Подробнее Запомнить город


Особенности национального интереса

13.10.09
размер текста:

Государственный оператор магистральных нефтепроводов – компания "Укртранснафта" – решила изменить маршрут поставок нефти на "Одесский нефтеперерабатывающий завод". Тем самым она причинила неудобства владельцу НПЗ – российской компании ЛУКОЙЛ. Руководство завода "встало в позу" и остановило завод, так как, по его подсчетам, транспортировка нефти по новому маршруту принесет дополнительные расходы.

На прошлой неделе государственная компания "Укртранснафта" сделала предложение Одесскому НПЗ изменить маршрут поставок нефти на завод. Причем предложение было сделано в приказном порядке: с 1 октября использовать для транспортировки нефти на предприятие маршрут через 32 км государственной границы Украины с Беларусью. Данный маршрут включает в себя использование нефтепровода Одесса-Броды в реверсном режиме. До этого момента нефть на Одесский НПЗ попадала по маршруту Лисичанск-Кременчуг-Одесса. На Одесском НПЗ сразу подсчитали, что новый маршрут будет более затратным для предприятия, вплоть до убыточности переработки российской нефти на заводе. Поэтому руководство российской компании заявило государственному оператору, что для них неприемлемо подобное предложение.

В частности, транспортировка нефти по новому маршруту обойдется заводу на 6 долларов за тонну дороже. Как сообщили на Одесском НПЗ, при транспортировке по старому маршруту стоимость прокачки составляла 32,94 доллара за тонну, а по новому маршруту из-за увеличения расстояния цена увеличится до 38,95 долларов. Несогласное с нововведением руководство НПЗ потребовало объяснить причину изменения маршрута, однако в "Укртранснафте" ответа не дали.

Как позже выяснилось, причиной изменения маршрута для Одесского НПЗ стали их конкуренты – Кременчугский НПЗ. Так, в случае изменения маршрута поставок нефти для завода, принадлежащего компании ЛУКОЙЛ, создается возможность бесперебойной прокачки нефти в обратную сторону – из Одессы на Кременчугский НПЗ. Поэтому становится понятным, почему глава "Укртранснафты" Александр Лазорко не особо спешил объяснять общественности причины изменения маршрута для Одесского НПЗ. Другими словами, "Укртранснафта" бесцеремонно подвинула российский ЛУКОЙЛ, так как это было выгодно для компании "Укртатнафта", которой принадлежит Кременчугский НПЗ. Это было не так сложно, если учесть, что господин Лазорко в свое время возглавлял НПК "Галичина", который, как и "Укртатнафта", контролируется группой "Приват".

Таким образом, ситуация развивалась примерно следующим образом: Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов наладили поставку танкеров с импортной нефтью в Одессу. Из Одессы эту нефть необходимо было доставить по нефтепроводу в Кременчуг. До определенного момента Приднестровские магистральные нефтепроводы работали в обе стороны, а так как загрузки на полную мощность не было, то этого было вполне достаточно для обоих заводов – нефть поочередно качалась в обе стороны. В частности, объемы прокачки нефти в сторону Одесского НПЗ составляли 200 тысяч тонн.

Однако планы по увеличению объемов поставок нефти на Кременчугский НПЗ, вероятно, и послужили сигналом к тому, что группе "Приват" в дальнейшем невыгодно будет использовать нефтепровод в обе стороны. По информации главы "Укртатнафты" Павла Овчаренко, компания наращивает объемы поставок импортной нефти на Кременчугский НПЗ. Дело в том, что на сегодняшний день Кременчугский НПЗ перерабатывает нефть отечественной добычи, так как после конфликта в 2007 году с "Татнефтью" последняя прекратила поставки своей нефти на завод. Однако НПЗ не хватает данных объемов, поэтому они и вынуждены были искать другие источники поставки сырья. На данный момент из Одессы уже были доставлены два танкера, еще три танкеры из Азербайджана будут доставлены в ближайшее время.

