Подробнее Запомнить город


Парламент занялся политикой

09.10.09
размер текста:

Неработающая Верховная Рада, оказывается, далеко не самый худший вариант для Украины. В преддверии выборов парламент, который должен был бы стоять над политическими разборками кандидатов в президенты, сам с головой ушел в избирательную кампанию.

При этом принятые последние решения свидетельствуют о том, что парламент становится большей угрозой для национальной экономики, чем мировой финансовый кризис. Ситуацию еще более омрачает то обстоятельство, что, осознавая негативные последствия таких решений, подавляющее большинство депутатов не нашли в себе смелости выступить против их принятия.

На этой неделе Верховная Рада наконец-то приступила к работе. Однако, несмотря на колоссальное количество важных законопроектов, принятие которых могло бы реально помочь Украине ускорить темпы восстановления экономики после кризиса или расширить доходную часть бюджета, парламент решил начать работу с голосования за популистские решения.

Во вторник был принят ряд законодательных актов, которые дадут возможность политическим партиям заработать определенные политические баллы, но могут обернуться крайне негативными последствиями для украинской экономики.

Во-первых, депутаты приняли в первом чтении законопроект №4762 "Об увеличении минимальной зарплаты и прожиточного минимума", разработанный Олегом Зарубинским (Блок Литвина). За принятие данного документа проголосовали все фракции за исключением БЮТ. Причем далеко не факт, что БЮТ в данной ситуации руководствовался здравым смыслом, а не партийной солидарностью. Ведь будь эта тема впервые провозглашена действующим правительством, а не Партией регионов и Блоком Литвина, вполне вероятно, что бютовцы, отчаянно критикующие повышение соцстандартов, с не меньшим энтузиазмом доказывали бы электорату необходимость данного шага.

Согласно проекту закона, с 1 ноября 2009 г. прожиточный минимум для трудоспособных граждан должен увеличиться на 12%, до 701 грн., с 1 января 2010 г. – еще на 124 грн., а к концу 2010 г. – еще на 50 грн. Напомним, что в бюджете на 2009 г. прожиточный минимум был заморожен на уровне декабря 2008 г. – 626 грн.

В поданном в парламент бюджете на следующий год Кабмин притормозил расширение социальных расходов, ограничившись индексацией социальных выплат, а также повышением расходов по отдельным статьям. Минимальная зарплата в 2010 г., согласно предложению Кабмина, увеличится на 109 грн., с 669 грн. до 778 грн., а прожиточный минимум на 61 грн. – до 687 грн.

Принятие в целом законопроекта №4762 приведет к тому, что новые уровни минимальной зарплаты и прожиточного минимума – 922 грн. и 875 грн. соответственно, которые должны быть установлены с 1 декабря 2010 года, окажутся на 18,5% и 27,3% выше, чем предлагает правительство в проекте бюджета на следующий год. По различным оценкам, для обеспечения дополнительных социальных расходов в 2009-2010 гг. потребуется около 40 млрд грн. Симптоматично, что депутат О.Зарубинский не указал в законопроекте источников покрытия этих расходов, что противоречит нормам Бюджетного кодекса Украины. Он "поручил" найти средства Кабинету Министров и комитету Верховной Рады по вопросам бюджета.

Кстати, лидер общественной инициативы "Фронт перемен" А.Яценюк на днях также публично поддержал инициативу повысить соцстандарты. "...Мы обязаны повышать социальные стандарты, как бы это ни было тяжело. Для этого, собственно говоря, правительство и работает, "Она" работает. Это крест правительства – и надо уметь его нести, а не рассказывать о том, что это "атомная бомба", – подчеркнул политик.

Между тем вызывает глубокое сомнение, что народные депутаты не знают, что:

1. Бюджет нынешнего года и при нынешних обязательствах недовыполняется на 23%. Часть социальных расходов правительство финансирует за счет эмиссии, кредитов и сокращения капитальных расходов, в том числе и по программе подготовки к Евро-2012;

2. Правительство выжало из экономики налоги на несколько месяцев вперед, не возмещает НДС экспортерам и готовит дальнейшее повышение акцизов;

3. Капитальные расходы госбюджета составляют менее 10% от совокупных расходов и финансируются в этом году менее чем наполовину;

4. В бюджете на следующий год даже при минимальном повышении соцстандартов прослеживается дыра в 70-60 млрд грн.

Дополнительное давление на расходную часть бюджета попросту разбалансирует всю бюджетную систему Украины, увеличит фискальное давление на экономику, ускорит инфляцию и рост безработицы. Зная это, депутаты тем не менее активно продвигают откровенно популистский законопроект. При этом оппозиция предлагает пойти еще дальше и увеличить социальные стандарты еще в 2 раза.

