Подробнее Запомнить город


Авиаперевозки: ПРИВАТизация и возвраты

07.12.09
размер текста:

Характерной особенностью уходящего года на рынке украинских авиаперевозок стало значительное количество возвратов самолетов, находившихся в распоряжении компаний на условиях операционного лизинга. Это связано как с плановым процессом обновления авиационного парка, так и с оптимизацией флота, вызванной снижением потока пассажиров и грузов. Причем, по данным Минтранссвязи, воздушные перевозки по сравнению с другими отраслями транспорта претерпели наиболее существенные сокращения.

Так, в январе-октябре пассажирские авиаперевозки уменьшились на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. до 4,5 млн. чел. Тогда как по автоперевозкам снижение за тот же период составило 7,4%, по железнодорожным перевозкам – 3,8%. По перевозкам груза воздушным транспортом за 10 мес. также произошло падение на 20,7%, в том числе по транзитным грузам – на 25,4% до 850 тыс. т.

Неудивительно, что практически все украинские авиаперевозчики в 2009 г. задекларировали убытки. Так, "Днепроавиа" за 9 мес. сообщила об увеличении чистого убытка с 81,32 до 186,56 млн. грн по сравнению с тем же периодом прошлого года – несмотря на почти двукратный рост доходов с 285,06 до 546,39 млн. грн. Более мелкие компании также показывали ухудшение финансовых показателей: у кировоградской "Урги" рост чистых убытков с 5,87 до 14,27 млн. грн, у запорожской "Константы" уменьшение чистой прибыли с 1,2 млн. грн до 39 тыс. грн, у ровенской "Универсал-Авиа" чистый убыток 345 тыс. грн по сравнению с чистой прибылью 29,5 тыс. грн в январе-сентябре 2008 г. Из региональных перевозчиков разве что хмельницкая "Подол-авиа" сумела за 9 мес. сократить чистый убыток с 363 до 3 тыс. грн. Но это скорее исключение из правила.

Возвращаясь к крупным игрокам, можно также отметить убытки "Международных авиалиний Украины" на 18,76 млн. грн и "Аэросвита" в размере 201,76 млн. грн по итогам I полугодия. Пожалуй, у последнего наиболее тяжелая ситуация. По данным экспертов, проводивших предприватизационную оценку, на момент аудита в III квартале непокрытые убытки "Аэросвита" составляли 587,9 млн. грн, непокрытые обязательства – 1,135 млрд. грн.

При этом "Аэросвит" в 2009 г. вернул лизингодателю четыре Boeing 737, "Роза ветров" - по два Airbus-320 и Embraer-195 соответственно. Впрочем, параллельно шла и закупка новых самолетов. Тот же "Аэросвит" взял в лизинг два Boeing 737-500 и один Ан-148, "Международные авиалинии Украины" - два Boeing 737-800. "Роза ветров" в 2009 г. также приобрела два Embraer-195.

Таким образом, продолжение программ по обновлению флота в условиях кризиса указывает, что на самом деле не все так критично у отечественных авиаперевозчиков. Хотя в украинской авиационной отрасли забастовка летного состава в 2009 г. была зафиксирована впервые за много лет. Напомним, в конце сентября пилоты "Аэросвита" остановили выполнение рейсов, требуя погашения двухмесячной задолженности по зарплате в размере 43 млн. грн.

Однако уходящий год был отмечен не только финансовыми сложностями компаний, но и оживлением приватизационных процессов. Причем слово "приватизационных" в данном случае следует рассматривать как каламбур. Поскольку речь идет о приобретении в конце августа госпакета 94,57% акций днепропетровской авиакомпании ОАО "Днеправиа" фирмой "Галтера", аффилированной с "Приватом". Сделка произошла традиционно для этой группы – то есть "Днеправиа" была куплена всего на 0,5 млн. грн больше стартовой цены, за 59 млн. грн. Это в разы меньше реальной стоимости компании, которой принадлежит 7,1% украинского рынка авиаперевозок.

Правда, небольшим упущением со стороны И. Коломойского, основного бенефициара "Привата", можно считать пробуксовку с покупкой госпакета в 22,39% акций "Аэросвита", оцененного Фондом госимущества в каких-то 17 млн. грн. Она возникла из-за разногласий с А. Майбергом, на тот момент возглавлявшим набсовет "Аэросвита". Однако в настоящее время конфликт исчерпан и если исходить из того, что "Приват" приобрел все 38% акций у зарегистрированной в Нидерландах Gilward Investments B.V., то уже сейчас его доля в уставном фонде "Аэросвита" близка к контрольной. Ранее присутствие было гораздо скромнее, через ООО "Бюро" и ООО "Укринфоконсалт", владевших 4,8% и 9,8% акций соответственно.

Таким образом, покупка госдоли в 22,39% акций позволит "Привату" окончательно закрепить свое монопольное положение на отечественном рынке авиаперевозок – учитывая, что на "Аэросвит" приходится 40,5% его объемов. Очевидно, что это произойдет совсем скоро, не позднее I квартала 2010 г. Кстати, свою цену за "Аэросвит" И. Коломойский уже озвучил через "Онлайн капитал", ранее неоднократно представлявшую его интересы. Эта инвесткомпания предложила Фонду госимущества выкупить госпакет "Аэросвита" за 35 млн. грн. И есть все основания полагать, что окончательная цена продажи не будет слишком отличаться от озвученной цифры. Поскольку в нынешних условиях В. Пинчук, имеющий в "Аэросвите" 24,99% через ООО "ГенАвиа-Инвест", едва ли включится в борьбу за госпакет, превращая приватизационный конкурс в аукцион.

Сделанные и планируемые инвестиции "Привата" в авиаперевозки следует рассматривать как долгосрочные, так как в ближайшей перспективе участники рынка не ожидают особых улучшений. Так, в текущем году суммарные убытки авиакомпаний мира, по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, достигнут 9 млрд. долл., а падение объемов пассажироперевозок составит 2%.

На следующий год прогнозы также не слишком оптимистичны – исходя из ключевого показателя, которым является количество новых заказов на самолеты. В 2009 г. оно было самым низким за последние 15 лет – с учетом данных всех трех мировых производителей: Bombardier, Airbass и Boeing. При этом тот же Airbass получил подтверждение лишь на 50% заказов, запланированных на следующий год.

В связи с этим большинство украинских авиакомпаний, включая "Аэросвит", в 2010 г. ставят перед собой задачу сохранить показатели пассажироперевозок на уровне убыточного для них 2009 г.

Между тем были в уходящем году и приятные для украинских авиаперевозчиков моменты. Так, в начале декабря Еврокомиссия исключила из так называемого "черного списка" три украинские авиакомпании: "Воларе", "Мотор Сич" и УАТК ("Украинская авиационная транспортная компания"), разрешив им осуществлять полеты в страны Евросоюза. Поможет ли это улучшить финпоказатели – станет ясно уже по итогам I квартала 2010 г.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!