Подробнее Запомнить город


Третья сетевая

09.12.09
размер текста:

"Нафтогаз Украины" в очередной раз собрался возвращать региональные газораспределительные сети в подчинение государству. Это уже третья подобная кампания в истории НАК. Две первые свелись к нескольким выигранным битвам и проигранной войне. Ах да, еще они повлекли за собой масштабные перераспределения газосбытовых активов. Как правило, в пользу тех бизнес-групп, которые держали тогда под контролем "Нафтогаз".

Надо отдать должное нынешнему руководству "Нафтогаза Украины". К третьей сетевой войне оно готовилось гораздо основательнее, чем его предшественники. НАК собиралась с силами более чем полгода, пока нанесла первый удар по региональным облгазам. Это случилось 30 ноября в Виннице, где представители госкомпании подписали акт приема-передачи местных сетей на свой баланс. Правда, в одностороннем порядке. Начальство "Винницагаза" на "церемонию" не явилось.

Постановление Кабинета Министров, предписывающее "Нафтогазу Украины", взять под свою опеку все распределительные газопроводы государства, (в данное время они обслуживаются 43 предприятиями, совершенно разными по структуре собственности) появилось на свет еще в июне нынешнего года. В августе при НАК было создано дочернее предприятие "Нафтогазмережи" специально под выполнение правительственной задачи. С осени оно начало формировать представительства в регионах, преимущественно с помощью бывших функционеров местных облгазов, оказавшихся сейчас не у дел. В ноябре "Нафтогазмережи" объявили массовый кадровый призыв на Виннитчине, приняв в штат свыше тысячи работников. За декабрь ДП попытается обкатать схему перехвата в этой области, а вот удастся ли ей продвинуться на другие территории - станет ясно, скорее всего, после президентских выборов. Облгазы уже привыкли и к кавалерийским наскокам, и к длинным осадам, научившись при этом проявлять солидарное сопротивление, независимо от
того, под каким собственником они ходят.

Отлучением от распределительных сетей региональным газопоставляющим ОАО угрожали и возглавлявший "Нафтогаз" в 2005-2006 годах Алексей Ивченко, и пришедший ему на смену, малозаметный в тени Юрия Бойко Евгений Бакулин. Но в конечном итоге первый довольствовался расстановкой своих людей в ряде западноукраинских облгазов. При втором была создана компания "Укргазмережи" - прообраз нынешних "Нафтогазмереж", но ей удалось наладить работу лишь в одной области страны - Черновицкой, да и там пришлось сосуществовать с "Чернивцигазом", который всех позиций так и не сдал. Зато под прикрытием "Укргазмереж" заметно нарастил мускулы в газораспределительной сфере находящийся тогда в фаворе "Нафтогаза Украины" бизнесмен Дмитрий Фирташ. В правительстве Юлии Тимошенко утверждают, что сегодня он контролирует около 70% отечественных предприятий-облгазов. Этот показатель, наверняка, завышен, но порядка 40% структурам Фирташа можно отдать смело, что, впрочем, тоже достаточно высокий показатель.

Правда, "Нафтогаз Украины" сегодня имеет серьезное преимущество, которого у него не было в двух предыдущих сетевых войнах, - полную и безоговорочную поддержку правительства. Действия и Ивченко, и Бакулина в Кабмине больше воспринимали как их личную бизнес-самодеятельность: на нее закрывали глаза, но прямого участия в ней не принимали. А вот кабинет Тимошенко с Дмитрием Фирташем борется системно, поэтому всеми способами помогает НАК загнать облгазы в угол, в том числе и те, которые к опальному газотрейдеру не имеют никакого отношения. Так, в Верховной Раде уже лежит проект закона, позволяющего исполнительной власти назначать временные администрации в облгазах. К выходу из правительственного секретариата готовится постановление о делегирование в каждый облгаз спецуполномоченных из ГлавКРУ и ГНАУ, а Национальная комиссия регулирования электроэнергетики получила директиву с 1 января лишать строптивых поставщиков лицензий на торговлю газом.

Наступать под щитом целой государственной машины - одно удовольствие. Но даже такая броня не гарантирует "Нафтогазмережам" блицкрига. Очень много факторов играет против них. Во-первых, пресловутые выборы. Мысль о том, что уже в феврале власть может поменяться, будет вдохновлять частные облгазы на яростное сопротивление. Свежий пример мы имеем в Виннице. Областной окружной административный суд 30 ноября приостановил действие приказа Минтопэнерго о передаче ДК "Нафтогазмережи" распределительных сетей "Винницагаза". Последний же тем временем обжаловал приказ еще и в Киевском хозяйственном суде и прокуратуре. Таким образом, на региональном газовом рынке теперь царит двоевластие, так что местные потребители в декабре, по мнению председателя правления "Винницагаза" Игоря Марчака, получат, наверное, и два разных счета на оплату газа. Логично предположить, что до выяснения ситуации большинство из них вообще воздержатся от платежей.

