Подробнее Запомнить город


Морские торговые порты Украины: проблемы и перспективы

24.11.08
размер текста:

Перевалочные мощности украинских портов постепенно приближаются к своему предельному значению. Например, Одесский МТП при максимальной годовой мощности в 38 млн тонн за 10 мес. 2008 года уже обработал 29,1 млн тонн грузов, что на 11,4% превышает показатель за соответствующий период 2007 года. Еще больший темп прироста наблюдается по контейнерной перевалке, которая в ближайшие 5-10 лет рассматривается как наиболее перспективное направление морской логистики – на 30% ежегодно. Аналогичная ситуация по другим ключевым портам – Илличевскому и Мариупольскому. В целом 20 украинских МТП за 10 мес. обработали 112,5 млн тонн грузов, что на 9,5% больше, чем в 2007 году. Снижение по продукции ГМК компенсировалось, прежде всего, за счет зерна и наливных грузов.

Дальше – больше. ''Укрморречфлот'' прогнозирует к 2015 году увеличение перевалки грузов в портах с нынешних 127 до 236 млн тонн. А Минтранссвязи ожидает еще больший рост – до 286 млн тонн, по оценке заместителя главы ведомства И.Урбанского. В связи с указанным обстоятельством актуальным представляется строительство новых причалов и перевалочных терминалов в существующих портах. Отказавшись от идеи приватизации МТП, государство сегодня предлагает частным компаниям сотрудничество на основе инвестиционных договоров. При этом только в Одесском порту до 2010 г. планируется реализовать 8 инвестпроектов на 1,5 млрд долл., дополнительно увеличив пропускную способность Одесского МТП на 36 млн тонн, т.е. практически вдвое. Речь идет о строительстве Сухого терминала, дальнейшем развитии порта в районе Практичной гавани, а также строительстве контейнерного терминала в районе Карантинного мола.

В Бердянском МТП также предполагается строительство восьми контейнерных терминалов стоимостью 22,2 млн долл., при этом 15,5 млн долл. планируется привлечь в виде инвестиций частных инвесторов. По расчетам администрации порта, это позволит в дальнейшем получать годовой доход в сумме 5,9 млн долл. и увеличить обработку контейнерных грузов до 300 тыс. тонн в сутки. Общий же объем инвестиций в развитие портовой инфраструктуры в 2008-2015 гг., по оценкам Минтранссвязи, составляет 10 млрд долл., что позволит, в частности, увеличить пропускную способность Ильичевского МТП с 32 до 40 млн тонн, а портов Дунайско-Бугского региона - в 3,1 раза, до 60 млн тонн. Программа модернизации украинских МТП также предусматривает до 2015 г. углубление подходящих каналов с 12,5 до 13,5 м, что позволит принимать в портах суда большего водоизмещения.

Отдельного разговора заслуживает крановое хозяйство в МТП, состояние которого можно с полным основанием расценивать как ''критическое''. Степень износа портовых кранов, по данным Минтранссвязи, в настоящее время составляет 95%, а к 2015 г. достигнет 100%. Всего в Украине насчитывается 595 портовых кранов, из которых 100 нуждаются в замене в ближайшие два-три года. Их средний возраст составляет 29 лет. Учитывая, что стоимость одного нового портового крана колеблется в пределах 1,5-2,0 млн евро, получается, что в 2009-2011 гг. на эти цели необходимо освоить около 200 млн евро. А всего до 2015 г. – 1,2 млрд евро. Модернизация кранового хозяйства могла бы существенно повысить конкурентоспособность украинских портов в сравнении с российскими, румынскими и болгарскими портами. Кстати, неудовлетворительное состояние кранового хозяйства было одной из основных претензий Минтранссвязи в адрес стивидорных компаний, работающих в портах на основании арендных договоров и договоров о совместной деятельности.

