Подробнее Запомнить город


Парадоксальный инвестор

19.01.10
размер текста:

Двукратный спад производства по итогам 2009 г. на Запорожском заводе ферросплавов стал для владельца предприятия, группы "Приват", поводом инвестировать миллионы гривен в развитие актива.

Запорожский завод ферросплавов (ЗЗФ) – одно из трех основных украинских ферросплавных предприятий, монополист Украины и СНГ в сегменте ферросилиция (47,7% украинского рынка в 2009 г.), единственный в стране производитель ферромарганца среднеуглеродистого и металлического марганца 90%. Входит в группу "Приват", которая контролирует почти всю отечественную ферросплавную отрасль. В последнее время фигурировал в новостях в контексте конфликта с "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР), которому были выставлены счета за якобы не оплаченные, но поставленные ферросплавы.

Строительство было начато в 1931 г. с учетом ввода в эксплуатацию Днепровской ГЭС (ДнепроГЭС), а также наличия в регионе огромных запасов марганцевых руд Никопольского месторождения. По данным отраслевых экспертов, кроме выплавки марганцевых ферросплавов, уже тогда предусматривалась организация производства кремнистой и хромистой продукции. Через год после пуска ДнепроГЭСа, 10 октября 1933 г., две электропечи выдали первый феррохром. Сооружение цеха феррохрома в составе пяти электропечей закончилось в августе 1934 г. Параллельно шло строительство цеха ферросилиция, первая печь которого пущена в эксплуатацию в феврале 1934 г. С 1939 г. ферросплавное производство выделено из структуры меткомбината "Запорожсталь" в самостоятельный завод.

Сегодня ЗЗФ представлен четырьмя основными технологическими цехами, в состав которых входит 29 электродуговых печей суммарной установленной мощностью 450,7 МВт. Среднегодовая мощность предприятия в докризисные годы составляла 520 тыс. т ферросплавов, в том числе 85% – марганцевые сплавы, 15% – кремнистые. Основная продукция – ферромарганец, ферросиликомарганец, металлический марганец, ферросилиций.

В контексте рынка

Специалисты центра "Укрпромзовнишекспертиза" считают, что по результатам 2009 г. завод сократил производство в целом на 48-50%, до немногим более 200 тыс. т. Причем больше всего упал выпуск силикомарганца – здесь снижение явно превысит 50%, а производственный итог едва перевалит за 100 тыс. т. Тогда как уменьшение производства ферросилиция и ферромарганца вряд ли будет больше тех же 50%. А в выпуске марганца металлического и вовсе по годовым результатам ожидается рост на 55-60%, до уровня 15 тыс. т.

В Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) сообщают, что в 2008 г. ЗЗФ также снизил производство основной продукции на 21,4%, до 386,2 тыс. т. В том числе силикомарганца было выпущено меньше на 29,9% (227,1 тыс. т), металлического марганца – на 23% (8700 т), ферросилиция (в пересчете на 45%) – на 14,5% (60,4 тыс. т). Зато был отмечен прирост по ферромарганцу, хоть и только на 5,5% (до 90 тыс. т). Подобные итоги-2008 объясняются сочетанием начала кризиса с активными продажами в докризисный период.

К слову, на внутренний рынок предприятие традиционно поставляет лишь 30-35% товара, остальное уходит в страны СНГ, ЕС, Азии и Африки. И нет сомнений, что основные бенефициары "Привата" сделали предприятие главным "тараном" в агрессии на украинском рынке. Это было хорошо заметно осенью-2009, когда холдинг Игоря Коломойского пошел во внезапную мощную атаку на АМКР. Впрочем, аналитики обращают внимание на обратную сторону подобных атак: на внутреннем рынке растет доля импорта. В центре "Держзовнишинформ" подтверждают: в 2009 г. импорт ферросплавной продукции в Украину относительно предыдущего года увеличился в 5 раз, заметно превысив 100 тыс. т (свыше 1/3 внутреннего рынка). Тогда как в 2008 г. это было лишь 21,28 тыс. т или менее 5% внутреннего потребления. И подобный резкий рост импортных поставок связан, прежде всего, с агрессивной, почти рейдерской политикой "Привата" на рынке, полагают эксперты.

Что касается сырьевой базы завода, то это – качественная руда из Ганы, Бразилии, Австралии, России и Польши, уточняют в УкрФА.

Важные подробности

Отметим, что сильное сокращение производства в ушедшем году не мешает "коломойцам" строить грандиозные планы развития ЗЗФ в 2010 г. По информации председателя правления предприятия Павла Кравченко, одни только инвестиции в производство в наступившем году должны составить порядка 125 млн грн. В частности, предполагается реконструкция двух печей (№№ 9, 10) с переводом на постоянный ток, продолжится развитие дробильно-сортировочного оборудования с прицелом на 100% фракционирование и учет готовой продукции. Также будет модернизировано весовое хозяйство в плавильных цехах, построена транспортерная линия подачи шихтовых материалов в цехе №1. Предусмотрено и внедрение переработки шлаков с утилизацией тепла.

Если немного подробнее, то будет вестись работа над первой очередью реконструкции плавильного цеха № 4, который был введен в строй в середине 60 гг. и имеет восемь рудовосстановительных печей большой мощности. Первая очередь проекта включает строительство новых газоочисток для печей №№ 33 и 34, реконструкцию существующих мокрых газоочисток для фильтрации ферросплавных газов, а также монтаж общего коллектора для подключения восьми печей к блоку газоочисток. Первую очередь реконструкции намечено завершить до 1 января 2011 г.

Вторая очередь, по словам П.Кравченко, будет включать реконструкцию печей с переводом в открытый режим, строительство газоочисток с высокоэффективными рукавными фильтрами специальной конструкции, строительство системы утилизации тепла. По расчетам специалистов, применение современного газоочистного оборудования позволит снизить валовые вредные выбросы в атмосферу на 649 т/год, до минимального уровня в 1 т/год. Показатель выбросов пыли будет снижен с 90 до 12 мг/куб. м, то есть более чем в 4 раза ниже норматива, составляющего 50 мг/куб. м. Выбросы марганца и его соединений снизятся с 70 до 4 мг/куб. м, что также ниже нормы (5 мг/куб. м). Наконец, реконструкция цеха позволит увеличить производительность печей, а изменение конструкции – сократить затраты на электроэнергию.

Что характерно, в начале 2008 г. на ЗЗФ собирались вложить в развитие в период до 2011 г. не менее 700 млн грн. Как можно заметить, реальные цифры в наступившем году составляют намного меньшую сумму. Тем не менее "Приват" явно не забывает о перспективах своего базового ферросплавного актива, который к тому же стал инструментом агрессивной политики группы на отечественных рынках промышленной продукции.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!