Подробнее Запомнить город


Искусственный отбор

17.12.09
размер текста:

Несмотря на то, что Кабинет министров в последнее время активно пропагандирует политику взаимопонимания с предприятиями горно-металлургического комплекса страны, данная политика весьма неравномерно распространяется на участников отрасли. В частности, одни рыночные игроки пользуются повышенным вниманием правительства, в то время как другие – практически лишены каких-либо ощутимых преференций.

В соответствии с теорией Ч.Дарвина и современной синтетической теорией эволюции, жизнь на Земле развивалась по закону «естественного отбора»: выживали и преимущественно размножались особи, более приспособленные к данным условиям среды. Мировой бизнес впоследствии тоже стал развиваться подобно этому закону: сильные конкурентоспособные компании укрупнялись за счет поглощения либо вытеснения с рынка менее конкурентоспособных, что в конечном итоге приводило к усилению экономической конкуренции на рынке и повышению качества продукции и услуг.

Однако украинское правительство, похоже, практикует совершенно другую эволюционную теорию, а именно избирательное допущение к размножению организмов с целью выведения новых видов, обладающих желаемыми качествами. Другими словами – искусственный отбор. Кабмин Юлии Тимошенко сегодня вполне открыто поддерживает наименее эффективный бизнес в ГМК.

Хотя, если взять в пример отдельных участников отрасли, которых, судя по повышенному вниманию к ним правительства, можно отнести к разряду слабых и неконкурентоспособных, то здесь это определение носит достаточно условный характер. Некоторые компании попросту привыкли к помощи государства, поэтому продолжают жить и мыслить абсолютно нерыночно, твердо уверовав, что государство им обязано помогать, как это было, например, во времена Союза.

За примером далеко идти не придется – можно взять хотя бы Мариупольский меткомбинат им. Ильича и его бессменного «красного» директора Владимира Бойко. Владимир Бойко, при всем уважении к нему, все же человек прошлой эпохи. Поэтому неслучайно, что именно от него постоянно исходят жалобы относительно того, что его якобы притесняют другие участники рынка и что правительство недостаточно помогает его предприятию. При этом наиболее острым вопросом для В.Бойко, как и для совладельцев корпорации «Индустриальный союз Донбасса», а также группы «Запорожстали», является проблема сырьевого обеспечения металлургического производства.

Указанные компании в свое время сумели приватизировать достаточно привлекательные меткомбинаты, в результате чего на приватизацию ГОКов и шахт у них попросту не хватило средств. А в дальнейшем они сочли экономически нецелесообразным развитие собственных сырьевых баз. Дело в том, что несколько лет назад цены на железорудное сырье на рынке Украины, как, впрочем, и на мировом рынке, были на порядок ниже, чем, к примеру, в докризисном первом полугодии 2008 года. Поэтому ряд украинских компаний приняли решение приобретать железорудное сырье на открытом рынке, отказавшись от идеи строительства собственных ГОКов. При этом все они, на всякий случай, получили лицензии на разработку перспективных месторождений железной руды.

И в то время, когда вертикально-интегрированные компании вкладывали миллиарды в развитие принадлежащих им ГОКов, «безсырьевые» компании инвестировали в другие, не менее масштабные и амбициозные проекты. К примеру, ИСД решил в сжатые сроки провести комплексную модернизацию своих металлургических мощностей, для чего нарастил объем кредитных обязательств до 3 млрд. долларов. При этом группа В.Гайдука и С.Таруты даже минимального объема финансовых средств не потратила на обеспечение своих метпредприятий сырьем. Как следствие, сегодня ИСД имеет превосходство над отечественными конкурентами в энергоэффективности металлургического производства, но уступает вертикально-интегрированным компаниям в себестоимости железорудного сырья. Где-то выиграли, где-то проиграли.

Спустя несколько лет цены на железорудное сырье на мировом рынке, как и прогнозировали эксперты, значительно выросли. Тогда собственники ИСД, Запорожстали и ММК им. Ильича обвинили отечественных поставщиков сырья в рыночном доминировании и чрезмерном завышении цен на ЖРС. Хотя за несколько месяцев до этого производители металлопродукции еще более значительно повысили цены на свой готовый прокат и полуфабрикаты.

В прошлом месяце ситуация получила продолжение – Юлия Тимошенко пообещала ряду компаний, которые лишены собственной сырьевой базы, привилегированный доступ к разработке украинских железорудных и угольных месторождений. Компании, которые попали в это число, восприняли идею с энтузиазмом – все они заявили, что заинтересованы в предложении Кабмина. В частности, корпорация ИСД намерена принимать участие в аукционах по продаже лицензий на разработку полезных ископаемых, которые будут проводиться во второй половине декабря текущего года. «Конечно, будем принимать участие… Железная руда, уголь – то, что нам необходимо», - сказал председатель совета директоров ИСД Сергей Тарута.

