Подробнее Запомнить город


Бюджет, который никому не нужен

14.12.09
размер текста:

Бюджетная политика Украины в нынешнем году полностью интегрирована в противостояние между двумя крупнейшими политическими кланами. Уже очевидно, что бюджет на следующий год не нужен ни оппозиции, ни правительству. Кабинет Министров продемонстрировал, что будет тратить деньги вне зависимости от его утверждения, а Партия Регионов ожидает победы своего кандидата на президентских выборах в надежде на то, что получит возможность самостоятельно распоряжаться государственными финансами.

Нынешний бюджетный процесс характеризуется вопиющими нарушениями действующего законодательства, на которые боялся идти даже авторитарный режим Л. Кучмы. Правительство в свойственной ему манере перевело бюджетную систему на ручное управление, окончательно разрушив попытки парламента утвердить ее автономное функционирование, минимально зависящее от субъективного вмешательства.

Прежде всего, правительство не сдержало обещание и так и не подало в парламент доработанный законопроект о бюджете на следующий год. Напомним, что после того, как 20 ноября парламент отправил на доработку данный документ, исполняющий обязанности министра финансов Украины Игорь Уманский обещал, что Кабмин подаст его новый вариант в течение двух недель. Позже лично премьер-министр на официальном сайте обещала, что Министерство финансов Украины подготовит доработанный бюджет к 7 декабря, откорректированный с учетом изменений прогнозных макропоказателей на основе результатов экономического развития за 9 месяцев 2009 года.

Однако, в начале текущей недели Ю. Тимошенко сообщила, что правительство не будет торопиться с внесением в парламент доработанного бюджета. По ее словам, он будет принят только во второй половине февраля 2010 г., вместе с новой редакцией Бюджетного кодекса Украины. При этом, до вступления в силу нового бюджета, по ее словам "как новый, так и старый" кодексы позволяют при отсутствии закона о госбюджете на 2010 г. осуществлять бюджетное финансирование путем принятия соответствующего постановления правительства.

Ключевые месседжи Премьер-министра свидетельствуют, что для КМУ утверждение бюджета не является крайне необходимым. Согласно действующему Бюджетному кодексу, если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о государственном бюджете Украины, правительство имеет право осуществлять расходы на уровне предыдущего года, но с рядом важных ограничений:

1. Ежемесячные расходы госбюджета Украины не могут превышать 1/12 объема за предшествующий бюджетный период;

2. До принятия закона о государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период проводить капитальные расходы запрещается, кроме случаев, связанных с введением военного либо чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации.

Кроме того, в действующем бюджетном кодексе есть еще ряд важных ограничений. Во-первых, до принятия закона о государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период заимствования могут осуществляться лишь с целью погашения основной суммы государственного долга. Во-вторых, до принятия закона налоги, сборы и другие поступления взимаются в соответствии с законом с прошлогодним планом.

Если соблюдать действующее законодательство, то Украину зимой ожидает социально-экономический кризис. За последний год защищенные статьи бюджета увеличились на 14-17%, а если принять во внимание закон о повышении социальных стандартов, то их рост оценивается в 25-28% против бюджета 2009 г. Очевидно, что 1/12 доходов 2009 года будет недостаточно для того, чтобы профинансировать расходы января 2010 г. При этом, план по поступлениям в бюджет также остается на прошлогоднем уровне, что не позволяет правительству расширить финансовую базу.

Кроме того, четвертая часть доходов следующего года – заимствования, поэтому замораживание долговой активности дополнительно сузит финансовый ресурс правительства. Учитывая, что январь сезонно является месяцем наименьших налоговых поступлений, без права заимствования КМУ в итоге получит колоссальный разрыв между доходами и обязательствами. Наиболее опасным для Украины является мораторий на капитальные инвестиции. Непринятие бюджета фактически остановит подготовку страны к Евро 2012 г., которая и без того явно выбилась из графика.

Таким образом, если соблюдать действующее законодательство, то ситуация выглядит достаточно сложной. Однако, КМУ нашел собственное решение этих проблем. Во-первых, в прошлом году был создан Стабилизационный фонд, куда правительство перенесло большинство капитальных расходов. С экономической точки зрения Стабилизационный фонд – это оффшор в специальном фонде бюджета. Он практически не регламентируется действующим законодательство, поэтому правительство распоряжается им в ручном режиме. Действующий Бюджетный кодек ничего не говорит о том, как будут расходоваться средства фонда в случае непринятия бюджета, поэтому правительство очевидно самостоятельно определит методологию.

Во-вторых, правительство еще 29 октября (!!!) приняло Постановление №1181 "О мероприятиях по обеспечению выполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в 2010 г.", в котором по сути выписало все, что закладывало в бюджете на 2010 г. При этом, вызывает глубочайшее удивление требование к некоторым администраторам "обеспечить выполнение доходов на уровне, установленном проектом Закона Украины про госбюджет на следующий год". Иными словами, правительство своим постановлением вводит в силу нормы весьма аморфного документа, который может быть несколько десятков раз переписан в рабочем порядке. Кроме того, достаточно интересны формулировки "рекомендовать выполнить". В частности, таким образом Национальной комиссии регулирования энергетики установлен план по поступлениям целевой надбавки и сбора за размещения радиоактивных отходов.

Что касается регулирования доходной базы, то правительство постановило Государственной налоговой администрации, Государственной таможенной службе и другим фискальным органам обеспечить ежемесячные поступления в бюджет в объемах установленных Министерством финансов в соответствии с показателями росписи государственного бюджета на соответствующий период. Подобная норма, как и множество из Постановления №1181, прямо противоречит действующему бюджетному кодексу. Полномочия Минфина (а точнее правительства) приближаются к полномочиям князя Киевской Руси, протофискальные органы которого собирали столько дани, сколько утвердит князь.

Обладая такими полномочиями, которыми наделило себя правительство Постановлением № №1181, украинскому правительству Закон о госбюджете на 2010 г. не нужен в принципе. Оппозиция же, очевидно, также не будет спешить голосовать за главный финансовый документ страны, поскольку уже в предвкушении того, как она будет использовать те колоссальные возможности, которые создала Ю.Тимошенко. Между тем, чем сильнее политики расшатывают устоявшуюся бюджетную систему, тем сложнее будет потом вернуть ее в нормальное состояние.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!