Подробнее Запомнить город


Парадоксальный инвестор

19.01.10
размер текста:

Двукратный спад производства по итогам 2009 г. на Запорожском заводе ферросплавов стал для владельца предприятия, группы "Приват", поводом инвестировать миллионы гривен в развитие актива.

Запорожский завод ферросплавов (ЗЗФ) – одно из трех основных украинских ферросплавных предприятий, монополист Украины и СНГ в сегменте ферросилиция (47,7% украинского рынка в 2009 г.), единственный в стране производитель ферромарганца среднеуглеродистого и металлического марганца 90%. Входит в группу "Приват", которая контролирует почти всю отечественную ферросплавную отрасль. В последнее время фигурировал в новостях в контексте конфликта с "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР), которому были выставлены счета за якобы не оплаченные, но поставленные ферросплавы.

Строительство было начато в 1931 г. с учетом ввода в эксплуатацию Днепровской ГЭС (ДнепроГЭС), а также наличия в регионе огромных запасов марганцевых руд Никопольского месторождения. По данным отраслевых экспертов, кроме выплавки марганцевых ферросплавов, уже тогда предусматривалась организация производства кремнистой и хромистой продукции. Через год после пуска ДнепроГЭСа, 10 октября 1933 г., две электропечи выдали первый феррохром. Сооружение цеха феррохрома в составе пяти электропечей закончилось в августе 1934 г. Параллельно шло строительство цеха ферросилиция, первая печь которого пущена в эксплуатацию в феврале 1934 г. С 1939 г. ферросплавное производство выделено из структуры меткомбината "Запорожсталь" в самостоятельный завод.

Сегодня ЗЗФ представлен четырьмя основными технологическими цехами, в состав которых входит 29 электродуговых печей суммарной установленной мощностью 450,7 МВт. Среднегодовая мощность предприятия в докризисные годы составляла 520 тыс. т ферросплавов, в том числе 85% – марганцевые сплавы, 15% – кремнистые. Основная продукция – ферромарганец, ферросиликомарганец, металлический марганец, ферросилиций.

В контексте рынка

Специалисты центра "Укрпромзовнишекспертиза" считают, что по результатам 2009 г. завод сократил производство в целом на 48-50%, до немногим более 200 тыс. т. Причем больше всего упал выпуск силикомарганца – здесь снижение явно превысит 50%, а производственный итог едва перевалит за 100 тыс. т. Тогда как уменьшение производства ферросилиция и ферромарганца вряд ли будет больше тех же 50%. А в выпуске марганца металлического и вовсе по годовым результатам ожидается рост на 55-60%, до уровня 15 тыс. т.

В Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) сообщают, что в 2008 г. ЗЗФ также снизил производство основной продукции на 21,4%, до 386,2 тыс. т. В том числе силикомарганца было выпущено меньше на 29,9% (227,1 тыс. т), металлического марганца – на 23% (8700 т), ферросилиция (в пересчете на 45%) – на 14,5% (60,4 тыс. т). Зато был отмечен прирост по ферромарганцу, хоть и только на 5,5% (до 90 тыс. т). Подобные итоги-2008 объясняются сочетанием начала кризиса с активными продажами в докризисный период.

К слову, на внутренний рынок предприятие традиционно поставляет лишь 30-35% товара, остальное уходит в страны СНГ, ЕС, Азии и Африки. И нет сомнений, что основные бенефициары "Привата" сделали предприятие главным "тараном" в агрессии на украинском рынке. Это было хорошо заметно осенью-2009, когда холдинг Игоря Коломойского пошел во внезапную мощную атаку на АМКР. Впрочем, аналитики обращают внимание на обратную сторону подобных атак: на внутреннем рынке растет доля импорта. В центре "Держзовнишинформ" подтверждают: в 2009 г. импорт ферросплавной продукции в Украину относительно предыдущего года увеличился в 5 раз, заметно превысив 100 тыс. т (свыше 1/3 внутреннего рынка). Тогда как в 2008 г. это было лишь 21,28 тыс. т или менее 5% внутреннего потребления. И подобный резкий рост импортных поставок связан, прежде всего, с агрессивной, почти рейдерской политикой "Привата" на рынке, полагают эксперты.

Что касается сырьевой базы завода, то это – качественная руда из Ганы, Бразилии, Австралии, России и Польши, уточняют в УкрФА.

Важные подробности

Отметим, что сильное сокращение производства в ушедшем году не мешает "коломойцам" строить грандиозные планы развития ЗЗФ в 2010 г. По информации председателя правления предприятия Павла Кравченко, одни только инвестиции в производство в наступившем году должны составить порядка 125 млн грн. В частности, предполагается реконструкция двух печей (№№ 9, 10) с переводом на постоянный ток, продолжится развитие дробильно-сортировочного оборудования с прицелом на 100% фракционирование и учет готовой продукции. Также будет модернизировано весовое хозяйство в плавильных цехах, построена транспортерная линия подачи шихтовых материалов в цехе №1. Предусмотрено и внедрение переработки шлаков с утилизацией тепла.

Если немного подробнее, то будет вестись работа над первой очередью реконструкции плавильного цеха № 4, который был введен в строй в середине 60 гг. и имеет восемь рудовосстановительных печей большой мощности. Первая очередь проекта включает строительство новых газоочисток для печей №№ 33 и 34, реконструкцию существующих мокрых газоочисток для фильтрации ферросплавных газов, а также монтаж общего коллектора для подключения восьми печей к блоку газоочисток. Первую очередь реконструкции намечено завершить до 1 января 2011 г.

Вторая очередь, по словам П.Кравченко, будет включать реконструкцию печей с переводом в открытый режим, строительство газоочисток с высокоэффективными рукавными фильтрами специальной конструкции, строительство системы утилизации тепла. По расчетам специалистов, применение современного газоочистного оборудования позволит снизить валовые вредные выбросы в атмосферу на 649 т/год, до минимального уровня в 1 т/год. Показатель выбросов пыли будет снижен с 90 до 12 мг/куб. м, то есть более чем в 4 раза ниже норматива, составляющего 50 мг/куб. м. Выбросы марганца и его соединений снизятся с 70 до 4 мг/куб. м, что также ниже нормы (5 мг/куб. м). Наконец, реконструкция цеха позволит увеличить производительность печей, а изменение конструкции – сократить затраты на электроэнергию.

Что характерно, в начале 2008 г. на ЗЗФ собирались вложить в развитие в период до 2011 г. не менее 700 млн грн. Как можно заметить, реальные цифры в наступившем году составляют намного меньшую сумму. Тем не менее "Приват" явно не забывает о перспективах своего базового ферросплавного актива, который к тому же стал инструментом агрессивной политики группы на отечественных рынках промышленной продукции.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
15:17 | 21.01.2010
металлик днепропетровья
как по мне, там были разные обвинения, и это было, в неоплате
15:13 | 20.01.2010
Ужос
"счета за якобы не оплаченные, но поставленные ферросплавы. "

Максим, поставка ферросплавов на АМКР не осуществлалась. Суть конфликта вертелась вокруг отказа АМКР закупать продукцию ЗЗФ по заранее утвержденной цене, а не о нарушении оплаты. Не пишите, глупость!

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!