Подробнее Запомнить город


Время химичить

01.12.09
размер текста:

Отраслевой Меморандум и прочие льготы реально помогают химпрому Украины выживать. Но мощности устарели, себестоимость все равно растет – нужно срочно проводить модернизации и укреплять сырьевую базу.

В ноябре Кабмин продлил действие меморандума о взаимопонимании с химическими предприятиями на I квартал 2010 г. Меморандум подписан 17 ноября 2008 г. и запрещает повышение тарифов на газ, электроэнергию и ж/д перевозки для компаний отрасли. Кроме того, правительство на неопределенный срок пролонгировало действие своего июльского распоряжения №880, разрешающего 6-ти заводам азотных удобрений ("Ривнеазот", черкасский "Азот", "Днепроазот", "Северодонецкое объединение Азот", "Стирол", Одесский припортовый завод) закупать природный газ в качестве технологического сырья у нерезидентов Украины. То есть, напрямую заниматься импортом в обход традиционных поставщиков.

Кто на новенького?


В случае отечественного химпрома "меморандум" оказался важнее, чем в металлургии: наши эксперты сходятся во мнении, что до 50% отрасли вообще еще работает именно благодаря льготам. Не удивительно, что, например, в октябре рост производства здесь составил 3,5% к сентябрю (спад за 10 месяцев к январю-октябрю 2008 – 28,6%). А экспорт химпродукции из Украины в сентябре, по данным центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), вырос в сравнении с августом сразу на 16,6% до $240 млн. в стоимостном выражении.

Кроме разрешения на прямые закупки газа за рубежом, сейчас ставится вопрос о предоставлении химикам лицензий на самостоятельную разработку газовых месторождений. Ведь, несмотря на активную добычу в последние десятилетия, Украина по-прежнему обладает большими запасами природного газа. Да, степень выработанности первоначальных запасов высока – до 60%, в т.ч. на 40% до глубины 5500 м, отмечают в ГП "Полтавнефтегазгеология". Более глубокие залежи фундаментально не изучались даже в СССР, хотя они перспективны, так как содержат большие объемы газа (с аномальным давлением в 1000 атмосфер). Сумма инвестиций в одну только разведку крупного месторождения достигает $800-900 млн., и ни отдельные химпредприятия, ни даже владеющие ими промхолдинги в ближайшее время выделить такие ресурсы не смогут. Но хорошая сырьевая база (а также возможность выхода на газовые рынки) через 3-5 лет могут привлечь крупных интегрированных инвесторов к развитию подобных проектов, полагает собеседник из Минпромполитики. Самый "жирный" проект – Сахалинское нефтегазоконденсатное месторождение в Краснокутском р-не Харьковской обл., открытое в 1981 г. Здесь сосредоточены крупнейшие запасы углеводородов: извлекаемого газа – 15 млрд. м3, газоконденсата – 1,7 млн. т, нефти – 1,7 млн. т. Для сравнения, ежегодная добыча газа в Украине – примерно 20 млрд. м3.

В целом разведанные запасы природного газа в стране составляют 1230,6 млрд. м3. Кто же из хозяев украинского химпрома может потратиться "на газ"? Один из отраслевых лидеров, северодонецкий "Азот", вместе с группой "Стирол" контролируется компанией Worldwide Chemical LLC американского бизнесмена украинского происхождения Алекса Ровта, основателя и президента химконцерна IBE Trade. И весь этот химический макрохолдинг, в принципе, способен даже в кризисное время найти миллиард-другой долларов США на стратегические инвестиции.

Контроль над "Ривнеазотом", по словам специалистов, делят между собой группа "Райффайзенбанка" и Константин Жеваго. Здесь инвестиционный потенциал владельцев тоже немаленький, особенно у банка. "ДнепрАзот" принадлежит структурам "Привата". А черкасским "Азотом", как сообщают аналитики, по-прежнему владеет Александр Ярославский. В случае последних 2 заводов с капиталовложениями намного сложнее, но если итог ближайших президентских выборов будет благоприятен для холдинга Коломойского-Боголюбова, то "Приват" наверняка будет развивать и свои химические активы. Что подтверждается просто-таки агрессивным интересом к Одесскому припортовому заводу.

"Сжиженные" страсти

Так или иначе, премьер Юлия Тимошенко уже поручила Минприроды создать рабочую группу по изучению газовых месторождений, в которую войдут собственники больших химпредприятий, представители Минтопэнерго, Минуглепрома. Кроме того, на разных уровнях обсуждаются перспективы активного освоения химиками Украины технологий получения газа из угля. В случае успеха отрасль, как и металлургия, смогла бы постепенно снижать свою зависимость от газа вообще и от российского в частности.

