Подробнее Запомнить город


Бюджет, который никому не нужен

14.12.09
размер текста:

Бюджетная политика Украины в нынешнем году полностью интегрирована в противостояние между двумя крупнейшими политическими кланами. Уже очевидно, что бюджет на следующий год не нужен ни оппозиции, ни правительству. Кабинет Министров продемонстрировал, что будет тратить деньги вне зависимости от его утверждения, а Партия Регионов ожидает победы своего кандидата на президентских выборах в надежде на то, что получит возможность самостоятельно распоряжаться государственными финансами.

Нынешний бюджетный процесс характеризуется вопиющими нарушениями действующего законодательства, на которые боялся идти даже авторитарный режим Л. Кучмы. Правительство в свойственной ему манере перевело бюджетную систему на ручное управление, окончательно разрушив попытки парламента утвердить ее автономное функционирование, минимально зависящее от субъективного вмешательства.

Прежде всего, правительство не сдержало обещание и так и не подало в парламент доработанный законопроект о бюджете на следующий год. Напомним, что после того, как 20 ноября парламент отправил на доработку данный документ, исполняющий обязанности министра финансов Украины Игорь Уманский обещал, что Кабмин подаст его новый вариант в течение двух недель. Позже лично премьер-министр на официальном сайте обещала, что Министерство финансов Украины подготовит доработанный бюджет к 7 декабря, откорректированный с учетом изменений прогнозных макропоказателей на основе результатов экономического развития за 9 месяцев 2009 года.

Однако, в начале текущей недели Ю. Тимошенко сообщила, что правительство не будет торопиться с внесением в парламент доработанного бюджета. По ее словам, он будет принят только во второй половине февраля 2010 г., вместе с новой редакцией Бюджетного кодекса Украины. При этом, до вступления в силу нового бюджета, по ее словам "как новый, так и старый" кодексы позволяют при отсутствии закона о госбюджете на 2010 г. осуществлять бюджетное финансирование путем принятия соответствующего постановления правительства.

Ключевые месседжи Премьер-министра свидетельствуют, что для КМУ утверждение бюджета не является крайне необходимым. Согласно действующему Бюджетному кодексу, если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о государственном бюджете Украины, правительство имеет право осуществлять расходы на уровне предыдущего года, но с рядом важных ограничений:

1. Ежемесячные расходы госбюджета Украины не могут превышать 1/12 объема за предшествующий бюджетный период;

2. До принятия закона о государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период проводить капитальные расходы запрещается, кроме случаев, связанных с введением военного либо чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации.

Кроме того, в действующем бюджетном кодексе есть еще ряд важных ограничений. Во-первых, до принятия закона о государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период заимствования могут осуществляться лишь с целью погашения основной суммы государственного долга. Во-вторых, до принятия закона налоги, сборы и другие поступления взимаются в соответствии с законом с прошлогодним планом.

Если соблюдать действующее законодательство, то Украину зимой ожидает социально-экономический кризис. За последний год защищенные статьи бюджета увеличились на 14-17%, а если принять во внимание закон о повышении социальных стандартов, то их рост оценивается в 25-28% против бюджета 2009 г. Очевидно, что 1/12 доходов 2009 года будет недостаточно для того, чтобы профинансировать расходы января 2010 г. При этом, план по поступлениям в бюджет также остается на прошлогоднем уровне, что не позволяет правительству расширить финансовую базу.

Кроме того, четвертая часть доходов следующего года – заимствования, поэтому замораживание долговой активности дополнительно сузит финансовый ресурс правительства. Учитывая, что январь сезонно является месяцем наименьших налоговых поступлений, без права заимствования КМУ в итоге получит колоссальный разрыв между доходами и обязательствами. Наиболее опасным для Украины является мораторий на капитальные инвестиции. Непринятие бюджета фактически остановит подготовку страны к Евро 2012 г., которая и без того явно выбилась из графика.

Таким образом, если соблюдать действующее законодательство, то ситуация выглядит достаточно сложной. Однако, КМУ нашел собственное решение этих проблем. Во-первых, в прошлом году был создан Стабилизационный фонд, куда правительство перенесло большинство капитальных расходов. С экономической точки зрения Стабилизационный фонд – это оффшор в специальном фонде бюджета. Он практически не регламентируется действующим законодательство, поэтому правительство распоряжается им в ручном режиме. Действующий Бюджетный кодек ничего не говорит о том, как будут расходоваться средства фонда в случае непринятия бюджета, поэтому правительство очевидно самостоятельно определит методологию.

Во-вторых, правительство еще 29 октября (!!!) приняло Постановление №1181 "О мероприятиях по обеспечению выполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в 2010 г.", в котором по сути выписало все, что закладывало в бюджете на 2010 г. При этом, вызывает глубочайшее удивление требование к некоторым администраторам "обеспечить выполнение доходов на уровне, установленном проектом Закона Украины про госбюджет на следующий год". Иными словами, правительство своим постановлением вводит в силу нормы весьма аморфного документа, который может быть несколько десятков раз переписан в рабочем порядке. Кроме того, достаточно интересны формулировки "рекомендовать выполнить". В частности, таким образом Национальной комиссии регулирования энергетики установлен план по поступлениям целевой надбавки и сбора за размещения радиоактивных отходов.

Что касается регулирования доходной базы, то правительство постановило Государственной налоговой администрации, Государственной таможенной службе и другим фискальным органам обеспечить ежемесячные поступления в бюджет в объемах установленных Министерством финансов в соответствии с показателями росписи государственного бюджета на соответствующий период. Подобная норма, как и множество из Постановления №1181, прямо противоречит действующему бюджетному кодексу. Полномочия Минфина (а точнее правительства) приближаются к полномочиям князя Киевской Руси, протофискальные органы которого собирали столько дани, сколько утвердит князь.

Обладая такими полномочиями, которыми наделило себя правительство Постановлением № №1181, украинскому правительству Закон о госбюджете на 2010 г. не нужен в принципе. Оппозиция же, очевидно, также не будет спешить голосовать за главный финансовый документ страны, поскольку уже в предвкушении того, как она будет использовать те колоссальные возможности, которые создала Ю.Тимошенко. Между тем, чем сильнее политики расшатывают устоявшуюся бюджетную систему, тем сложнее будет потом вернуть ее в нормальное состояние.

Алексей Виниций

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.
09.01.18, Анна Ганзенко
К исходу четвертого года со времени последнего Майдана и всех последующих событий уже можно прикинуть предварительную цену, которую пришлось заплатить Украине за свой выбор. И если политические последствия данного шага сложно оценить однозначно, то с экономическими параметрами все немного проще: статистические показатели состояния экономики страны беспристрастны и спорить с ними тяжело.
04.01.18, Ярослав Ярош
Конец года оказался необычайно щедрым для меткомбината "Arcelor Mittal Кривой Рог". АМКР подписал документы о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и синдиката европейских банков на общую сумму 350 млн долл. Этот заем покроет примерно треть нужд комбината в денежных средствах, которые тот намерен вложить в масштабную модернизацию.
27.12.17, Максим Полевой
По итогам 2017 года в мире ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 5%. Значительнее всего увеличатся вложения в переходные экономики. В их числе может оказаться и Украина.
22.12.17, Ярослав Ярош
За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.
20.12.17, Максим Полевой
В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!