Подробнее Запомнить город


Бюджет, который никому не нужен

14.12.09
размер текста:

Бюджетная политика Украины в нынешнем году полностью интегрирована в противостояние между двумя крупнейшими политическими кланами. Уже очевидно, что бюджет на следующий год не нужен ни оппозиции, ни правительству. Кабинет Министров продемонстрировал, что будет тратить деньги вне зависимости от его утверждения, а Партия Регионов ожидает победы своего кандидата на президентских выборах в надежде на то, что получит возможность самостоятельно распоряжаться государственными финансами.

Нынешний бюджетный процесс характеризуется вопиющими нарушениями действующего законодательства, на которые боялся идти даже авторитарный режим Л. Кучмы. Правительство в свойственной ему манере перевело бюджетную систему на ручное управление, окончательно разрушив попытки парламента утвердить ее автономное функционирование, минимально зависящее от субъективного вмешательства.

Прежде всего, правительство не сдержало обещание и так и не подало в парламент доработанный законопроект о бюджете на следующий год. Напомним, что после того, как 20 ноября парламент отправил на доработку данный документ, исполняющий обязанности министра финансов Украины Игорь Уманский обещал, что Кабмин подаст его новый вариант в течение двух недель. Позже лично премьер-министр на официальном сайте обещала, что Министерство финансов Украины подготовит доработанный бюджет к 7 декабря, откорректированный с учетом изменений прогнозных макропоказателей на основе результатов экономического развития за 9 месяцев 2009 года.

Однако, в начале текущей недели Ю. Тимошенко сообщила, что правительство не будет торопиться с внесением в парламент доработанного бюджета. По ее словам, он будет принят только во второй половине февраля 2010 г., вместе с новой редакцией Бюджетного кодекса Украины. При этом, до вступления в силу нового бюджета, по ее словам "как новый, так и старый" кодексы позволяют при отсутствии закона о госбюджете на 2010 г. осуществлять бюджетное финансирование путем принятия соответствующего постановления правительства.

Ключевые месседжи Премьер-министра свидетельствуют, что для КМУ утверждение бюджета не является крайне необходимым. Согласно действующему Бюджетному кодексу, если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о государственном бюджете Украины, правительство имеет право осуществлять расходы на уровне предыдущего года, но с рядом важных ограничений:

1. Ежемесячные расходы госбюджета Украины не могут превышать 1/12 объема за предшествующий бюджетный период;

2. До принятия закона о государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период проводить капитальные расходы запрещается, кроме случаев, связанных с введением военного либо чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации.

Кроме того, в действующем бюджетном кодексе есть еще ряд важных ограничений. Во-первых, до принятия закона о государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период заимствования могут осуществляться лишь с целью погашения основной суммы государственного долга. Во-вторых, до принятия закона налоги, сборы и другие поступления взимаются в соответствии с законом с прошлогодним планом.

Если соблюдать действующее законодательство, то Украину зимой ожидает социально-экономический кризис. За последний год защищенные статьи бюджета увеличились на 14-17%, а если принять во внимание закон о повышении социальных стандартов, то их рост оценивается в 25-28% против бюджета 2009 г. Очевидно, что 1/12 доходов 2009 года будет недостаточно для того, чтобы профинансировать расходы января 2010 г. При этом, план по поступлениям в бюджет также остается на прошлогоднем уровне, что не позволяет правительству расширить финансовую базу.

Кроме того, четвертая часть доходов следующего года – заимствования, поэтому замораживание долговой активности дополнительно сузит финансовый ресурс правительства. Учитывая, что январь сезонно является месяцем наименьших налоговых поступлений, без права заимствования КМУ в итоге получит колоссальный разрыв между доходами и обязательствами. Наиболее опасным для Украины является мораторий на капитальные инвестиции. Непринятие бюджета фактически остановит подготовку страны к Евро 2012 г., которая и без того явно выбилась из графика.

Таким образом, если соблюдать действующее законодательство, то ситуация выглядит достаточно сложной. Однако, КМУ нашел собственное решение этих проблем. Во-первых, в прошлом году был создан Стабилизационный фонд, куда правительство перенесло большинство капитальных расходов. С экономической точки зрения Стабилизационный фонд – это оффшор в специальном фонде бюджета. Он практически не регламентируется действующим законодательство, поэтому правительство распоряжается им в ручном режиме. Действующий Бюджетный кодек ничего не говорит о том, как будут расходоваться средства фонда в случае непринятия бюджета, поэтому правительство очевидно самостоятельно определит методологию.

Во-вторых, правительство еще 29 октября (!!!) приняло Постановление №1181 "О мероприятиях по обеспечению выполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в 2010 г.", в котором по сути выписало все, что закладывало в бюджете на 2010 г. При этом, вызывает глубочайшее удивление требование к некоторым администраторам "обеспечить выполнение доходов на уровне, установленном проектом Закона Украины про госбюджет на следующий год". Иными словами, правительство своим постановлением вводит в силу нормы весьма аморфного документа, который может быть несколько десятков раз переписан в рабочем порядке. Кроме того, достаточно интересны формулировки "рекомендовать выполнить". В частности, таким образом Национальной комиссии регулирования энергетики установлен план по поступлениям целевой надбавки и сбора за размещения радиоактивных отходов.

Что касается регулирования доходной базы, то правительство постановило Государственной налоговой администрации, Государственной таможенной службе и другим фискальным органам обеспечить ежемесячные поступления в бюджет в объемах установленных Министерством финансов в соответствии с показателями росписи государственного бюджета на соответствующий период. Подобная норма, как и множество из Постановления №1181, прямо противоречит действующему бюджетному кодексу. Полномочия Минфина (а точнее правительства) приближаются к полномочиям князя Киевской Руси, протофискальные органы которого собирали столько дани, сколько утвердит князь.

Обладая такими полномочиями, которыми наделило себя правительство Постановлением № №1181, украинскому правительству Закон о госбюджете на 2010 г. не нужен в принципе. Оппозиция же, очевидно, также не будет спешить голосовать за главный финансовый документ страны, поскольку уже в предвкушении того, как она будет использовать те колоссальные возможности, которые создала Ю.Тимошенко. Между тем, чем сильнее политики расшатывают устоявшуюся бюджетную систему, тем сложнее будет потом вернуть ее в нормальное состояние.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!