Подробнее Запомнить город


Правительство будет строить по-крупному

11.01.10
размер текста:

Украинское правительство утвердило перечень амбициозных инфраструктурных проектов, под которые оно намерено привлечь финансирование в среднесрочной перспективе. Учитывая, что за каждым украинским правительством стоят мощные многопрофильные ФПГ, которым в условиях кризиса нечем заняться, некоторые утвержденные проекты имеют высокие шансы на реализацию.

В середине декабря экспертная группа в составе 34 представителей министерств и финансовых организаций отобрала 10 инвестиционных проектов, которые намерено поддержать правительство. Таким образом, украинские власти намерены активизировать деловую активность в условиях охлаждения внешних рынков. Механизм антикризисного поддержания экономики через расширение госинвестиций продемонстрировал свою эффективность во многих странах. Украинское правительство также с первых дней декларировало необходимость реализации крупных инвестиционных проектов, однако из-за напряженного бюджета в этом году ему даже пришлось сократить капитальные расходы (в два раза в сравнении с прошлым годом).

Однако на перспективу правительство имеет обширные планы. В октябре этого года оно инициировало "всеукраинский конкурс" на утверждение лучших инвестиционных проектов. Центральные и местные органы исполнительной власти должны были разработать и обосновать свои предложения, из которых КМУ пообещал профинансировать десять наиболее важных с его точки зрения. В первоначальном варианте списка было 366 стратегических проектов. Все они прошли экспертизу Национального агентства по иностранным инвестициям и развитию, которое своим критериям (стратегическая важность, осуществимость, экономическая целесообразность, сроки реализации, объем инвестиций) отобрало только несколько из них.

Стоит отметить, правительство, осознавая свою неспособность самостоятельно профинансировать эти проекты, существенную часть финансовых ресурсов будет занимать у международных финансовых организаций, прежде всего, Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка и Международной финансовой корпорации. В связи с этим в отборе проектов также принимали участие представители названных структур.

Всего было отобрано 10 предложений. Наибольшее количество стратегических проектов было выбрано в транспортной отрасли. Среди них: модернизация Ильичевского морского торгового порта (760 млн. долл.), строительство железной дороги евростандарта (1435 мм) от Львова до польской границы, железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь" (1 млрд. долл.), грузового аэропорта в Узине (760 млн. долл.). На втором месте по численности находятся энергосберегающие проекты: строительство ветряных электростанций мегаваттного класса (312 млн. долл.), модернизация и строительство тепловых электростанций (383 млн. долл.). Кроме того, в число приоритетных проектов попали строительство 10 заводов по утилизации отходов (600 млн. долл.), разработка космического ракетного комплекса "Циклон 4" (719 млн. долл.), строительство 10 технопарков (200 млн. долл.), строительство завода по фракционированию крови (120 млн. долл.).

Сроки реализации различны. Например, финансирование проекта космического ракетного комплекса "Циклон-4" растянуто до 2024 года, скоростную железную дорогу до Львова будут строить до 2016 г, а модернизацию Ильичевского МП – до 2014 г. По всем остальным проектам работы должны закончиться к 2012 г.

Представленный список не оказался перечнем новых предложений. По сути, он стал инвентаризацией тех предложений, которые давно обсуждаются украинскими властями. Более того, часть этих проектов, если вспомнить обещания правительства, должны уже быть готовыми к сдаче в эксплуатацию. В частности, строительство евроколии до Львова и железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь" обещалось в 2005 г. Министерством транспорта и связи, как одни из важнейших мероприятий в рамках подготовки транспортной инфраструктуры к Евро 2012 г. Как оказалось, украинские власти за это время даже не утвердили ТЭО этих проектов.

Общая стоимость только первой десятки проектов потребует в следующем году 6-7 млрд. долл. Большинство из этих денег КМУ планирует привлечь в качестве иностранных инвестиций. Но на основании заявлений представителей, ВБ, ЕИБ и МФК готовы вложить в украинскую экономику всего 1,5-1,7 млрд. долл. Откуда возьмутся остальные средства пока что не понятно. К слову, в январе-сентябре 2009 года во всю экономику Украины иностранными инвесторами было вложено только 3,9 млрд. долл. прямых инвестиций. Очевидно, что правительство не найдет такую сумму денег, а поэтому часть проектов будет отложена до лучших времен. В то же время ряд украинских ФПГ очень заинтересован в реализации отдельных ресурсоемких строительств, поэтому такие проекты, очевидно, будут реализованы. К числу таких относятся, прежде всего, транспортные проекты. Часть энергосберегающих проектов, возможно, будет профинансирована за счет продажи квот в рамках Киотского протокола.

