Подробнее Запомнить город


Здравствуй, бартер

18.01.10
размер текста:

Дефицит госбюджета, вызванный как финансово-экономическим кризисом, так и популистскими решениями в части социальных расходов, вынуждает правительство все чаще прибегать к уже порядком подзабытым методам расчетов эпохи 1990 годов.

Прежде всего, это коснулось возмещения экспортерам НДС, задолженность по которому в течение 2009 года возросла на 6 млрд. грн и достигла 20 млрд. грн. Очевидно, что средства пошли на выполнение госбюджетом своих текущих обязательств, а предприятиям в таких условиях ничего не остается, кроме как ждать. Причем ждать, судя по всему, придется долго, поскольку всего правительственный проект госбюджета-2010 предусматривает направить на возмещение НДС лишь 20,8 млрд. грн. Это означает, что старый долг за 2009 год Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) погасит – при благоприятном раскладе. И все. На возмещение НДС, уплаченного в 2010 году, уже просто ничего не остается.

Такая ситуация вынуждает Минфин и ГНАУ искать креативные подходы к решению проблемы. Например, в 2009 году было принято решение (оно и сейчас остается в силе) о возмещении натурой НДС зернотрейдерам. То есть на сумму задолженности перед ними бюджета компании могут получить зерно в государственном Аграрном фонде. Правда, по ценам, которые АФ сам посчитает нужным установить. Такие условия зернотрейдеры посчитали неприемлемыми и, во-первых, снизили свои закупочные цены (что бумерангом ударило по сельхозпроизводителям), а во-вторых, сократили объемы экспорта – что, естественно, тоже сказалась на поступлениях в госбюджет.

Но бартер вернулся не только в агросектор. Так, в 2009 году правительство разрешило угольным госпредприятиям не платить "Укрзализныце" за перевозки своей продукции. Предусматривалось, что при этом железнодорожники, в свою очередь, не будут платить за потребленную электроэнергию государственному оператору "Энергорынок", который учтет эти суммы при расчетах с энергогенерирующими компаниями, использующими уголь в производственных целях.

Однако и здесь вышла незадача – поскольку ежемесячно "Укрзализныця" перевозит угольную продукцию госпредприятий в среднем на 70 млн. грн, в то время как потребляет электроэнергии на 15 млн. грн. Если добавить к этому обстоятельству падение объемов грузоперевозок в связи с кризисом, то получится, что к техническому дефолту, который наступил 1 декабря 2009 года в результате отказа от выплаты 650 млн. долл. по внешним займам, железнодорожного монополиста вели сознательно.

Еще одной крупной госмонополией, которая в 2009 году оказалась на грани дефолта, стал Укравтодор. Правда, здесь речь пока идет о дефолте внутреннем. В течение года подрядными организациями для Укравтодора было выполнено работ на 2 млрд. грн, включая восстановление дорог, мостов и дамб после наводнения 2008 года в западноукраинских областях, а также подготовку к Евро-2012. Но уже в середине года стало понятно, что рассчитаться с подрядчиками Государственная администрация автодорог не в состоянии.

Сам Укравтодор предлагал решить проблему путем повышения ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Однако в правительстве не хотели лишний раз портить настроение избирателям незадолго до президентских выборов. Поэтому было принято решение рассчитаться с дорожниками векселями, которые правительство обязалось погасить в конце III квартала 2012 года. Конечно, это не совсем бартерная форма расчета, но, тем не менее, и не денежная. И результат у нее тот же, что и у классического бартера: вымывание у предприятий оборотных средств, ведущее в итоге к прекращению хоздеятельности и банкротству.

К всевозможным взаимозачетам давно привыкли и в национальной нефтегазовой монополии. К примеру, с облгазами за транспортировку газа по распределительным сетям "Нафтогаз" весь 2009 год рассчитывался путем списания с них задолженности прошлых лет на сумму полученных услуг. Налоговые платежи в госбюджет компания также осуществляет за счет средств, которые ей из этого же госбюджета должны выделяться на компенсацию разницы в цене импортного газа, отпускаемого предприятиям теплокоммунэнерго. Иными словами, фактически деньги не выходят за пределы Госказначейства.

Следом за государственными учреждениями на бартер понемногу переходят и хозсубъекты. В условиях невозврата НДС и чрезмерной дороговизны кредитных ресурсов металлургические предприятия, к примеру, предлагают поставщикам лома в качестве оплаты взять металлопродукцию. Между тем с ее реализацией в условиях слабого спроса у ломозаготовителей возникают определенные проблемы.

Следует отметить, что пик бартерных операций в Украине пришелся на 1997 год. Тогда, по данным Министерства экономики, в I квартале на прямой обмен товарами в качестве формы расчетов пришлось 37% от всего объема реализованной промышленной продукции. В III квартале показатель был и вовсе рекордным – 42,6%. Понятно, что в такой ситуации собрать платежи в бюджет с хозсубъектов было не очень реально. И окончательно ликвидировать бартерную форму расчетов, им же, кстати, и порожденную, государство смогло лишь в 2003 году.

Сейчас, по оценкам участников рынка, доля бартера в общем объеме продаж составляет примерно 5%. Однако можно предположить, что исходя из вышеуказанных тенденций, к концу нынешнего года показатель как минимум удвоится.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
19.01.18, Максим Полевой
Рост на мировых металлорынках продолжается и задает "настроение" на первое полугодие. Металлурги Украины в таких условиях смогут наращивать доходность экспорта и производственные показатели.
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.
09.01.18, Анна Ганзенко
К исходу четвертого года со времени последнего Майдана и всех последующих событий уже можно прикинуть предварительную цену, которую пришлось заплатить Украине за свой выбор. И если политические последствия данного шага сложно оценить однозначно, то с экономическими параметрами все немного проще: статистические показатели состояния экономики страны беспристрастны и спорить с ними тяжело.
04.01.18, Ярослав Ярош
Конец года оказался необычайно щедрым для меткомбината "Arcelor Mittal Кривой Рог". АМКР подписал документы о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и синдиката европейских банков на общую сумму 350 млн долл. Этот заем покроет примерно треть нужд комбината в денежных средствах, которые тот намерен вложить в масштабную модернизацию.
27.12.17, Максим Полевой
По итогам 2017 года в мире ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 5%. Значительнее всего увеличатся вложения в переходные экономики. В их числе может оказаться и Украина.
22.12.17, Ярослав Ярош
За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.
20.12.17, Максим Полевой
В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!