Из собственных средств МТП в 2007 г. вложили в модернизацию парка портовых кранов 18,6 млн грн. Понятно, что при таких темпах рассчитывать лишь на свои силы не приходится. Даже теоретически, при условии, что всю свою прибыль порты направят только на покупку новых кранов. Например, Одесский МТП в 2008 году согласно финплану должен получить 121 млн грн. чистой прибыли, что по нынешнему курсу составляет менее 20 млн долл. Получается, что за 7 лет порт сможет инвестировать в крановое хозяйство не более 140 млн долл., при этом напрочь забыв, например, о модернизации железнодорожных путей на своей территории. Реальная же сумма капвложений Одесского МТП согласно финплану-2008 и того меньше – 100 млн грн. Иными словами, без частных инвестиций украинским портам никак не обойтись.

Между тем, как сообщил ''Минпрому'' источник в транспортном ведомстве, ''в настоящее время инвесторы не очень охотно интересуются подобными проектами''. И причина не только в мировом финансовом кризисе, но и в отсутствии простых и понятных правил игры на украинском рынке. Возможно, определенную ясность здесь могло бы внести принятие закона ''О морских портах'', который уже прошел в парламенте первое чтение. Документом, помимо прочего, предусматривается невозможность приватизации либо передачи в аренду специализированного имущественного комплекса порта. Его также нельзя будет отдавать в залог при получении банковского кредита. Вместе с тем урегулируются отношения между частными компаниями и государственной портовой администрацией. Последней запрещается вмешиваться в хоздеятельность операторов (за исключением чрезвычайных случаев), а также устанавливать для них условия деятельности, ухудшающие положение по сравнению с госпредприятием. Например, для стивидорных компаний запрещается устанавливать тарифы на водо-, тепло- и электроснабжение выше, чем для подразделений портовой госадминистрации. По всей вероятности, этот закон будет окончательно принят Верховной Радой в первой половине 2009 г.

В качестве еще одного обсуждаемого направления для инвестиций можно остановиться на развитии припортовых элеваторов. Сегодня их пропускная способность позволяет экспортировать до 25 млн тонн зерна, по данным Украинской зерновой ассоциации. В 2001 г. этот показатель составлял 7 млн тонн. Учитывая, что за фактический экспорт зерновых культур никогда не превышал 15 млн тонн, можно сделать вывод, что зернотрейдеры инвестировали средства в припортовую инфраструктуру на долгосрочную перспективу. Поскольку для выхода на объемы экспорта зерна в 25 млн тонн необходимо увеличить его урожаи до 60 млн тонн – чего в кратко- и среднесрочной перспективе ожидать не приходится. Тем не менее, льготы под строительство новых элеваторов Кабмин в 2008 г. предоставил (в том числе и по частичной компенсации ставок по банковским кредитам), поэтому не исключено, что кто-то в портах решит этим стимулом воспользоваться.

Гораздо более проблематичной в нынешних условиях выглядит реализация ранее задекларированных планов по новым морским портам в Азовском море. Планы по строительству таковых в разное время озвучивали такие крупные корпорации как Индустриальный союз Донбасса (совместно с АрселорМиттал Кривой Рог) и Метинвест Холдинг. Уже упомянутый финансовый кризис заставил компании отложить эти проекты на неопределенный срок. Также пока неясно, будет ли построен новый украинский порт в районе Дуная. Согласно предварительным данным, он должен соединяться с устьем Дуная в районе Вилково при помощи глубоководного канала. Необходимость строительства в Минтранссвязи поясняют постепенной утратой своего значения Ренийским МТП. Считается, что новый порт, стоимость которого оценивается в 3,6 млрд долл., смог бы составить серьезную конкуренцию румынской Констанце, оттянув оттуда часть грузопотока. Действительно, в рамках седьмого международного транспортного коридора порт имел бы важное транзитное значение. Другое дело, что строить его возможно лишь путем создания международного консорциума, собрать который в обозримом будущем не представляется возможным. Остается добавить, что сам срок строительства по предварительным расчетам займет около пяти лет.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
10:39 | 30.03.2017
hiпuruh
заказать продвижение интернет магазина логин скайпа pokras77777
14:54 | 24.02.2017
ghjukliokss
заказать прогон хрумером логин скайпа pokras7777

...
Новости партнеров


Статьи
24.09.18, Игорь Воронцов
Торговая война США против остального мира, начатая нынешним президентом Дональдом Трампом, вышла на новый уровень после введения с 24 сентября очередной порции тарифных ограничений на импорт китайских товаров стоимостью 200 млрд долл. в год.
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!