Подробнее Запомнить город


Налоговый пресс

15.10.09
размер текста:

Украинский Кабмин во втором полугодии текущего года усиливает налоговую нагрузку на бизнес. В то же время правительства других стран в период финансово-экономического кризиса поступают с точностью до наоборот, снижая фискальное давление.

В последнее время в Минфине и в Государственной налоговой администрации особой популярностью пользуется слово "креатив". Так руководство поощряет подчиненных к поиску нестандартных решений по наполнению госбюджета. И надо сказать, определенные успехи в этом направлении уже имеются. Не повышая существующих ставок налогов и сборов (за исключением разве что акцизов на табак и алкоголь), чиновники ухитрились еще больше "зажать" предпринимателей независимо от размера их бизнеса.

Можно вспомнить о нескольких последних нововведениях. Так, в сентябре Кабмин внес изменения в порядок вычисления курсовой разницы по валютным кредитам, относимой на валовые затраты предприятий. Это приведет к существенному увеличению отчислений налога на прибыль в госбюджет. По подсчетам Минфина, сумма составит до 3 млрд грн. в год. Кроме того, в ГНАУ инициировали введение налогообложения на деривативы, мотивируя это тем, что через них происходит уклонение от платежей в бюджет, и прежде всего в строительной отрасли.

Наконец, в финансовом ведомстве сочли, что сейчас самое время вернуться к старой идее, которая заключается в применении методики обычных цен при расчете подлежащих налогообложению доходов хозсубъектов. Ее суть заключается в том, что теперь представители ГНАУ будут самостоятельно определять, кому и сколько платить в бюджет, исходя из той суммы дохода, которую, по их мнению, может получить предприниматель. Для этого и будут использоваться так называемые "обычные" цены. Они будут рассчитываться в налоговой администрации на основе сравнительного анализа ценовых предложений, существующих на каждом товарном рынке.

Приняв постановление о применении методики обычных цен, Кабмин сделал небольшой реверанс в сторону бизнеса, пообещав доработать его текст с учетом замечаний и пожеланий предпринимателей. Однако едва ли эта дипломатическая уловка способна кого-то ввести в заблуждение. Ведь отдельные дополнения не могут ничего изменить по сути. При этом правительство не собирается останавливаться на достигнутом, намереваясь утвердить положение об использовании обычных цен через парламент в виде закона. "Чтобы в дальнейшем плательщики не могли оспаривать эту норму", – поясняют в руководстве Минфина.

Впрочем, о таком простом методе, как повышение ставок существующих налогов, в госструктурах тоже не забывают. Так, Укравтодор направил в правительство проект постановления, инициирующий увеличение ставок акциза на нефтепродукты. При этом аргументы ведомства не совсем отвечают здравому смыслу. Так, Укравтодор отмечает, что в начале 2009 г. доля акциза в стоимости нефтепродуктов составляла 18%, а сейчас снизилась до 12%. Как заявляют в Укравтодоре, это произошло за счет увеличения стоимости топлива при сохранении существовавшей ставки. И предлагает в связи с этим поднять акциз до восстановления его доли на уровне 18%. То есть стимулировать дальнейший рост цен на бензин, а заодно раскручивать инфляцию.

Между тем второе по величине и значению фискальное ведомство – Гостаможслужба – в сентябре также "порадовало" бизнес нововведениями. Ему удалось сделать то, чего не получилось даже у ГНАУ: узаконить через регистрацию в Минюсте собственные приказы о введении "белого" и "зеленого" списков операторов внешнеэкономической деятельности. Внесенные в списки хозяйственные субъекты получают значительные привилегии.

К примеру, их грузы прекратят досматривать при пересечении госграницы (для "белых") либо будут досматривать выборочно (для "зеленых"). Останется только таможенный контроль в пункте приема/отправления. Надо ли пояснять, что новшество создает широчайшие возможности для чиновников Гостаможслужбы, которые могут по своему усмотрению определять "цвет" предприятия? Правда, в самом ведомстве говорят, что это будет делаться с помощью балльной шкалы. Ну, так за баллы и придется платить…

При этом в Гостаможслужбе отмечают, что попытки увеличения налогового давления на бизнес – путь в никуда. Поскольку в таком случае он в массовом порядке уходит в "тень". В качестве примера приводят ситуацию, возникшую в сентябре 2008 г., когда пошлину на ввоз мобильных телефонов увеличили с 94 долл. до 300 долл. В итоге за месяц в Украину официально по документам завезли 10 тыс. "мобилок", тогда как среднемесячное значение легального импорта в тот период составляло 56 тыс. шт. Нетрудно подсчитать, что бюджет от такого новшества не только не получил дополнительных поступлений, но и утратил те, что имелись.

В текущем году уровень "тенизации" украинской экономики, согласно данным правительства, возрос с 28% до 32%. Не здесь ли находятся колоссальные резервы, которые остро нуждаются в легализации? Правда, для этого необходимо идти в прямо противоположном направлении, снижая налоговый пресс. И никакой "креатив" здесь не нужен.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0
14:07 | 16.10.2009
Прагматик
Помаранчевих геть, бо доб"ють економіку і Україну.

...
Новости партнеров


Статьи
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.
10.04.18, Максим Полевой
В конце марта Министерство экономического развития и торговли объявило об успешном завершении переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Кроме того, украинское правительство одновременно работает еще по нескольким перспективным направлениям свободной торговли.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!