Подробнее Запомнить город


Терминал для химиков

14.12.09
размер текста:

На недавней встрече с руководителями химических предприятий Украины в Северодонецке премьер-министр Юлия Тимошенко предложила еще один способ доставки в Украину природного газа из альтернативных источников. Она пообещала химикам построить в одном из портов терминал для приема газа в сжиженном виде. Идея, возможно, и недурна. Но возникает впечатление, что в правительстве не осознают всей масштабности задачи.

Юлия Тимошенко не изменяет своему стилю. Она стремится решать проблемы эффектно, а не эффективно. Поэтому уже в Северодонецке, молниеносно реагируя на стенания химиков по поводу дороговизны газа, премьер засыпала окружающих поручениями. "Министерство топлива и энергетики определяйте, где мы можем размещать терминал, создавайте консорциум предприятий, для которых газ является сырьем, и срочно начинаем совместный проект, - заявила она. - Правительство будет помогать всем, чем сможет – выделением земли и привлечением кредитных ресурсов. Это давно нужно было делать". Кроме того, Юлия Тимошенко сообщила, что в Кабмине уже есть предложения относительно строительства терминала по приему сжиженного природного газа (LNG - так его принято называть в мировой практике) от компаний из Японии и Южной Кореи. Премьер не сказала лишь одного, что на реализацию такого проекта необходимо 3-4 года времени и не менее 2 млрд. долл. инвестиций.

До недавних пор, искренне говоря, в строительстве подобных терминалов в Украине не было экономической целесообразности. Несмотря на все сложности отношений с "Газпромом", российский газ доставался отечественным потребителям дешевле, чем его можно было приобрести где-либо на свободном рынке. Но так продолжалось лишь до 2009 года. Новая формула определения цены на газпромовский товар и падение цен на энергоносители на внешних рынках, вызванное финансовым кризисом, перевернули все с ног на голову. Сегодня поставка в Украину LNG из Северной Африки даже с учетом транспортировки не будет стоить дороже, чем закупка российского газа на пограничной трубе. Проблема лишь в том, что Украина технологически не готова принимать сжиженный природный газ с моря.

Хотя это не означает, что мысль о LNG-терминале до Юлии Тимошенко никого в стране не посещала. Отечественные проектные институты прорабатывали ее еще с начала 2000-х годов, а к середине десятилетия ею заинтересовались и в НАК "Нафтогаз Украины". В это время компания как раз начала присматриваться к регионам Северной Африки (Египет, Ливия, Алжир), откуда потенциально выгоднее всего импортировать сжиженный газ. Во-первых, по сравнению с Персидским заливом гораздо короче транспортное плечо. Во-вторых, украинское присутствие в нефтегазовом секторе этих стран наиболее ощутимо. Причем в Каире и Триполи украинские делегации ставили вопрос о том, чтобы не только закупать LNG для собственных нужд, но и создать на черноморском берегу перевалочный пункт для переброски североафриканского газа в регион Центральной Европы, используя украинскую ГТС.

Первый проект строительства принимающего газового терминала в Крыму под Феодосией был разработан в "Нафтогазе" в 2005 году. Он был рассчитан на прием 10 млрд. кубов газа в год с перспективой увеличения этих мощностей вдвое. Но смета зашкалила за 3 млрд. долл., и в компании решили, что надо быть скромнее. При подготовке следующего варианта решили обойтись для начала 5-миллиардной пропускной способностью, а место дислокации перенести из Феодосии в порт Очаков в Николаевской области. Преимущество второго в том, что он расположен ближе к потенциальным потребителям топлива и свободным газотранспортным мощностям. Ведь из Крыма на континент ведет всего лишь одна нитка газопровода, да и та сегодня качает газ в автономию, а не наоборот. Третье хорошее место, куда можно было бы поставить новый терминал, - Одесса или Южный. Но там и так уже чувствуется дефицит свободных площадей под портовое строительство. Разве что Одесский припортовый завод поделится своей территорией. Он ведь больше, чем кто-либо в регионе, заинтересован в получении недорогого газа.