Интересно все же, за счет каких средств собираются строить ГОК совладельцы ИСД, если на сегодняшний день им не хватает денег даже для своевременных расчетов по взятым ранее кредитам. Ответ напрашивается только один: они снова рассчитывают на помощь государства. На последнем выездном заседании Кабмина в Мариуполе Сергей Тарута подчеркнул, что предприятия корпорации переживают две проблемы: дефицит оборотных средств и необеспеченность сырьем. «Нам надо 300-400 млн. долл. для завершения перевооружения, которое позволит отказаться от потребления газа и электроэнергии и превратит нас в современное конкурентоспособное производство», - сказал С.Тарута. В ответ Юлия Тимошенко пообещала ему, что правительство готово предоставить государственные гарантии под кредиты на модернизацию производства.

Следует отметить, что для строительства новых ГОКов правительство высказало готовность помочь избранным металлургам с дешевыми кредитами, а также своей наукой и техникой. Правительство намерено помогать ИСД, даже не смотря на то обстоятельство, что Алчевский меткомбинат, по данным самого же Кабмина, на 1 ноября текущего года задолжал государственному НАК «Нафтогаз Украины» за поставленный природный газ не много, не мало –142 млн. грн. (причем на 01.10.2009 долг составлял свыше 240 млн. грн.). Естественно, что столь значительная задолженность перед госмонополией стала возможной исключительно благодаря молчаливому согласию Кабмина. К тому же, нынешний топ-менеджмент «Нафтогаза», о многочисленных злоупотреблениях которого неоднократно упоминалось в СМИ, состоит преимущественно из выходцев с того же ИСД. О какой справедливой конкуренции на рынке может идти речь?

Снова же только выборочным участникам отечественного ГМК также удалось добиться решения еще одного острого вопроса – возмещения НДС. Государственная налоговая администрация Украины ожидает, что задолженность по возмещению НДС экспортерам по состоянию на 1 января 2010 года составит 20 млрд. грн. Гендиректору ММК им. Ильича, одному из немногих, удалось убедить государство вернуть предприятию должок. По его словам, государство задолжало комбинату 400 млн. грн. Именно эти цифры он озвучил на выездном заседании Кабмина в Мариуполе в прошлом месяце, и тот час же получил обещание от премьер-министра, что государство погасит долг в течение трех недель. Юлия Тимошенко пока что держит свое обещание: в ноябре комбинату было возмещено 150 млн. грн., а в декабре - еще 120 млн. грн.

Не секрет, что добиться столь выдающихся результатов в переговорах с действующим правительством можно было лишь одним путем: обеспечить поддержку Юлии Владимировны на президентских выборах, о чем господа Тарута и Бойко вполне официально и заявили.

Вероятно, что поддержкой на предстоящих выборах Юлия Тимошенко заручилась и со стороны еще двух представителей крупного бизнеса – Константина Жеваго и Виктора Пинчука. Иначе как еще можно объяснить тот факт, что правительство разрешило ввоз в Украину дуговой сталеплавильной печи, печи-ковша, двух машин непрерывного литья заготовок и вакууматора на общую сумму 140 млн. евро без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость?

Название предприятия, которому предназначалось оборудование, Кабмин не разглашает. Однако указанный набор металлургического оборудования соответствует основному оборудованию ООО «Металлургический завод «Днепросталь», который гендиректор компании «Интерпайп» Александр Киричко озвучил еще в феврале 2007 года. Напомним, что тогда «Интерпайп» подписал контракт с итальянской компанией Danieli о сооружении нового электросталеплавильного комплекса на площадке ОАО «Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод». Общая стоимость проекта оценивалась в 610 млн. долларов, годовая производительность – 1,32 млн. тонн. Как ожидалось, новый электросталеплавильный комплекс позволит «Интерпайпу» сократить потребление природного газа в восемь раз в пересчете на тонну стали и снизить в 2,5 раза вредные выбросы в атмосферу. Введение в действие электросталеплавильного производства было запланировано на начало 2011 года.

Беспошлинный ввоз оборудования для модернизации – безусловно, позитивный сигнал для отрасли. Остается надеяться, что и любая другая группа в ГМК сможет на тех же условиях, что и Интерпайп, воспользоваться столь щедрым предложением Кабмина.

Что касается Константина Жеваго, то следует отметить, что он также уже долгое время лоббирует ввоз в Украину на льготных условиях нового оборудования от компании Siemens для своего сталеплавильного комплекса «Ворскласталь». Кроме того, известна давняя заинтересованность К.Жеваго в приватизации холдинговой компании «Лугансктепловоз», которую недавно в очередной раз реприватизировали у структур Искандера Махмудова.

И если правительство будет продолжать следовать своей логике, то у владельца группы «Финансы и кредит» сохраняются неплохие шансы для успешной реализации намеченных проектов. Чего нельзя сказать о группе «Приват», собственники которой, похоже, окончательно «побили горшки» с премьером после последнего конкурса по приватизации Одесского припортового завода.

Поэтому говорить о каком-то взаимопонимании правительства и металлургов можно лишь относительно, так как действительно ощутимую государственную помощь получают только абсолютно лояльные к действующему премьер-министру компании, причем в ущерб другим участникам отрасли и честной экономической конкуренции на рынке.

Тарас Жирош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!