Подробнее Запомнить город


Н.Азаров: Украина могла бы обойтись без денег МВФ

04.12.09
размер текста:

Украина могла бы преодолеть кризис и без привлечения кредита Международного валютного фонда. Такое мнение в интервью "МинПрому" высказал член президиума политсовета Партии регионов, глава парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Николай Азаров. В то же время он подчеркнул, что сотрудничество с МВФ было бы позитивным для страны, если бы кредитные средства направлялись на программы развития и выразил уверенность, что Фонд возобновит работу с Украиной после смены власти.

- Какие последствия для нашей страны будет иметь решение МВФ о приостановке сотрудничества с Украиной?

- Ничего катастрофического в этой связи не произойдет. Все равно предыдущие транши кредита МВФ прошли как песок сквозь пальцы правительства Тимошенко. Даже сам МВФ не знает, как использованы его средства. Проблема в том, что такое решение фонда – это негативный сигнал всем инвесторам. Но в действительности произошла запоздалая констатация факта: с таким правительством, при такой политике дела иметь нельзя. Таким образом, остается один вопрос: как скоро Украина сможет избавиться от совершенно некомпетентного правительства и начать проводить взвешенную, стабильную социально-экономическую политику, рассчитанную по меньшей мере лет на десять, чтобы грамотно провести структурные реформы. Уверяю Вас, увидев сильную власть и успешную политику, Международный валютный фонд возобновит сотрудничество с Украиной. Потому что деньги охотно дают тем, кто в них не нуждается.

- По Вашему мнению, кредит МВФ благо или зло для нашей страны?


- Если бы в 2003-2004 году наше правительство, правительство Януковича получило дешевый кредит в 12 миллиардов долларов, страну сегодня было бы не узнать. Мы бы модернизировали энергетику и жилищно-коммунальное хозяйство, кардинально улучшили транспортную инфраструктуру – аэропорты, мосты, автобаны, и, главное, провели бы структурные реформы: пенсионную, налоговую, ввели страховую медицину и так далее. Напомню, что даже без внешней поддержки мы в те годы запустили в эксплуатацию два ядерных энергоблока, магистраль Киев-Одесса, осуществили первый этап пенсионной реформы, на котором ликвидировали уравниловку, до 13% снизили подоходный налог и до 25% – налог на прибыль. И темпы роста ВВП достигали 12%.

То есть, для компетентного правительства, имеющего стратегию развития своей страны, дешевый кредит МВФ – безусловно, благо и мощный акселератор развития.

А для бездарного правительства Тимошенко этот кредит – кислородная подушка для продления существования абсолютно некомпетентной политики. И ясно. Что в этом случае для страны кредит МВФ – бесцельно оказанная финансовая помощь, за которую придется с большим напряжением рассчитываться в последующие годы.

- Могла ли Украина вообще отказаться от средств МВФ? Если да, то какие решения для этого должна была бы принять власть?

- Конечно, могла. И решение должно было быть одно: жить по средствам, то есть, создать сбалансированный, реалистичный бюджет, все ресурсы сконцентрировать на повышении социальных стандартов, на развитии внутреннего рынка, переключить на него экспортные производства, и понемногу, но уверенно выходить из кризиса. Кредит МВФ сыграл с нами злую шутку: он дал правительству Тимошенко возможность не заниматься экономикой, наполнением бюджета, паразитировать на одолженных деньгах. Но все, в том числе и финансовый допинг, заканчивается. И заканчивается печально: деньги потрачены, экономика не модернизирована и даже не затормозила падение, глубочайшее за все годы независимой Украины, а внешний долг увеличился в три раза, и уже со следующего года его нужно отдавать. Кредиторская задолженность "Нафтогаза" достигла 70,1 миллиарда гривен – чтобы осмыслить эту астрономическую цифру, скажем, что это более половины годовых расходов Пенсионного фонда.

Было бы лучше, если бы не было этого правительства и этого кредита. Мы выходили бы из кризиса, опираясь на собственные силы.

- Мотивируя свое решение о приостановке сотрудничества глава Фонда Доминик Стросс-Кан упомянул о принятом недавно законе о повышении социальных стандартов. Приведет ли реализация норм данного закона к разбалансированию госбюджета и росту инфляции, как о том заявляли оппоненты Партии регионов?


- Апокалиптические оценки МВФ делаются на основе информации, полученной от правительства Тимошенко, со слов чиновников, заботящихся не о стране, а о рейтинге своего кандидата. От своего народа Тимошенко государственную статистику засекретила, а иностранным экспертам предлагает свои трактовки ситуации. Правительство Тимошенко устроило масштабную фальсификацию проблемы повышения зарплат и пенсий. Оно яростно сопротивляется против того, чтобы помочь самым обездоленным гражданам государства. Вот я смотрю информационные запросы ко мне украинских СМИ, иностранных корреспондентов, все спрашивают: где взять 10 миллиардов гривен на повышение социальных стандартов? Как увеличить доходы бюджета на 20%, чтобы обеспечить выполнение закона?

Откуда такие фантастические цифры, откуда такие опасения?