В вопросе поиска дополнительных ресурсов депутату О.Зарубинскому помогла его коллега из Партии регионов А.Герман. По ее инициативе Верховная Рада приняла постановление о сокращении заработной платы госслужащим, а также работникам госпредприятий в два раза. За соответствующее постановление проголосовало 316 депутатов из всех фракций. Согласно документу, высвобожденные средства в результате уменьшения размеров зарплаты Президента, главы Верховной Рады, премьера, вице-премьеров, народных депутатов, руководящего состава СНБО, Секретариата Президента, Госуправления делами, аппарата Верховной Рады, секретариата Кабмина, министров и их заместителей "направляются исключительно на увеличение расходов госбюджета, направленных на повышение размеров государственных социальных стандартов и гарантий".

Такой подход явно диссонирует со здравым смыслом, поскольку все прекрасно осознают, что номинальная зарплата высшего руководства исполнительной власти – это капля в море по сравнению с их реальными доходами. Забота депутатов о народе выглядела бы более правдоподобной, если бы они предложили направить на повышение минимальной зарплаты и пенсии деньги, сэкономленные на себе. Недавно Госуправление делами Верховной Рады опубликовало затраты бюджета на некоторые услуги, которые оплачивают своим избранникам украинские налогоплательщики.

Как стало известно, каждому депутату в год полагается 5 тыс. грн. на телефонные разговоры. Однако некоторые депутаты только за семь месяцев наговорили уже на 12 тыс. грн. В частности, С.Кивалов потратил 12 тыс. грн., С.Аржевитин и С.Осыка – по 9 тыс. грн., С.Левочкин – 8 тыс. грн, Ю.Бойко и А.Матвиенко – по 7,5 тыс. грн.

Кроме того, колоссальные бюджетные средства тратятся на оплату авиаперелетов народных избранников. К примеру, в прошлом году А.Клименко налетал на 117 тыс. грн., а за восемь месяцев 2009 г. – еще на 69 тыс. грн. Одессит В.Лемза с начала года летал в Одессу и назад 53 раза, что обошлось бюджету в 80,5 тыс. грн. С.Кивалов за государственный счет летал 38 раз (57 тыс. грн.). Его коллега В.Киселев с начала года на полеты в Крым и назад израсходовал 71 тыс. грн. Истинные украинские патриоты А.Парубий и Я.Кендзьор за январь-июль израсходовали 70 и 60 тыс. грн. соответственно.

К слову, только благодаря урезанию расходов на перелеты вырученных денег с одного депутата хватило бы на то, чтобы выплатить минимальную пенсию 120 пенсионерам. Также вызывает удивление позиция украинских олигархов, которые вне зависимости от политического цвета дружно проголосовали за поднятие социальных выплат. Почему-то вызывает сомнение, что все они готовы поднять заработные платы на своих предприятиях в условиях кризиса. Позиция же отдельных индивидов вообще выглядит лицемерной. Ратуя за повышение соцстандартов, те же депутаты на некоторых предприятиях еще с весны не платят своим работникам вообще никакой заработной платы.

Верхом лицемерия депутатов стало то, что, обрезая заработную плату чиновникам, они заставили спикера В.Литвина вернуть им часть зарплаты за сентябрь, который они попросту прогуляли. Напомним, в прошлом месяце парламентарии недополучили часть своего жалования за то, что сессионный зал был заблокирован. Тогда В.Литвин подписал распоряжение "Об оплате труда Верховной Рады Украины". В нем речь шла о том, что за дни, когда ВРУ не начала работу или была заблокирована, автоматически не будет начисляться заработная плата.

Кроме указанных законопроектов, через парламент как-то незаметно прошел еще один важный документ. В этот же пленарный день ВРУ приняла за основу проект постановления "О недопущении нарушений прав граждан на работу и оплату труда в условиях финансово-экономического кризиса". Постановление обязывает КМУ, Фонд государственного имущества, органы местного самоуправления в случае выявления фактов нарушения трудовых прав работников приватизированных предприятий разрывать договоры купли-продажи таких предприятий и возвращать их в государственную или коммунальную собственность. Данное постановление фактически создает правовое поле для начала передела собственности в стране, ведь кризис поэтому и называется кризисом, что предприятия имеют острые проблемы с ликвидностью. А поскольку большинство объектов, которые сейчас находятся в частных руках, были приватизированы, де-юре можно реприватизировать любое предприятие Украины.

Примечательно, что после принятия ряда популистских законопроектов парламент приступил к рассмотрению кадровых вопросов, что свидетельствует о том, что депутатам интересна только политическая тематика. Складывается впечатление, что Верховной Раде вообще нет дела до бушующего в стране экономического кризиса.

В данном контексте закономерно возникает вопрос: зачем стране тратить свыше миллиарда гривен на содержание государственного органа, который или же вообще не работает, или же работает так, что на этом фоне его неработоспособность выглядит лучшей альтернативой?

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0
22:29 | 29.10.2009
Ada
Все эти пешки, которых нам предлагают выбирать, на самом деле ничего не решают. Зачастую они даже и не догадываются о реальных целях их заокеанских кукловодов. Выборы - это просто спектакль. О реальных целях происходящих событий можно изнать из аудио-брошюры Анастасии Новых http: // istina.ucoz.ua/index/0-50

...
Новости партнеров


Статьи
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!