Поэтому, вероятнее всего, глава "Укртранснафты" Александр Лазорко и получил установку подвинуть компанию ЛУКОЙЛ. После этого господин Лазорко принялся сочинять обоснованную причину подобного решения "Укртранснафты". А компания ЛУКОЙЛ, оскорбленная таким решением, пригрозила остановкой Одесского НПЗ. В частности, на предприятии заявили, что "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" переведен в предостановочный режим.

В ответ на это "Укртранснафта" предложила руководству завода сесть за стол переговоров. По словам оператора рынка, компания руководствовалась национальными интересами. Так как, по словам заместителя председателя правления НАК "Нафтогаз" Валентина Франчука, руководство компании вынуждено было пойти на такой шаг в связи с поступлением заявки от ЗАО "Укртатнафта" о транспортировке легкой танкерной нефти из Одессы. При этом Франчук подчеркнул, что Кременчугский НПЗ на протяжении длительного времени испытывает перебои с поставками сырья и, принимая данное решение, "Укртранснафта" руководствовалась национальными интересами.

Другими словами, интересы группы "Приват" являются национальными интересами, а интересы других компаний в счет не берутся. По словам Франчука, переговоры об изменении маршрута с Одесским НПЗ велись два месяца, однако второй стороне ни один из четырех предложенных маршрутов не подошел.

"Четыре варианта, предложенные российской компании, ее не устроили. Необходимо заметить, что предложенные варианты предусматривали как снижение тарифа на прокачку, так и более короткие сроки поставок за счет сокращения транспортного плеча", – сообщил Валентин Франчук. Хотя, следует отметить, что вряд ли руководство ЛУКОЙЛа отказалось от более выгодного маршрута, чем тот, по которому транспортировалась нефть на завод до этого момента. Немногим позже пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов сообщил, что выпуск нефтепродуктов на заводе прекращен и предприятие остановлено.

Естественно, что руководству "Укртранснафты" надо было как-то реабилитироваться. Они вспомнили, что лучший способ защиты – это нападение. В результате компанию ЛУКОЙЛ обвинили в том, что она блокирует поставки нефти на Кременчугский НПЗ. По словам Александра Лазорко, причиной проблем компании является то, что они не смогли своевременно получить позиционные графики и разрешение на использование сквозного тарифа по территории России на октябрь и четвертый квартал, что позволило бы компании уменьшить расходы на транспортировку нефти на 3,5 доллара за тонну.

При этом подсчеты "Укртранснафты" и Одесского НПЗ относительно привлекательности нового маршрута совершенно отличаются. Если компания ЛУКОЙЛ считает, что будет дополнительно терять на транспортировке тонны нефти приблизительно 6 долларов, то, по подсчетам оператора, она будет выигрывать 1,2 гривны. "Таким образом, дополнительные расходы "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" на транспортировку нефтяного сырья не превысят 2,5 долл./тонну. Это составляет менее 0,5% средневзвешенной стоимости нефти в 2009 году (500 долл./тонну). Но необходимо заметить, что стоимость транспортировки в 2008 году по территории Украины составляла 9 долл./тонну, а при нынешнем курсе национальной валюты стоимость транспортировки по новому маршруту составляет 4,6 долл./тонну", – подытожил Александр Лазорко.

Более того, он добавил, что Одесский НПЗ является единственным нефтеперерабатывающим заводом в Украине, который может получать нефть не только трубопроводами по разным маршрутам, но и морским транспортом. Другие же заводы получают нефть исключительно по трубе, которая связана с Россией.

Выходит, что "Укртранснафта" предлагает ЛУКОЙЛу доставлять нефть разнообразными маршрутами, если им не подходит вариант, предложенный государственной компанией. Несмотря на твердую позицию ЛУКОЙЛа, по мнению экспертов, конфликт должен решиться в ближайшее время, так как российской компании не выгоден простой мощностей. Однако если ЛУКОЙЛ все же принципиально остановит завод на длительное время, то это может привести к подорожанию бензина в южном регионе Украины. С одной стороны, группа "Приват" на этом существенно выиграет, с другой – назреет общественный конфликт. В частности, лидер Партии Регионов Виктор Янукович уже обвинил правительство в непрофессионализме и подчеркнул, что остановка Одесского НПЗ принесет отечественной экономике лишь дополнительные убытки.

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!