Если бы те, кто взяли на себя труд высказывать опасения за состояние украинского бюджета, занялись простыми расчетами, они бы увидели, что социальные стандарты повышаются всего-то на уровень инфляции – кстати, такое обязательство правительства зафиксировано и в соглашении с Международным валютным фондом. Потребуется на повышение пенсий и зарплат до конца года всего 1,7 миллиарда гривен. И я еще раз хочу подчеркнуть, что альтернативы повышению просто нет. Я у господ из МВФ спрашивал: а не считаете ли вы главной угрозой для Украины обнищание населения? Мыслимо ли выжить на 1,5 евро в день – именно столько получают наши пенсионеры? Откуда взять силы работнику, получающему 2 евро в сутки?

Посмотрите: потребовался Тимошенко миллиард якобы на борьбу с эпидемией – в течение нескольких дней приняли необходимое решение. А на повышение пенсий и зарплат до конца года требуется 1,7 миллиарда. Кстати, госпожа премьер-министр, выступая в Верховной Раде, проговорилась, что 9 миллиардов гривен, выделенных на подготовку к Евро-2012, до конца года использовать уже невозможно – вот и ресурс для повышения социальных стандартов.

А инфляцию провоцируют как раз решения правительства, не обеспеченные реальными ресурсами.

- В последнее время правительство активно прибегает к размещению ОВГЗ, ставка по которым доходит до 30% годовых. Чем в перспективе это грозит отечественной экономике?

- Вот это как раз пример разбалансирования бюджета и практически гарантированного инфляционного скачка. Следствием построенной Тимошенко пирамиды ОВГЗ будет то, что уже в марте следующего года по обязательствам государства нужно будет выплатить сумму, равную месячным доходам бюджета. То есть, не платить ни зарплат бюджетникам, ни лекарства не закупать, ни тепло и электроэнергию для школ и больниц не оплачивать, а только платить по долгам! Тимошенко заложила страшную мину под экономику. Такую же, как в 90-х годах, когда пирамида ОВГЗ пустила экономику под откос на пять лет.

- Стоит ли ожидать в ближайшей перспективе скачка курса доллара, и какие факторы могут его вызвать?

- Сейчас при той монетарной и валютной политике, которую проводит Национальный банк Украины, оснований для скачка курса доллара нет. В то же время нет объективных факторов для стабильности национальной валюты, каковыми служат экономический рост, положительное сальдо внешнеторгового баланса и грамотная бюджетная политика. То есть, риски сохраняются.

- В последнее время в Украине топ-новостью стала эпидемия гриппа. Как Вы думаете, чего здесь больше – реальной угрозы для населения или предвыборного пиара?

- В действительности общество до сих пор не получило от Тимошенко ответов на вполне очевидные, логичные вопросы, которые поставила власти Партия регионов:

1. Почему своевременно не была проведена вакцинация населения или хотя бы врачей и представителей других групп риска?

2. Почему в стране не существует необходимого каждый год запаса противовирусных лекарств и медицинских средств?

3. Почему медицинские учреждения не были подготовлены к эпидемии гриппа – ежегодному, подчеркнем, явлению? Почему не была проведена профилактическая работа?

4. Зачем надо было поднимать такую панику среди населения, даже не получив объективных медицинских выводов о ситуации, не проведя разъяснительной работы?

5. Кто ответит за то, что на четвертый день с начала эпидемии, когда в Тернополе уже был карантин, и область просила помощи у центральной власти, тысячи тернопольчан, львовян, ивано-франковцев привезли в Киев на Майдан, и не исключено, что выпустили вирус гулять по всей Украине.

К слову сказать, как веще прозвучали слова Тимошенко 24 октября во время своего выдвижения на Майдане: "Кожен з вас має донести до кожного селища і міста частинку цієї доброї, прекрасної інфекції боротьби за свободу!" Получается по-Фрейду: подсознание выдало потаенное.

Но факт в том, что уже через 5 дней, по истечении инкубационного периода вируса, Тимошенко объявила об эпидемии гриппа и о карантине. А затем началась эпидемия пиара и промывание мозгов вместо практической слаженной работы всех органов власти по борьбе с бедой.

- По Вашему мнению, удастся ли Партии регионов в случае победы на президентских выборах добиться отставки нынешнего правительства? Какие механизмы для этого могут быть задействованы?

- В нашей победе мы убеждены. За нее – прежде всего элементарный инстинкт самосохранения и здравый смысл граждан Украины. Но убедительная победа Януковича на президентских выборах – действительно только стартовая площадка для перемен, которых требует страна. Украина доведена до такого состояния, что просто не выдержит еще нескольких месяцев правления Тимошенко. Я всегда говорил: чем раньше отправить это правительство в отставку, тем лучше для страны. Ведь каждый день, пока "она работает", умножает потери страны, убытки бюджета. Масштабы разворовывания, коррупции, можно сказать, мародерства, учиненного правительством Тимошенко, поражают.

Поэтому, я убежден, когда закончится избирательная кампания, спадет конфликтный накал, в парламенте быстро удастся найти консенсус для смещения правительства, принесшего Украине, наверно, наибольший вред за ее историю.

- Какой пост лично Вы намерены занять в этом правительстве и какие шаги будут предприняты Вами в первую очередь?

- Я сейчас вовсе не размышляю о посте в будущем правительстве. И не буду размышлять. Я знаю, что нужно делать, чтобы вывести Украину из кризиса, вернуть на путь устойчивого развития и наконец-то модернизировать страну. И вот этот план я буду отстаивать и воплощать, где бы ни работал.

Беседовал Василий Январев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!