитных договоров. Кроме того, с 10 октября банки получили право зачислять ОВГЗ для покрытия обязательных резервов в размере до 20% от суммы обязательных резервов, формируемых на корреспондентском счете в НБУ. Напомним, что с 10 сентября банки обязаны отчислять на спецсчет Нацбанка 50% своих резервов.

В рамках нового подхода, КМУ уже провел три аукциона по размещению среднесрочных облигаций внутреннего госзайма. Совокупно они позволили привлечь в стабилизационный фонд госбюджета 715,09 млн. грн. Кроме коммерческих банков помощь правительству окажут и государственные учреждения. Нацбанк в соответствии со своим постановлением №553 от 15 сентября предоставил им кредиты рефинансирования путем открытия невосстанавливаемой кредитной линии на общую сумму 1,3 млрд. грн. Совокупно этих ресурсов правительству должно хватить для того, чтобы покрыть большую часть обязательств в этом году. В связи с этим, НБУ, скорее всего, не придется перечислять эмиссионные деньги в бюджет.

Между тем, отказ от эмиссии в пользу долгового финансирования не является настолько уж позитивным шагом, как это пытается представить Секретариат президента. Напомним, что именно Виктор Ющенко категорически выступает против реализации закона, обязывающего НБУ перечислить 9,8 млрд. грн. Вместо этого, для финансирования подготовки Украины к Евро-2012 он предложил стимулировать банки, имеющие избыточную ликвидность, путем приобретения ОВГЗ целевой эмиссии и векселей для финансирования дорожного строительства.

Предложенная схема, на которую согласились и правительство, и НБУ, очень похожа на многоходовую масштабную комбинацию, выгодную для всех групп влияния, которые стоят за ключевыми институтами власти, а поэтому, очевидно, и являются ее инициаторами.

1. Банковский интерес. Украинская банковская система сейчас практически парализована. Нестабильная макроэкономическая ситуация и объективно ухудшившееся финансовое положение украинских предприятий делают кредитование крайне рисковым сегментом деятельности. В то же время банки продолжают обслуживать пассивы и тратят колоссальные деньги на административные расходы. Очевидно, что без расширения портфеля активов они не смогут долго оставаться на рынке. Инвестиции в суверенные бумаги представляются в нынешней ситуации достаточно неплохой возможностью заработать. 20-25%-ная доходность при затухающей инфляции - это далеко не худший вариант размещения капитала, учитывая достаточно высокую надежность суверенных бумаг Украины (правительство не допускало дефолта даже в сложные времена). При этом в отличие от портфеля кредитных активов, инвестиции в ценные бумаги не требуют дополнительных административных расходов на содержание кредитного, контроллингового и коллекторского отделов. При этом если под покупку ОВГЗ НБУ готов еще и предоставить рефинансирование, то банки имеют возможность заработать "чужими руками". Поскольку банковское лобби имеет влиятельные позиции и в НБУ, и в СП, и в БЮТ, то очевидно, что их интерес в этом политическом консенсусе имеет место.

2. Правительственный интерес. КМУ отдает себе отчет, что при категорической позиции Президента, НБУ не выделит ему 9,8 млрд. грн. Однако, для того, чтобы предвыборная кампания премьер-министра обладала достаточной поддержкой, Кабмину необходимо бесперебойное финансирование лояльных ФПГ, которые "сидят" на государственных заказах. Согласившись на президентский вариант, правительство получило реальный ресурс, которым теперь может расплачиваться по своим обязательствам. Не секрет, что крупные масштабные проекты в рамках программы подготовки к Евро-2012 реализуют структуры, входящие в ФПГ, одним из учредителей которых является главный советник главы правительства. Благодаря кредитам КМУ теперь может продолжить финансирование этих проектов (по состоянию на октябрь финансирование госпрограммы составило лишь 27% годового плана). Правда, правительство пошло еще дальше: по словам И. Васюника, 10 декабря правительство намерено принять решение об авансировании подготовки основных объектов подготовки к Евро-2012 на первый квартал 2010 года. Сумма аванса составит 800 млн. грн. - 1 млрд. грн. Интерес ФПГ близких к премьер-министру в этой ситуации достаточно понятен: "вечером деньги – утром стулья". Авансирование оплаты работ именно в преддверии президентских выборов явно не простое совпадение.

3. Интерес НБУ. Проигнорировав требование Закона Украины перечислить 9,8 млрд. грн прибыли, НБУ отодвинул на второй план дискуссию о том, почему расширив свой портфель на облигации в размере 36 млрд. грн, а также выдав за последние полтора года свыше 200 млрд. грн ничем не обеспеченных кредитов, администрирование которых равно нулю, НБУ заработал за нынешний год 0,6 млрд. грн или почти в 7 раз меньше, чем в 2008 г. Очевидно, что если вскрыть эту тему, то окажется весьма интересным, куда делись раздаваемые НБУ деньги.

Таким образом, каждая из сторон политического компромисса относительно механизмов финансирование государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части Евро-2012, по меньшей мере, имеет личный интерес в таком решении. Единственным проигравшим традиционно остается государство. Природа полученных денег в конечном итоге окажется эмиссионной, однако в отличие от варианта с перечислением НБУ 9,8 млрд. грн, эти деньги потребуют значительных бюджетных средств для обслуживания. По 9-ти и 12-месячным ОВГЗ уровень доходности составляет 19% годовых, трехлетним - 20% годовых. Таким образом, за 3 года пользованиями этими деньгами правительство должно будет заплатить 58-60%. Учитывая, что стоимость госпрограммы измеряется десятками миллиардов гривен, этот нюанс является весьма значительным.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!