Во-вторых, в последние годы в Украине значительно увеличилось количество распределительных газопроводов, построенных не на государственные средства, а за деньги самих облгазов, местных общин, частных заказчиков и т.п. Разделить их в общей куче довольно трудно, а в обслуживании порой невозможно. "Нафтогазмережи" потому и выбрали для пилотного проекта Винницкую область, что там доля негосударственных сетей сравнительно невысока - 5-7%. Но есть регионы, где она преодолела 10-процентную отметку. В Кабмине сейчас оперативно готовится постановление о выкупе частных распределительных труб "Нафтогазом" и методике их оценки, но на местах побаиваются, что это будет сродни добровольно-принудительной коллективизации.

В нынешнем финансовом состоянии НАК вряд ли сможет предложить владельцам газопроводов достойную цену, но если правительство объявит такую продажу обязательной (например, прикрываясь заботой о техногенной безопасности), нынешним хозяевам сетей придется довольствоваться символической платой. Чтобы не допустить этого, облгазы, вероятнее всего, начнут саботировать процесс переподчинения газораспределительной инфраструктуры еще на этапе инвентаризации. Кстати, последняя такая имела место в 2006 году и еще тогда спровоцировала вереницу локальных конфликтов, поскольку "Нафтогаз Украины" нередко пытался присвоить и те объекты, что были построены за счет облгазов и местных бюджетов. По приблизительным подсчетам, сейчас в стране общая протяженность распредсетей превышает 300 тыс. км, из которых примерно 250 тыс. км - государственная собственность (но 100 тыс. км из этого количества - внутридомовые и внутридворовые отводы). В частных же руках, таким образом, находится где-то 50 тыс. км распределительных сетей, а то и больше.

"Нафтогаз Украины" утверждает, что облгазы вкладывают слишком мало денег в развитие газовой инфраструктуры на местах. За это их и надо наказать. Но очень сомнительно, что переподчинение сетей изменит ситуацию, как заверяют в правительстве. Если НАК не хватает средств на обновление магистральных газопроводов, то откуда взяться деньгам на локальные? Ведь, по данным Минтопэнерго, в 2008 году потребность в финансировании большой ГТС составляла 5,3 млрд. гривен, а "Нафтогаз" смог вложить в нее лишь 750 млн. гривен. А при существующем внутри компании перекрестном субсидировании одних видов деятельности за счет других радужные перспективы региональному газовому хозяйству не светят. Оно интересует НАК исключительно в ракурсе контроля за финансовыми потоками, исходящими от потребителей газа на местах. Причем по принципу демократического централизма все поступления теперь должны аккумулироваться в Киеве, а уже оттуда распределяться их между филиалами "Нафтогазмереж" (если что-то останется после расчетов с "Газпромом").

Упреки Юлии Тимошенко в том, что сегодня облгазы не все собранные с потребителей средства перечисляют "Газу Украины" в принципе справедливы, но это не больше чем штрих в общей картине неплатежей по стране – не жирнее, и не тоньше. Государство ведь тоже задерживает возвращение НДС экспортерам и не в полной мере перечисляет субвенции местным бюджетам. Поэтому проблема облгазовских неплатежей сегодня сильно преувеличена из конъюнктурных соображений. Судите сами. Премьер-министр перед телекамерами называет астрономическую сумму долгов в 8 млрд. гривен, 5 миллиардов из которых, по ее словам, висит на облгазах, подконтрольных Дмитрию Фирташу, а еще 1 миллиард на принадлежащих холдингу "Газэкс" российского бизнесмена Виктора Вексельберга, а когда смотришь сводки "Газа Украины", то там таких цифр нет и в помине.

Согласно статистике этой компании, за 10 месяцев 2009 года региональные газопоставщики не заплатили ей лишь 636 млн. гривен. У предприятий теплокоммунэнерго, для сравнения, этот долговой индикатор в 2 раза выше. Еще около 1 млрд. гривен долгов за год накопили промпотребители. Причем некоторых можно вспомнить и поименно. Например, Алчевский металлургический комбинат задолжал "Нафтогазу" за три первых квартала текущего года более 240 млн. гривен. Это, кстати, в 4 раза больше, чем задолжал НАК "Винницагаз". А ведь у этого облгаза показатели проплат действительно одни из худших в отрасли. У большинства его товарищей по цеху долги значительно меньше. И в этом контексте не менее странно выглядят слова председателя "Нафтогаза Украины" Олега Дубины о том, что следующими регионами, которыми займется ДК "Нафтогазмережи" станут Днепропетровская, Николаевская, Львовская и Закарпатская область. В трех последних уровень расчетов облгазов за полученное топливо достигает 90% - по нынешним временам недурной показатель. Вот, допустим, в "Луганскгазе" и "Черкассыгазе" он равен 72%. Но эти предприятия уже и так контролируются "Нафтогазом" (и, как видим, достижениями не блещут) - чего их трогать.

