Подробнее Запомнить город


Здравствуй, бартер

18.01.10
размер текста:

Дефицит госбюджета, вызванный как финансово-экономическим кризисом, так и популистскими решениями в части социальных расходов, вынуждает правительство все чаще прибегать к уже порядком подзабытым методам расчетов эпохи 1990 годов.

Прежде всего, это коснулось возмещения экспортерам НДС, задолженность по которому в течение 2009 года возросла на 6 млрд. грн и достигла 20 млрд. грн. Очевидно, что средства пошли на выполнение госбюджетом своих текущих обязательств, а предприятиям в таких условиях ничего не остается, кроме как ждать. Причем ждать, судя по всему, придется долго, поскольку всего правительственный проект госбюджета-2010 предусматривает направить на возмещение НДС лишь 20,8 млрд. грн. Это означает, что старый долг за 2009 год Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) погасит – при благоприятном раскладе. И все. На возмещение НДС, уплаченного в 2010 году, уже просто ничего не остается.

Такая ситуация вынуждает Минфин и ГНАУ искать креативные подходы к решению проблемы. Например, в 2009 году было принято решение (оно и сейчас остается в силе) о возмещении натурой НДС зернотрейдерам. То есть на сумму задолженности перед ними бюджета компании могут получить зерно в государственном Аграрном фонде. Правда, по ценам, которые АФ сам посчитает нужным установить. Такие условия зернотрейдеры посчитали неприемлемыми и, во-первых, снизили свои закупочные цены (что бумерангом ударило по сельхозпроизводителям), а во-вторых, сократили объемы экспорта – что, естественно, тоже сказалась на поступлениях в госбюджет.

Но бартер вернулся не только в агросектор. Так, в 2009 году правительство разрешило угольным госпредприятиям не платить "Укрзализныце" за перевозки своей продукции. Предусматривалось, что при этом железнодорожники, в свою очередь, не будут платить за потребленную электроэнергию государственному оператору "Энергорынок", который учтет эти суммы при расчетах с энергогенерирующими компаниями, использующими уголь в производственных целях.

Однако и здесь вышла незадача – поскольку ежемесячно "Укрзализныця" перевозит угольную продукцию госпредприятий в среднем на 70 млн. грн, в то время как потребляет электроэнергии на 15 млн. грн. Если добавить к этому обстоятельству падение объемов грузоперевозок в связи с кризисом, то получится, что к техническому дефолту, который наступил 1 декабря 2009 года в результате отказа от выплаты 650 млн. долл. по внешним займам, железнодорожного монополиста вели сознательно.

Еще одной крупной госмонополией, которая в 2009 году оказалась на грани дефолта, стал Укравтодор. Правда, здесь речь пока идет о дефолте внутреннем. В течение года подрядными организациями для Укравтодора было выполнено работ на 2 млрд. грн, включая восстановление дорог, мостов и дамб после наводнения 2008 года в западноукраинских областях, а также подготовку к Евро-2012. Но уже в середине года стало понятно, что рассчитаться с подрядчиками Государственная администрация автодорог не в состоянии.

Сам Укравтодор предлагал решить проблему путем повышения ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Однако в правительстве не хотели лишний раз портить настроение избирателям незадолго до президентских выборов. Поэтому было принято решение рассчитаться с дорожниками векселями, которые правительство обязалось погасить в конце III квартала 2012 года. Конечно, это не совсем бартерная форма расчета, но, тем не менее, и не денежная. И результат у нее тот же, что и у классического бартера: вымывание у предприятий оборотных средств, ведущее в итоге к прекращению хоздеятельности и банкротству.

К всевозможным взаимозачетам давно привыкли и в национальной нефтегазовой монополии. К примеру, с облгазами за транспортировку газа по распределительным сетям "Нафтогаз" весь 2009 год рассчитывался путем списания с них задолженности прошлых лет на сумму полученных услуг. Налоговые платежи в госбюджет компания также осуществляет за счет средств, которые ей из этого же госбюджета должны выделяться на компенсацию разницы в цене импортного газа, отпускаемого предприятиям теплокоммунэнерго. Иными словами, фактически деньги не выходят за пределы Госказначейства.

Следом за государственными учреждениями на бартер понемногу переходят и хозсубъекты. В условиях невозврата НДС и чрезмерной дороговизны кредитных ресурсов металлургические предприятия, к примеру, предлагают поставщикам лома в качестве оплаты взять металлопродукцию. Между тем с ее реализацией в условиях слабого спроса у ломозаготовителей возникают определенные проблемы.

Следует отметить, что пик бартерных операций в Украине пришелся на 1997 год. Тогда, по данным Министерства экономики, в I квартале на прямой обмен товарами в качестве формы расчетов пришлось 37% от всего объема реализованной промышленной продукции. В III квартале показатель был и вовсе рекордным – 42,6%. Понятно, что в такой ситуации собрать платежи в бюджет с хозсубъектов было не очень реально. И окончательно ликвидировать бартерную форму расчетов, им же, кстати, и порожденную, государство смогло лишь в 2003 году.

Сейчас, по оценкам участников рынка, доля бартера в общем объеме продаж составляет примерно 5%. Однако можно предположить, что исходя из вышеуказанных тенденций, к концу нынешнего года показатель как минимум удвоится.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!