Стоит отметить, что кроме озвученных топ-проектов, нынешнее правительство уже финансирует ряд крупных инфраструктурных объектов. При этом те из них, где присутствуют интересы близких к премьер-министру ФПГ, финансируются бесперебойно. К примеру, вопреки двукратному падению капитальных инвестиций, Кабинет Министров продолжает оплачивать строительство первой очереди Днестровской ГАЭС (г. Новоднестровск Черновицкой области, заказчик - ОАО "Укргидроэнерго"), в котором участвуют компании, близкие к корпорации ИСД. Более того, Постановлением от 2 декабря 2009 г. №1348 "О внесении изменений в перечень энергоблоков атомных, гидроаккумулирующих и других электростанций, подстанций, теплоэлектроцентралей и линий электропередачи, строительство, реконструкция и ремонт которых будет осуществляться в 2009 г. за счет средств специального фонда государственного бюджета" КМУ увеличил объем государственных капитальных вложений в этот объект.

Много проектов близкими к Кабмину ФПГ реализуется и в рамках Евро 2012 г. При этом, в декабре правительство намерено даже авансировать оплату работ. Отдать часть объектов "своим" компаниям без конкурса – очень рискованное решение, поскольку другое правительство может не признать их "своими" и также без конкурса передать другим.

Строительство инфраструктурных объектов действительно является действенным и эффективным рецептом стимулирования экономики. Тем более оно актуально для Украины, обладающей очень узким рынком. Но если оно превратится в раздачу госзаказов близким к властям компаниям, то это только ускорит инфляционные процессы в экономике.

Максим Соколов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.10.18, Игорь Воронцов
Резкое ускорение роста цен в Украине по итогам сентября продолжится по крайней мере до новогодних праздников. Национальный банк, объясняя причины сентябрьского "большого прыжка", в основном ссылался на внешние факторы – рост мировых цен. Однако на самом деле инфляцию раскручивают действия власти и прежде всего Кабинета министров Украины.
17.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Известняковая промышленность, одна из смежных отраслей горно-металлургического комплекса Украины, в этом году никак не может выйти из негативного тренда. Падение добычи на местных карьерах металлурги вынуждены компенсировать импортом – а это и рост себестоимости уже по стальной выплавке, и дополнительный отток валюты из страны по торговому балансу.
12.10.18, Ярослав Ярош
В начале октября Европейская комиссия еще на 5 лет продлила действие антидемпинговых пошлин на ввоз бесшовных труб из Украины и России. Откровенно говоря, сложно было ожидать другого решения в период тотального закрытия мировых стальных рынков, спровоцированного Дональдом Трампом. Поэтому новость из Брюсселя несет в себе скорее нейтральный, чем негативный контекст. Ставки пошлин не поменялись – и это позволяет Украине сохранить свою долю на рынке ЕС, которая в последние годы составляла 6-7% от общего потребления в регионе.
08.10.18, Игорь Воронцов
Новые тенденции в металлургии Китая заставляют крупнейшие железорудные компании Бразилии и Австралии вносить коррективы в инвестиционную политику. Игрокам с меньшими объемами поставок, желающим сохранить присутствие на этом рынке, тоже придется считаться с изменениями в запросах китайских сталеваров.
04.10.18, Виктория Финчук, Игорь Воронцов
Железнодорожный госмонополист ПАО "Укрзализныця" в последние год-два из локомотива национальной экономики превратился в ее тормоз. Крупные предприятия и компании не могут ни получить сырье в нужных объемах, ни отгрузить вовремя готовую продукцию – из-за недостатка вагонов и локомотивов у "УЗ".
02.10.18, Ярослав Ярош
Согласно ожиданиям холдинга "Интерпайп" 2017 год может стать для него рекордным по объемам выпуска железнодорожных колес. Мощности колесопрокатного цеха на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе загружены более чем на 80%. Компания даже решилась инвестировать дополнительно 15 млн долл. в это направление, хотя ей сейчас дорога каждая копейка. Актуальные долги "Интерпайпа" превышают 1 млрд долл., и владельцу холдинга Виктору Пинчуку пока не удалось договориться с кредиторами об их частичном списании и реструктуризации.
28.09.18, Максим Полевой
Промышленность Индии развивается по целому ряду важных направлений, обеспечивая устойчиво позитивную динамику ВВП. По результатам 2017 года ВВП Индии вырос на 6,7%, до 2,6 трлн долл., по этому показателю она обошла Францию и вышла на 6-е место в мире. При этом доля страны в мировой экономике с 2,6% в 2014-м увеличилась до 3,1%.
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!