По оценкам специалистов киевской компании "Нефтегазбудинформатика", экономический кризис создал целый ряд предпосылок для того, чтобы Украина серьезно занялась подготовкой к приему LNG. Во-первых, как уже говорилось, данное топливо заметно подешевело. Во-вторых, из-за падения спроса возник профицит предложения сжиженного газа, а, следовательно, можно сравнительно легко законтрактовать необходимое количество. Еще недавно, крупные объемы LNG покупателям приходилось заказывать за 3 года вперед. В-третьих, вместе с предложением газа увеличилось и предложение танкеров для его перевозки, что снимает проблему со строительством собственного танкерного флота. Фрахт газовоза наиболее распространенного типа (140-145 тысяч кубометров, 100 тысяч тонн) будет стоить примерно 50 тыс. долл. в сутки, тогда как его строительство потянуло бы на все 200 млн. долл. Но при тех объемах LNG, которые собирается импортировать Украина, строить подобные суда не имеет смысла.

Впрочем, газовозы - это дело, пускай, и не десятое, но все же не первостепенной важности. Намного важнее знать, откуда возьмутся деньги на благое начинание, и кто непосредственно будет строить терминал. У украинских властей пока есть более-менее четкий ответ на второй вопрос и весьма расплывчатый на первый. Трудно сказать о каких корейцах упоминала Юлия Тимошенко, но японский след в истории с LNG-терминалом верен. Летом нынешнего года Минтопэнерго Украины посетила совместная делегация японской корпорации Mitsubishi, канадской компании SNC Lavalin и турецкого холдинга Calik Enerji с технико-экономическим обоснованием терминального комплекса. Подобный, кстати, SNC Lavalin уже спроектировала для польского порта Свиноуйсьце.

Тем не менее, первую скрипку в нашем потенциальном консорциуме играют не японцы и не канадцы, а турки, которые берут на себя маркетинговые вопросы по сбыту LNG и которые уже имеют опыт реализации подобных объектов у себя на родине. И их аргументы, надо признать, произвели впечатление на украинских правительственных чиновников. Ведь, по словам вице-президента холдинга Сalik Ахмета Тачйилдыза, приход на турецкий рынок танкерного газа сразу же сбил там цены на газ трубопроводный. К примеру, летом нынешнего года российский газ в Турции торговался в среднем по 180 долл. за тысячу кубометров. После такого рассказа хозяева и гости договорились о том, что к концу 2009 года на стол к украинскому правительству ляжет уже более детальный план возведения терминала. Не исключено, что документ как раз пришел, о чем доложили Юлии Тимошенко, а она использовала новость для своего северодонецкого экспромта.

Однако ни один из трех зарубежных участников, берущихся за строительство терминала в Украине, не готов выступить в качестве основного инвестора. Стоимость своих работ они, кстати, оценили примерно в 750-800 млн. долл. Правда, здесь идет речь о голом терминале, без сопутствующей инфраструктуры, создание которой как минимум удвоит издержки. Но без нее и город городить не стоит. Это все равно, что купить себе утюг, не имея доступа к электросети.

Во время недавнего визита в Японию Юлия Тимошенко заводила речь о привлечении кредита консорциума тамошних банков под терминальный проект. Но после того как нынешней осенью на Украину осерчал МВФ, японские банкиры вряд ли подпишутся под займом для Киева. Найти же внутреннего инвестора для такой дорогостоящей затеи не менее сложно. Даже если все химики страны пустят по кругу шляпу, они вряд ли наберут достойную сумму. В кризисный год оборотных средств им не хватает даже для обеспечения насущных потребностей производства, где уж тут думать о 3-4-летней перспективе. Единственной, с кем правительство могло бы предметно вести речь о газовом терминале, оставалась до недавних пор группа "Приват", имеющая большие виды на отечественную химиндустрию. Но после того как ей не позволили приватизировать Одесский припортовый завод, для Игоря Коломойского эта тема закрыта. Хотя это вряд ли помешает Юлии Тимошенко и дальше пичкать наиболее доверчивых промышленников радужными обещаниями.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!