Подробнее Запомнить город


Здравствуй, бартер

18.01.10
размер текста:

Дефицит госбюджета, вызванный как финансово-экономическим кризисом, так и популистскими решениями в части социальных расходов, вынуждает правительство все чаще прибегать к уже порядком подзабытым методам расчетов эпохи 1990 годов.

Прежде всего, это коснулось возмещения экспортерам НДС, задолженность по которому в течение 2009 года возросла на 6 млрд. грн и достигла 20 млрд. грн. Очевидно, что средства пошли на выполнение госбюджетом своих текущих обязательств, а предприятиям в таких условиях ничего не остается, кроме как ждать. Причем ждать, судя по всему, придется долго, поскольку всего правительственный проект госбюджета-2010 предусматривает направить на возмещение НДС лишь 20,8 млрд. грн. Это означает, что старый долг за 2009 год Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) погасит – при благоприятном раскладе. И все. На возмещение НДС, уплаченного в 2010 году, уже просто ничего не остается.

Такая ситуация вынуждает Минфин и ГНАУ искать креативные подходы к решению проблемы. Например, в 2009 году было принято решение (оно и сейчас остается в силе) о возмещении натурой НДС зернотрейдерам. То есть на сумму задолженности перед ними бюджета компании могут получить зерно в государственном Аграрном фонде. Правда, по ценам, которые АФ сам посчитает нужным установить. Такие условия зернотрейдеры посчитали неприемлемыми и, во-первых, снизили свои закупочные цены (что бумерангом ударило по сельхозпроизводителям), а во-вторых, сократили объемы экспорта – что, естественно, тоже сказалась на поступлениях в госбюджет.

Но бартер вернулся не только в агросектор. Так, в 2009 году правительство разрешило угольным госпредприятиям не платить "Укрзализныце" за перевозки своей продукции. Предусматривалось, что при этом железнодорожники, в свою очередь, не будут платить за потребленную электроэнергию государственному оператору "Энергорынок", который учтет эти суммы при расчетах с энергогенерирующими компаниями, использующими уголь в производственных целях.

Однако и здесь вышла незадача – поскольку ежемесячно "Укрзализныця" перевозит угольную продукцию госпредприятий в среднем на 70 млн. грн, в то время как потребляет электроэнергии на 15 млн. грн. Если добавить к этому обстоятельству падение объемов грузоперевозок в связи с кризисом, то получится, что к техническому дефолту, который наступил 1 декабря 2009 года в результате отказа от выплаты 650 млн. долл. по внешним займам, железнодорожного монополиста вели сознательно.

Еще одной крупной госмонополией, которая в 2009 году оказалась на грани дефолта, стал Укравтодор. Правда, здесь речь пока идет о дефолте внутреннем. В течение года подрядными организациями для Укравтодора было выполнено работ на 2 млрд. грн, включая восстановление дорог, мостов и дамб после наводнения 2008 года в западноукраинских областях, а также подготовку к Евро-2012. Но уже в середине года стало понятно, что рассчитаться с подрядчиками Государственная администрация автодорог не в состоянии.

Сам Укравтодор предлагал решить проблему путем повышения ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Однако в правительстве не хотели лишний раз портить настроение избирателям незадолго до президентских выборов. Поэтому было принято решение рассчитаться с дорожниками векселями, которые правительство обязалось погасить в конце III квартала 2012 года. Конечно, это не совсем бартерная форма расчета, но, тем не менее, и не денежная. И результат у нее тот же, что и у классического бартера: вымывание у предприятий оборотных средств, ведущее в итоге к прекращению хоздеятельности и банкротству.

К всевозможным взаимозачетам давно привыкли и в национальной нефтегазовой монополии. К примеру, с облгазами за транспортировку газа по распределительным сетям "Нафтогаз" весь 2009 год рассчитывался путем списания с них задолженности прошлых лет на сумму полученных услуг. Налоговые платежи в госбюджет компания также осуществляет за счет средств, которые ей из этого же госбюджета должны выделяться на компенсацию разницы в цене импортного газа, отпускаемого предприятиям теплокоммунэнерго. Иными словами, фактически деньги не выходят за пределы Госказначейства.

Следом за государственными учреждениями на бартер понемногу переходят и хозсубъекты. В условиях невозврата НДС и чрезмерной дороговизны кредитных ресурсов металлургические предприятия, к примеру, предлагают поставщикам лома в качестве оплаты взять металлопродукцию. Между тем с ее реализацией в условиях слабого спроса у ломозаготовителей возникают определенные проблемы.

Следует отметить, что пик бартерных операций в Украине пришелся на 1997 год. Тогда, по данным Министерства экономики, в I квартале на прямой обмен товарами в качестве формы расчетов пришлось 37% от всего объема реализованной промышленной продукции. В III квартале показатель был и вовсе рекордным – 42,6%. Понятно, что в такой ситуации собрать платежи в бюджет с хозсубъектов было не очень реально. И окончательно ликвидировать бартерную форму расчетов, им же, кстати, и порожденную, государство смогло лишь в 2003 году.

Сейчас, по оценкам участников рынка, доля бартера в общем объеме продаж составляет примерно 5%. Однако можно предположить, что исходя из вышеуказанных тенденций, к концу нынешнего года показатель как минимум удвоится.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!