Подробнее Запомнить город


Детям в подарок

11.01.10
размер текста:

Уходящий год отметился в Украине новым рекордом – валовый внешний долг превысил 100 млрд. долларов, при этом долг органов государственного управления превысил 15 млрд. долларов. Именно такие долги оставляет своим последователям правительство Юлии Тимошенко на 10 лет вперед. Однако правительство не останавливается на достигнутом – Кабмин просит у Международного валютного фонда экстренную помощь в размере 2 млрд. долларов. Каким образом и за счет чего Украина сможет на протяжении 10 лет погасить данный долг?

Экономическая ситуация в стране (и это для всех не является секретом) носит катастрофический характер вплоть до того, что уже не раз возникали дискуссии о том, когда Украине ждать дефолта. Ударение в этих дискуссиях ставится именно на слове "когда", потому что мало кто уже сомневается, что страну постигнет дефолт. Единственным человеком, который это отрицает, является глава украинского правительства. Отвечая на этот вопрос, можно смело утверждать, что все станет ясно весной 2010 года – после президентских выборов. Если в Украине появится новый президент – все долги государства, которые были накоплены при правлении его предшественника, а также при Кабинете Министров во главе с Юлией Тимошенко, будут оглашены. Это точно произойдет, по крайней мере, если у "руля" государства окажутся противники нынешних руководителей страны. Что произойдет впоследствии – прогнозировать сложно.

Объем внешнего долга к весне 2010 года обещает быть впечатляющим. Если, к примеру, валовый внешний долг Украины только по состоянию на 1 октября 2009 года, согласно информации Национального банка Украины, составил 104,376 млрд. долларов, увеличившись с начала года на 2,7% или на 2,717 млрд. долларов. При этом долг органов государственного управления с начала года вырос на 3,95 млрд. долларов до 15,909 млрд. долларов. Органы кредитно-денежного регулирования увеличили свой долг за 9 месяцев текущего года с 4,725 млрд. долларов до 8,225 млрд. долларов. Другие секторы промышленности с начала года увеличили свой внешний долг на 206 млн. долларов до 41,461 млрд. долларов. При этом межфирменный долг увеличился на 96 млн. долларов до 5,209 млрд. долларов. Что касается банков, то они с начала года сократили внешний долг на 5,899 млрд. долларов до 33,572 млрд. долларов. Стоит отметить, что в первом квартале 2009 года валовый внешний долг сократился на 2,1%, во втором квартале вырос на 1,1%, а в третьем квартале увеличился на 3,7%.

Несмотря на столь внушительные долги, украинское правительство в начале этого месяца запросило экстренную помощь у Международного валютного фонда в размере 2 млрд. долларов. Для чего же Украине понадобился такой большой объем финансовых средств? По словам вице-премьер-министра Украины Григория Немыри, эти средства необходимы для ослабления чрезвычайно сложной ситуации с погашением внешнего госдолга. Другими словами, Украина берет кредит, чтобы погасить долги, при этом существующий долг увеличивается благодаря процентной ставке. Немыря уточнил, что эти средства Украина планирует использовать для выплаты пенсий и зарплат бюджетникам, покрытия государственных облигаций, а также расчетов за газ с Россией. Из этого следует, что у правительства нет денег для того, чтобы провести все эти жизненно важные для страны расчеты. Причем следует отметить, что средства планируется потратить не на восстановление секторов экономики, а на, как уже окрестили некоторые политики, "проедим". Покрыв все перечисленные нужды, Украина не получит экономической отдачи. Так как даже работа НАК "Нафтогаза" в последнее время просто удивляет – ежемесячно вся страна ищет деньги для того, чтобы рассчитаться за купленный у России газ. В результате создается впечатление, что компания просто дарит газ, не продавая ни куба, ведь на следующий месяц у нее не хватает оборотных средств для покупки очередного объема газа. А если "Нафтогаз" все же получает выручку от продажи газа, то она непонятным образом где-то оседает.

Поэтому, учитывая перечисленные проблемы, Кабмин начал настойчиво требовать от МВФ экстренной помощи. При этом правительство Украины попросило смягчить некоторые требования МВФ, поскольку выполнение программы сотрудничества проходило на фоне "очень сложных" политических условий в стране. "Мы столкнулись со сложностями, которые обусловили невозможность выполнения на данном этапе некоторых из наших обязательств. Непредвиденные вызовы в области законодательства, а также постановления судов стали на пути наших усилий повысить цены на газ для населения и предприятий ТКЭ с дат, о которых шла речь в начале (1 сентября и 1 октября соответственно), следовательно, выполнение нескольких структурных маяков было неполным", - говорится в письме Кабмина. Кроме этого, пришлось применить практику авансовых выплат возмещения НДС НАК "Нафтогаз Украины". "Это было жизненно необходимо для Компании для того, чтобы она смогла обеспечить необходимое финансирование для расчетов за импортированный в августе газ", – отмечено в письме. Вместе с тем указано, что отклонения официального обменного курса от курса межбанка в последнее время превышали 2%, что также является несоблюдением действующего критерия эффективности относительно невнедрения практики параллельных обменных курсов.