А в "логичное развитие" бессрочного права на прямые газовые поставки Кабмин обещает "азотникам" наладить импорт сжиженного газа. Хотя для этого потребуются значительные средства (которых нет ни у правительства, ни у самих химиков), а отдача будет нескоро. Директор Одесского припортового завода Валерий Горбатко замечает "Минпрому": совсем не обязательно зацикливаться на России – сжиженный газ можно получать и из других стран, притом по меньшей цене. Так, сегодня на спотовых рынках Европы его можно купить по $140 за 1000 м3, что вдвое ниже базовой цены на природный газ из РФ. "Мы могли бы закупать сжиженный газ в Катаре или Алжире – по фьючерсным контрактам на несколько лет вперед. Однако здесь не обойтись без поддержки Кабмина. Поэтому обратились к премьер-министру, и она пообещала как можно скорее рассмотреть вопрос создания терминала по приему сжиженного газа", - говорит В. Горбатко.

Но реализация "сжиженного" проекта будет стоить не менее $2 млрд. – с учетом транспортных затрат, а также перепрофилирования технологий. А срок воплощения – от 5 лет. Не говоря уж, что подобная переориентация бьет по интересам "Газпрома" и России, а это очень влиятельные лоббисты. Вместе с тем, потенциальными инвесторами могут быть крупные производители сжиженного газа, сейчас столкнувшиеся с избытком предложения на рынке. Кроме уже названных выше стран, это также Малайзия и Индонезия.

Кстати, главным отечественным "любителем" сжиженного газа считается замглавы Минтопэнерго Бурзу Алиев, который намного скромнее оценивает смету проекта: по оценкам чиновника, на строительство терминала по перевалке 10 млрд. м3 сжиженного газа, покупку танкеров, а также на комплекс по регазификации нужно не более $1,4 млрд. "Но при условии, что НАК "Нафтогаз Украины" будет отстранена от проекта, иначе окупаемость составит не плановые 5, а все 12 лет", - уточняет Алиев. Вот такие разборки. Добавим, ежегодное потребление газа в химической отрасли страны до кризиса находилось на уровне 8 млрд. м3.

Тревожное будущее

Также химики лоббируют введение 0% пошлины на импорт компонентов и сырья для своих нужд. Как сообщают в ДЗИ, ныне пошлина составляет 5-6,5%. Эксперты считают "обнуление" вполне вероятным, т.к. перед выборами Юлия Тимошенко старается максимально "задобрить" крупных промышленников. Больше того, не так давно премьер сама предложила обнулить рассматриваемые пошлины.

Наконец, производители аммиачной селитры обратились к Министерству экономики с просьбой увеличить антидемпинговую пошлину на аммиачную селитру из РФ до 52%. Сегодня размер пошлины составляет 11,91%, она введена в мае 2009 г. сроком на 5 лет. По оценке Союза химиков, иначе химзаводы страны не могут конкурировать с российскими компаниями, для которых газ намного дешевле.

Итак, производители минудобрений особенно активны. Дело в том, что рынки этой продукции начали оживать. Возобновилось производство селитры на "Ривнеазоте" и Северодонецком "Азоте". Помогает заводам, прежде всего, внутренний рынок, оживление которого позволило осенью сохранять загрузку производств аммиачной селитры не ниже 40-50%. На таком фоне внутренние цены стабилизировались и сейчас превышают ценовые показатели экспортных контрактов. Например, по итогам октября аммиачная селитра на экспорт стоила в среднем $155/т (1240 грн. по официальному курсу), а на отечественном рынке – 1700 грн./т; а карбамид – $237/т (~1900 грн.) и 2600 грн./т соответственно.

Но сырьевой вопрос по-прежнему стоит очень остро. В ДЗИ говорят, что доля сырья в цене готовой химпродукции уже превысила 70%; оборудование большинства украинских химпредприятий устаревшее и энергозатратное. В аналитической группе Da Vinci AG оценивают уровень износа основных мощностей отрасли в 60-70%. Поэтому в будущем химики могут потерять 50% внешних рынков сбыта (в пользу газодобывающих стран) и, в лучшем случае, переориентироваться на внутренние продажи. Тогда, отмечает директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин, ситуация будет напоминать США, где 90% стоимости химпродукции – цена базового сырья.

В общем, есть над чем работать. Но пока что производители с трудом выживают, а государство поддерживает "всех и вся" - как это было обещано и в металлургии. И, как и там, "уравниловка" приведет не к оздоровлению отрасли, а (в лучшем случае) к временному улучшению. Льготы на сырье, энерго- и прочие ресурсы повышают доход, но мощности остаются старыми. Выходит, что власти кидают "кость" производителям, а после выборов хоть трава не расти. С таким наплевательским подходом не за горами момент, когда химзаводы Украины станут неконкурентоспособны и на внутреннем рынке…

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!