Подробнее Запомнить город


Обходные маневры Григоришина и Васадзе

14.10.09
размер текста:

У машиностроительных компаний Украины есть сразу несколько проектов строительства дочерних производств в России. И эти "дочки" таки будут создаваться, ведь они дают упрощенный доступ на рынки РФ.

В начале октября 2009 г. группа "Энергетический стандарт" Константина Григоришина заявила, что допускает строительство в России нового завода по производству трансформаторов и электрореакторов. По словам вице-президента группы Виктора Чобана, она будет искать возможность выпуска продукции совместно с компаниями РФ. В частности, специалист отмечает: "По ряду проектов в России мы выиграли тендеры, но российские клиенты часто переигрывают и отдают контракты внутренним подрядчикам. Кроме того, федеральное правительство постоянно усиливает протекционизм в пользу своих производителей (включая и налоговые льготы), заключать новые контракты все сложнее. Поэтому мы и присматриваемся к площадкам в РФ". Но если кооперация будет невозможна, то холдинг готов инвестировать в создание собственного завода в России до 100 млн долл.

Добавим, в июле федеральное Министерство экономразвития и торговли обратилось к руководству энергетических монополий страны с просьбой отдавать предпочтение внутренним поставщикам оборудования.

Не в дверь, так в окно


Такая борьба за сбыт в РФ неудивительна. По данным Министерства промышленной политики Украины, именно на эту страну с начала года пришлось более 40% всего отечественного экспорта продукции энергомашиностроения. За 8 месяцев 2009 года поставки этой продукции из Украины в Россию составили 380-385 млн долл. в стоимостном выражении (по данным Минпромполитики, отдельно в августе – 35-37 млн долл.). В словах "мы выиграли тендеры" В.Чобан, в частности, имеет в виду компанию "Запорожтрансформатор", в портфеле заказов которой доля российских клиентов сегодня составляет 50-60%.

Также, как известно, в группу Григоришина входит Сумское НПО им.Фрунзе. У НПО иной профиль – компрессоры, различное нефтегазовое оборудование и др. Но и для него новое "союзное" предприятие-резидент способно значительно облегчить экспорт в Россию за счет поставок "внутри единого холдинга" (а значит – в обход заградительных мер), а также за счет сокращения срока и стоимости доставки заказчику. Тем более, энерго- и некоторые иные ресурсы в РФ дешевле.

Кроме того, отметим, что "Энергостандарт" намерен развивать собственное производство оборудования для химической промышленности. Как сообщает тот же В.Чобан, у группы есть планы выпуска комплексных цехов по изготовлению серной кислоты и удобрений. А в кооперации с институтом "Ниохим" предполагается производить технологическую "начинку" для содовых заводов.

Кстати, на НПО им.Фрунзе уже есть химическая площадка, ныне выпускающая технику для добычи и транспортировки газа (сепараторы, абсорберы, теплообменники, колонны). "Отдельные такие агрегаты поставляются и химпрому, но для развития бизнеса нужна комплексная работа по химическим объектам. Тем более, у нас есть собственный профильный институт в Сумах – "Укрхимпроект", – заключает В.Чобан. И для вывода химоборудования на рынок РФ новый завод также может весьма пригодиться. Равно как и для любой другой продукции холдинга. В связи с этим вспоминается, что К.Григоришин не оставляет попыток "подмять" под себя в Украине ещё и авиастроение.

Итак, базовая стоимость нового украинского машзавода за рубежом – 100 млн долл. По экспертным оценкам, данная цифра действительно позволяет представить порядок инвестиций, необходимых для создания полноценного нового машиностроительного производства в России. Хотя, например, известная индустриальная группа "УПЭК" (Харьков) оценивает смету своего будущего нового завода в Белгородской области в 40-45 млн долл. Однако здесь речь идет о довольно узкоспециализированном производстве (ж/д подшипников), а не многопрофильном заводе электрооборудования, как в случае с холдингом Григоришина. Скорее всего, именно поэтому проект УПЭК в 2 раза дешевле "энергостандартовского".

Кстати, в отличие от других подобных проектов, харьковчане (УПЭК) уже начали строительство своего предприятия в РФ, что вызвано активным спросом на железнодорожные подшипники в СНГ. По информации директора железнодорожного дивизиона группы Вячеслава Юрова, завершена разработка проектной документации на 2 пусковых объекта первого этапа работ, а также начато непосредственное возведение строений. Это подтверждается и независимыми экспертами из центра "Укпромвнешэкспертиза".

В пик кризиса?

Интересно, что в рамках первой очереди завода УПЭК рассчитывает уже в 2009 г. подготовить корпус под сборочные мощности, а в І полугодии следующего года построить еще 1 корпус. Полное завершение строительства предприятия намечено в течение 3 лет, итоговая ежегодная мощность составит 600 тыс. подшипников типа CRB (традиционный узел с короткими цилиндрическими роликами для подвижного состава). Или – 300 тыс. подшипников CRU (сдвоенный цилиндрический подшипник-дуплекс, увеличивающий время безремонтного пробега подвижного состава с нагрузкой на ось до 23,5 тс с 360 тыс. км до 800 тыс. км) плюс 120 тыс. подшипников TBU (конический кассетного типа для вагонов нового поколения с нагрузкой на ось от 25 тс). По словам В.Юрова, на российском заводе будут сосредоточены наиболее трудо- и наукоемкие технологические переделы – термообработка, твердое точение, шлифование, суперфиниширование наружных и внутренних колец, суперфиниширование роликов, а также изготовление сепараторов и крепежных колец, комплектация и сборка.