И о том, что упомянутый алчевский комбинат-должник входит в состав корпорации ИСД, откуда на работу в "Нафтогаз Украины" пришли и ее нынешний председатель правления Олег Дубина, и руководитель "Нафтогазмереж" Виталий Гнатушенко, в компании тоже предпочитают умалчивать. Ей спустили четкую установку - брать под прицел газовое имущество Фирташа и других недоброжелателей нынешних властей - и точка. Но из-за такого подхода во всей этой газораспределительной кампании превалирует отчетливый политический привкус. Он, в частности, подавляет и довольно рациональные идеи относительно реформирования газораспределительного хозяйства, - например, предложения Фонда госимущества отдать распределительные газопроводы в аренду, чтобы взымать с арендаторов соответствующую плату, в которую будут уже заложены и издержки на модернизацию сетей.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
15.11.18, Игорь Воронцов
Платить за отопление нынешней зимой украинцам предстоит ощутимо больше – поскольку Кабинет министров Украины своим постановлением от 19 октября повысил цену газа с прежних 6958 грн. до 8550 грн./тыс. куб. м для предприятий теплоэнергетики. Те, в свою очередь, уже обратились в Национальную комиссию регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг с просьбой о повышении своих тарифов – поскольку газ является основным топливом для котельных.
13.11.18, Ярослав Ярош
Национальная компания "Энергоатом" утвердила среднесрочную программу инвестиций на период 2019-2023 гг. с общим наполнением 64,5 млрд грн. Но только под половину этой суммы есть реальные источники финансирования, остальные инвестиции покрывать нечем. И это дает "Энергоатому" очередной повод требовать повышения тарифов на электроэнергию, производимую АЭС.
08.11.18, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal стал главным претендентом на покупку обанкротившейся компании Essar Steel, четвертого по величине игрока на индийском рынке, обладающего мощностями по выплавке 10 млн тонн стали в год.
05.11.18, Ярослав Ярош
10 лет подряд объемы добычи природного газа в Украине топчутся у отметки 20 млрд куб. м в год, то чуть переходя ее, то опускаясь. Ни одна из программ стимулирования отрасли не сработала, в т. ч. и последняя – "20/20" – громко распиаренная ДК "Укргазвыдобування". Уже понятно, что в 2020 г. страна не перейдет на исключительно отечественный газ. Правда, можно прогнозировать, что в следующем году добыча сделает все же прыжок, а не шажок. Подорожание газа болезненно бьет по кошелькам потребителей и в то же время превращает разработку газовых месторождений в высокоприбыльный бизнес.
01.11.18, Павел Вернивский
Вопрос инвестиций в Украине сейчас один из самых болезненных. Ведь если посмотреть на их количество, которое ежегодно заходит в Украину, наворачиваются слезы на глаза. За 4 неполных года в Украину поступило всего 9 млрд долл. иностранных инвестиций.
30.10.18, Игорь Воронцов
Размещение государственных облигаций Украины на 2 млрд долл. под 9-9,75% годовых, проведенное 25 октября, противоречит целям официально утвержденной правительственной стратегии по снижению долговой нагрузки на экономику и госбюджет. Это также идет в разрез с обещаниями премьера Владимира Гройсмана вытащить страну из долговой ямы и облегчить положение украинцев, которым предстоит из своего кармана возвращать эти долги – которые брали не они.
25.10.18, Ярослав Ярош
Аналитики прогнозируют, что в 2019 г. в глобальной металлургии продолжится парад протекционизма, торговых санкций и экспортных ограничений. И несмотря на это, спрос на металлопродукцию все равно будет расти. Впрочем, как и конкуренция между производителями.
22.10.18, Игорь Воронцов
Резкое ускорение роста цен в Украине по итогам сентября продолжится по крайней мере до новогодних праздников. Национальный банк, объясняя причины сентябрьского "большого прыжка", в основном ссылался на внешние факторы – рост мировых цен. Однако на самом деле инфляцию раскручивают действия власти и прежде всего Кабинета министров Украины.
17.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Известняковая промышленность, одна из смежных отраслей горно-металлургического комплекса Украины, в этом году никак не может выйти из негативного тренда. Падение добычи на местных карьерах металлурги вынуждены компенсировать импортом – а это и рост себестоимости уже по стальной выплавке, и дополнительный отток валюты из страны по торговому балансу.
12.10.18, Ярослав Ярош
В начале октября Европейская комиссия еще на 5 лет продлила действие антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных труб из Украины и России. Откровенно говоря, сложно было ожидать другого решения в период тотального закрытия мировых стальных рынков, спровоцированного Дональдом Трампом. Поэтому новость из Брюсселя несет в себе скорее нейтральный, чем негативный контекст. Ставки пошлин не поменялись – и это позволяет Украине сохранить свою долю на рынке ЕС, которая в последние годы составляла 6-7% от общего потребления в регионе.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!