Вслед за письмом в Вашингтон в составе официальной делегации вылетели исполняющий обязанности министра финансов Украины Игорь Уманский и заместитель министра финансов Украины Анатолий Мярковский. Делегация была намерена провести очередной раунд переговоров в штаб-квартире МВФ, при этом члены правительства были готовы пойти на любые уступки Фонда. Однако переговоры закончились провалом. "Попытка получить очередной транш, не сделав ни шагу для того, чтобы выполнить хотя бы часть предыдущих обязательств, даже без предоставления нового проекта бюджета в парламент; обещание решить все проблемные вопросы вопреки законам Украины и Конституции через соответствующие постановления правительства - все это привело к тому, что терпение менеджмента закончилось, и правительственную делегацию отправили домой", - так прокомментировали в Главной службе информационной политики Секретариата Президента.

В Секретариате Президента подчеркнули, что правительство готово дать МВФ любые обещания с целью получить очередной транш кредита. "Именно таким образом и был получен последний транш: ни одна экономическая реформа в вышеупомянутых сферах, которая должна была быть осуществлена еще до получения денег, не проведена и сегодня", - сказано в заявлении. Кроме того, в Секретариате Президента назвали откровенной ложью заявление вице-премьера Григория Немыри о выведении главы государства за рамки переговорного процесса. "Президент Украины поддерживал, поддерживает и будет поддерживать сотрудничество Украины с МВФ на принципе, который описан в последнем письме о намерениях и Меморандуме, об экономической и финансовой политике. Это принцип - деньги МВФ как поддержка реформ, а не кредиты в обмен на предвыборные обещания премьер-министра", - заявили в президентской канцелярии.

В результате МВФ решил отказать Украине в выделении четвертого транша кредита stand by в размере 3,5 миллиарда долларов до завершения президентских выборов из-за растущей неудовлетворенности неспособностью украинских политиков взять под контроль бюджет. Мнения украинских политиков относительно отказа МВФ кардинально разошлись. В частности, в правительстве утверждают, что это приведет к дестабилизации экономической ситуации не только в Украине, но и в Восточном регионе в целом. В Секретариате Президента придерживаются иной точки зрения. Точку зрения Президента Украины поддерживает и спикер Верховной Рады Владимир Литвин. "Никаких последствий это иметь не будет. Последствие будет одно – меньше надо будет отдавать", - заявил Литвин.

Литвин напомнил, что Украина уже получила от МВФ кредиты на сумму 11 млрд. долларов, в то время как из страны в этом году было выведено 14 млрд. долларов. МВФ, по словам Литвина, предоставляет кредиты под определенные условия, и он фактически определяет параметры экономики и берет ее под свой контроль. "Поэтому необходимо, чтобы те, кто подписал меморандум о сотрудничестве с МВФ, публично отчитались о том, что они подписали, и как они собираются выполнять этот меморандум", - сказал он. Резкой критике подверглись намерения правительства и в Секретариате Президента. В частности, президент Виктор Ющенко заявил, что правительство пытается получить от МВФ очередной транш кредита для погашения долгов за газ. При этом Президент в очередной раз раскритиковал правительство за привлечение большого количества кредитов. Он напомнил, что только в проекте бюджета на следующий год правительство предлагало предусмотреть 22 млрд. гривен на обслуживание процентов по кредитам. Ющенко подчеркнул, что эти долги придется отдавать детям и внукам.

В подтверждение слов Ющенко следует напомнить, что в ближайшие 10 лет Украина должна будет погасить большой объем кредитов. Так, в 2010 году Кабинет Министров должен будет погасить 15,2 млрд. грн., в 2011 – 17,4, в 2012 – 17,9, в 2013-2014 – 18,8, в 2015 – 15,4, в 2016 – 14,3, в 2017-2020 – 23,9. Такой прогноз погашения внешних займов был составлен Министерством финансов. Другими словами, Украина залезла в долги на 10 лет вперед. Данный прогноз рассчитан на тот случай, что Украина больше не будет привлекать внешние займы. Однако больше всего на данный момент волнует вопрос: каким образом и за счет каких средств правительство намерено погасить такой объем долгов?

Одним из вариантов погашения этого объема денежных средств являются поступления от приватизации государственных объектов. Однако у государства уже не осталось инвестиционно привлекательных активов, за счет продажи которых можно было бы погасить накопившийся долг, даже если учесть возможность реприватизации объектов, что вполне вероятно, если к власти придет Юлия Тимошенко. Поэтому наиболее вероятным источником дохода для Украины в данный момент является только одно – продажа газотранспортной системы российскому "Газпрому". Скорее всего, именно продажа украинской ГТС и является планом спасения Юлии Тимошенко. Это вполне вероятно, если учесть недавние переговоры на эту тему между Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным, которые пока носят характер "сотрудничества в реконструкции украинской газотранспортной системы". Естественно, что продажа ГТС поставит под удар энергетическую безопасность страны. Однако будущему руководству страны предстоит сделать важный выбор между энергетической безопасностью и дефолтом.

Тарас Жирош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!