Производитель двигателей "Мотор Сич" поделился с нами намерениями создать в Саратовской области СП по производству продукции энергетического машиностроения. С правительством региона уже подписано соглашение о паритетном инвестировании в проект. Предполагается выпуск газотурбинных электростанций и газотурбинных приводов для компрессорных станций, стоимость проекта – от 120 млн долл., срок реализации – 6 лет. При этом к программе ремонта и обслуживания газотурбинных двигателей "Мотор Сич" будет привлечен Саратовский авиазавод.

Наконец, в скандал грозит перерасти совместный проект корпораций "Укравто" и "Богдан" по строительству автозавода в Нижегородской области России. Начальство области уже заявило, что начало процедуру изъятия земельного участка в 500 тыс. кв. м, проданного указанным инвесторам в 2006 г. за 30 млн руб. Объяснение отбора – невыполнение инвестором обязательств по срокам начала проекта. Хотя если участок продан в собственность, то какие могут быть претензии? Хотя в РФ, с ее унитарно-авторитарной спецификой, возможно все.

Для создания нового предприятия "Укравто" и "Богдан" сформировали СП "Объединенные транспортные технологии" (Uttech), которое должно было стать "синонимом" крупного сборочного производства ежегодной мощностью минимум 25 тыс. легковых авто марок Chevrolet Lanos, Aveo и ZAZ Sens, 25 тыс. грузовиков Isuzu и 6 тыс. автобусов "Богдан". Но за последующие 3 года строительство предприятия (стоимостью от 800 млн долл.) с перспективным доведением годовой производительности до 240 тыс. ед. так и не началось.

По оценкам аналитиков, сначала мешало то, что в условиях большого внутреннего спроса оборотных средств не всегда хватало даже на текущие задачи, а затем – наступил мировой кризис. Но "топы" корпораций заверяют, что не собираются отказываться от проекта. К примеру, президент "Укравто" Тариэл Васадзе исключает даже то, что нижегородские власти на самом деле хотят отобрать участок под строительство. Что ж, демарши областного правительства и вправду могут быть лишь тактической попыткой давления на инвесторов. "Все вопросы с местным руководством согласованы, поэтому возможности отторжения мы даже не рассматриваем", – заявил Васадзе.

Опроверг владелец "Укравто" и версию о своем желании выйти из проекта. Хотя повод был серьезный: по данным Минпромполитики, в 2008 г. концерн General Motors отказался предоставить отечественной автокорпорации право продавать автомобили в России через дилерскую сеть "Укравто".

Сборки – достаточно

Собираются отстаивать проект и в "Богдане". Наши источники в этом холдинге уточняют, что согласны лишь перенести сроки конечной реализации – на 2012 г. И это все на фоне того, что "Богдан" уже давно и сильно сократил производство даже на имеющихся мощностях. Так, из-за кризиса полная загрузка черкасского завода группы будет возможна не ранее 2012-2014 гг.

Но не будем забывать, что рынок РФ намного более емкий, чем украинский. Да, "Богдану" трудно продать на внутреннем рынке 120 тыс. авто в год (проектные мощности нового черкасского автозавода), а на российский рынок, как резиденту Украины, поставлять сложно из-за защитных мер и "обычных" налогов на импорт. Но если у компании будет свой резидент в России, то через него будет сбываться и львиная доля отечественных машин. И общие продажи могут вырасти в разы.

Как можно догадаться, во многих случаях при создании дочерних заводов в РФ речь, прежде всего, идет не о "чистом" производстве, а о сборке. Так, на "Богдане" подчеркивают, что технически уже сегодня могут начать крупноузловую сборку автобусов на российской территории. И подобный подход понятен, особенно в условиях сильного спада спроса: сначала нужно загрузить существующие мощности, а уже потом расширяться. Исключение составляет, к примеру, УПЭК, мощности которой по выпуску ж/д подшипников сегодня перегружены, что стимулирует группу создавать новые, полноценно производственные. Генеральный директор ГП "Заря-Машпроект" Андрей Хоменко подтверждает: полностью переносить производство в Россию не будет никто из машиностроителей. "Строительство нового большого завода типа "Мотор Сич" или НПО им.Фрунзе стоит не менее 1 млрд долл. Ни сейчас, ни в ближайшие лет пять никто из украинских инвесторов таких проектов запускать не будет", – уверен А.Хоменко.

И действительно, зачем плодить мощности, если и те, что есть, простаивают. Поэтому новые заводы машхолдингов Украины в РФ будут интегрированы с материнскими структурами не столько горизонтально, сколько вертикально: "узлы (Украина) – узловая сборка (Россия) ". А получить налоговые льготы и удержаться на емком федеральном рынке под видом местного производителя позволяет и сборочное юрлицо-резидент. А значит – число проектов создания в России дочерних производств будет только расти.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0
17:34 | 16.10.2009
ккк
http://www.perevodi.at.ua/index1.htm

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!