Подробнее Запомнить город


Чермет впал в зимнюю спячку

08.12.09
размер текста:

Украинские металлурги в ноябре снизили производство стали на 1% в сравнении с предыдущим месяцем. Учитывая сезонное снижение деловой активности такой результат можно расценивать как положительный. Зима традиционно менее благоприятный период для отечественного чермета, хотя в этот раз есть основания полагать, что украинским предприятиям удастся удержать производство на уровне октября-ноября.

В ноябре выплавка стали уменьшилась на 1,1% или на 29,00 тыс. т по сравнению с октябрем до 2,673 млн. т. Очевидно, что украинский чермет уже достиг своего максимума в этом году (2,7 млн. т), поэтому ожидать дальнейшего роста уже не стоит. Если металлурги смогут удержать нынешний уровень в декабре, то это будет весьма хорошим результатом. Стоит отметить, что, несмотря на спад выплавки стали, динамика производства чугуна и проката осталась положительной. В ноябре производство чугуна по сравнению с октябрем 2009 г. увеличилось на 0,74% до 2,289 млн. т, готового проката – на 12,4% до 2,709 млн. т.

С каждым месяцем результаты деятельности металлургов немного, но улучшаются. По итогам одиннадцати месяцев, глубина падения сократилась до 23%. Положительные тенденции обусловлены небольшим, но устойчивым ростом производства во втором полугодии 2009 г. на фоне низкой сравнительной базой прошлого года. Всего же в январе-ноябре 2009 года украинские предприятия выплавили 27 млн. тонн стали, что почти на 7 млн. т меньше, чем за аналогичный период прошлого года. С чугуном и прокатом ситуация немного лучше: за 11 месяцев 2009 г. украинские метпредприятия сократили производство чугуна по сравнению с аналогичным периодом в 2008 г. на 20% до 23,320 млн. т, готового проката - на 18% до 24,417 млн. т.

При самом оптимистичном прогнозе выплавка стали в декабре не превысит 2,6-2,7 млн. тонн, а, следовательно, по итогам нынешнего года объем выплавки стали составит 29,5-29,7 млн. тонн, что почти на 20% меньше прошлогоднего показателя. Напомним, что в 2008 году производство стали сократилось на 13,4% или на 5,726 млн. т до 37,099 млн. т по сравнению с 2007 годом. Наиболее высокий уровень после развала СССР в Украине был зафиксирован в 2007 году – 43,5 млн. т стали.

Несмотря на достаточно существенное снижение выплавки стали в Украине, нынешний показатель все же оказался более оптимистичным, нежели прогнозировалось в начале года. Тогда прогнозировалось, что 26-27 млн. т будут хорошим результатом в контексте бушующего кризиса. Однако, благодаря адаптивности самих металлургов, правительственной поддержке и существенной девальвации гривны, украинские предприятия сумели снизить себестоимость металлопродукции более чем в два раза по сравнению с докризисным показателем. Кроме того, ценовая пропасть, когда цены на заготовку опускались до 250-260 долл./т, оказалась краткосрочной, а стоимость уже с лета установилась выше 400 долл./т. Это далеко не 1200 долл./т, которые были зафиксированы в мае-июле 2008 г., но, тем не менее, позволяют украинским предприятиям работать с положительной рентабельностью.

Ноябрь является последним благоприятным месяцем для украинской металлургии. В этот период трейдеры делают запасы в преддверии новогодних праздников, что создает дополнительное давление на рынок. Кроме того, большинство предприятий спешат сдать строительные объекты к Новому году, поэтому ускоряют интенсивность работы во второй половине осени, а соответственно и объемы закупок металла. Очевидно, что именно на этой конъюнктурной волне украинские предприятия и удержали производство на уровне октября.

Однако уже с декабря в большинстве странах Северного полушария приостанавливаются строительные работы из-за сложных климатических условий. Объективно мировой спрос начнет сужаться, и увеличить поставки продукции можно только за счет повышение конкурентоспособности своей продукции. Достаточно важным шагом в данном направлении стала пролонгация действия Меморандума, подписанного металлургами и Кабинетом министров. Как минимум, этот документ останется в силе первый квартал следующего года, то есть традиционно самый сложный период для украинских компаний. При этом вопреки жесткой позиции Укрзализныци и Минтранса, в Меморандуме была сохранена также фиксация тарифов на железнодорожные перевозки на уровне начала 2008 г., что является одной из ключевых статей расходов металлургов. В то же время, серьезным негативным фактором для предприятий может стать рост цен на газ, прогнозировать который сейчас достаточно сложно из-за неопределенности в политической сфере.

На международных рынках определенную поддержку украинским компаниям может оказать начавшаяся реструктуризация китайской черной металлургии. Пользуясь кризисом, Китай намерен вывести из эксплуатации устаревшие предприятия черной металлургии, что временно снизит предложение. В этом году правительство Китая закроет заводы, совокупная годовая мощность которых достигает 16 млн. т стали, в следующем году еще около 20 млн. т. Стоит отметить, что даже при нынешней загрузке китайский рынок испытывает определенное напряжение, благодаря чему украинские металлурги впервые за пять лет смогли организовать поставки своей металлопродукции в КНР.

Кроме того, рост цен на нефть позволяет восстанавливать строительство в странах Персидского залива и странах Северной Африки. Сейчас интернациональный производственный цикл сформировался таким образом, что большую часть конструкционной стали данного региона обеспечивают турецкие производители, которые в качестве сырья потребляют украинские полуфабрикаты. Этот "фильтр" усложняет реализацию данного позитивного фактора.

Достаточно оптимистичны перспективы и сегмента длинномерного проката. Западные страны провели реструктуризацию своего автопрома и начинают наращивать производство легковых автомобилей. Преодоление рецессии, о котором уже заявили крупнейшие экономики ЕС, а также США и Япония, позволит расширить спрос на металлопродукцию. И если рынок США для украинских металлургов практически закрыт, то ЕС потребляет значительную часть украинских полуфабрикатов (передельные предприятия в ЕС имеют "Метинвест" и ИСД).

Таким образом, конъюнктура на мировых рынках этой зимой будет намного лучше, нежели предыдущей. Это даст возможность работать в положительной зоне рентабельности, хотя и не столь высокой, как полтора года назад. Однако многие металлургические предприятия уже начинают осознавать, что цены уровня первой половины 2008 г. бывают раз в несколько десятков лет (за всю историю цена заготовки лишь трижды превышала отметку 1000 долл./т), поэтому ждать эфемерного восстановления рынков – это ошибка, которая может обернуться весьма плачевными последствиями. В связи с этим необходимо учиться работать в новых условиях, которые требуют нового подхода.

Максим Соколов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!