Подробнее Запомнить город


Осторожно! Китайский трубочист!

14.01.10
размер текста:

Под занавес 2009 года стало видно, что в украинской металлургии кризис больше всего присадил трубную отрасль, где объемы производства упали примерно на 35%, тогда как в большинстве других сегментов показатель падения был процентов на 10 ниже. Отечественные трубники в этой плачевной ситуации все чаще волком поглядывают на Китай, который тихой сапой оккупирует традиционные украинские рынки сбыта, зачищая их от конкурентов.

По данным Международной трубной ассоциации, в 2009 году общемировой объем производства труб составит 76-78 млн. тонн, тогда как в 2008-м он превышал 84 млн. тонн, а в 2007-м вообще наблюдался на рекордном уровне в 89 млн. тонн. Производили трубы в прошедшем году около 60 стран мира, и практически все они вынуждены были умерить производство; все, кроме одной - Китая. Там за девять месяцев 2009-го сварных труб было изготовлено на 24,5% больше, а бесшовных на 9,4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Такое движение против течения стало возможным благодаря тому, что правительство в Пекине даже сейчас не сокращает миллиардные инвестиции в дорогостоящие инфраструктурные проекты в стране. Но вместе с тем, внутренний китайский рынок уже насыщен трубной продукцией по уши, о чем свидетельствует заметное увеличение ее запасов на металлобазах Поднебесной. Поэтому вопрос экспортной экспансии никогда не теряет своей актуальности для китайских трубников, даже когда физические объемы экспорта сужаются.

Так, по итогам трех первых кварталов 2009 года отгрузки за рубеж бесшовных труб из Китая сократились на 41%, сварных - на 26%. Но это известие вряд ли сможет обрадовать конкурентов из Украины, поскольку основные потери китайцы понесли в США, Канаде, Южной Корее, Индии и в странах Евросоюза, то есть в тех плоскостях, где украинские и китайские интересы не сильно пересекались. Однако в том же 2009 году КНР увеличила поставки труб в регионы Ближнего Востока, Турции и Юго-Восточной Азии, где перманентно охотится на покупателей и отечественная труба.

Несколько спасает ситуацию то, что на внешних рынках позиции украинских трубников более сильны в сегменте сварных труб, а китайцы гораздо увереннее чувствуют себя в бесшовном. Но воспользоваться этим преимуществом мешает другой внезапно возникший конкурент - россияне. Ранее они со своими сварными трубами были сосредоточены в основном на внутреннем рынке, но когда в условиях финансового дефицита многие трубопроводные проекты притормозили, им пришлось рубить окно во внешний мир. Надо сказать, что трубники России взялись за это дело настолько размашисто, что экспортерам подобной продукции из Украины пришлось слегка прижаться к стенке.

По данным агентства "Металл-Эксперт", за 9 месяцев 2009 года отгрузка российских труб за рубеж выросла на 22% в годовом исчислении, тогда как экспорт из Украины сократился на 28%. Если конкретно, то Россия нарастила за указанный период поставки сварных труб иностранным заказчикам с 500 до 840 тыс. тонн, уменьшив поставки бесшовной продукции с 400 до 285 тыс. тонн. В Украине же экспорт сварных фактически остался на прошлогоднем уровне (660 тыс. тонн сейчас против 610 тыс. тонн год назад), а экспорт бесшовных упал катастрофически - с 680 до 250 тыс. тонн.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что в первом сегменте дорогу отечественным трубникам перешли соседи из России, а во втором - им обоим испортил малину Китай. Это ощущение усиливается, если пробежаться по географии поставок. Оказывается, что в 2009 году отправка российских сварных труб в Туркменистан выросла на 336%, в Узбекистан - на 128%, хотя традиционно в этих странах себя весьма вольготно чувствовали Харцызский трубный и Нижнеднепровский трубопрокатный заводы. ХТЗ, правда, и за себя, и за всю Украину отыгрался на Казахстане, куда экспорт украинской сварной трубы вырос в 4,5 раза. Но в целом на депрессивную картину года это не повлияло.

Возвращаясь же к китайским трубникам, следует отметить, что на Ближнем Востоке (этот регион сбыта также один из самых приоритетных для Украины) они плотно окопались еще в 2008 году. Уже тогда Китай оккупировал 34% рынка бесшовных труб Ирана и 36% рынка сварных труб Объединенных Арабских Эмиратов. Когда же в 2009 году эти и другие страны региона практически вдвое сократили импорт труб, то под урезание попала индийская, корейская, российская, украинская, румынская продукция, но не трубы с клеймом Made in China. Причина такой непотопляемости лежит на поверхности. Практически на протяжении всего года китайцы держали крайне низкую цену на свои трубы – в среднем меньше, чем 800 долл. за тонну. Никто другой из производителей не позволил себе продавать трубы столь дешево, особенно если речь идет о бесшовной продукции.

Потенциально у украинских трубников возможности для снижения цен были. Словно компенсация за низкий спрос, у них сейчас значительно выросла маржа доходности. Так, осенью 2009-го разница между стоимостью трубной заготовки и готовой бесшовной трубы составляла порядка 2500 гривен за тонну, тогда как год назад она была вдвое меньше. За счет сокращения собственной маржи можно было поиграть в демпинговые игры с Китаем на том же Ближнем Востоке или в Турции, где, к слову, трубы из Поднебесной заняли уже одну пятую рынка, но украинские металлургические группы избрали тактику "Лучше меньше, но лучше". В финансовом плане она, возможно, и выигрышна, поскольку, чем шире интервал между себестоимостью и отпускной заводской ценой, тем больше прибыли положит себе в карман производитель. Но с точки зрения тактики есть нюансы.

Остановить китайское наступление, причем не только в трубной области, но и, например, на рынках арматуры, других метизов, где сталевары из КНР наступают на пяты украинским коллегам по цеху, можно только при помощи их же оружия, то есть привлекательной ценой. Другие плотины эта китайская лавина сорвет, как ветер бумажный фонарик. Избыточные производственные мощности в Китае становятся все более острой проблемой для трубников всего мира, не только украинских. США и Европа уже оградились от нее кто пошлинами, кто торговыми ограничениями. Это и послужило причиной резкого падения экспорта китайских труб в индустриально развитые страны. Но раз перед ними закрылись одни двери, они настойчивые станут ломиться в другие. И их совсем не волнует, что за теми дверями на насиженных местах расположились украинские или российские трубники. Сейчас в Китае производство труб примерно на 6 млн. тонн опережает внутреннее потребление, и чтобы пристроить этот излишек тамошние производители почти всегда готовы на агрессивные, демпинговые шаги. В странах же, где собственная трубная отрасль слаба, а экономика держится в основном на нефти и газе, такие китайские подарки встретят с распростертыми объятиями.

И это значит, что для украинских трубных заводов 2010 год может оказаться еще более сложным, чем минувший 2009-й. Пускай отраслевые аналитики и прогнозируют скромный рост продаж труб на мировых рынках (в пределах 2-3%), отечественным производителям откусить даже от этих крох, возможно, и не придется. Более того, актуальным может стать вопрос защиты отечественного рынка от трубного цунами с эпицентром в Китае. Россия, кстати, уже начала повторное расследование относительно поставок китайских труб большого диаметра на ее таможенную территорию.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!