Подробнее Запомнить город


Особенности национального интереса

13.10.09
размер текста:

Государственный оператор магистральных нефтепроводов – компания "Укртранснафта" – решила изменить маршрут поставок нефти на "Одесский нефтеперерабатывающий завод". Тем самым она причинила неудобства владельцу НПЗ – российской компании ЛУКОЙЛ. Руководство завода "встало в позу" и остановило завод, так как, по его подсчетам, транспортировка нефти по новому маршруту принесет дополнительные расходы.

На прошлой неделе государственная компания "Укртранснафта" сделала предложение Одесскому НПЗ изменить маршрут поставок нефти на завод. Причем предложение было сделано в приказном порядке: с 1 октября использовать для транспортировки нефти на предприятие маршрут через 32 км государственной границы Украины с Беларусью. Данный маршрут включает в себя использование нефтепровода Одесса-Броды в реверсном режиме. До этого момента нефть на Одесский НПЗ попадала по маршруту Лисичанск-Кременчуг-Одесса. На Одесском НПЗ сразу подсчитали, что новый маршрут будет более затратным для предприятия, вплоть до убыточности переработки российской нефти на заводе. Поэтому руководство российской компании заявило государственному оператору, что для них неприемлемо подобное предложение.

В частности, транспортировка нефти по новому маршруту обойдется заводу на 6 долларов за тонну дороже. Как сообщили на Одесском НПЗ, при транспортировке по старому маршруту стоимость прокачки составляла 32,94 доллара за тонну, а по новому маршруту из-за увеличения расстояния цена увеличится до 38,95 долларов. Несогласное с нововведением руководство НПЗ потребовало объяснить причину изменения маршрута, однако в "Укртранснафте" ответа не дали.

Как позже выяснилось, причиной изменения маршрута для Одесского НПЗ стали их конкуренты – Кременчугский НПЗ. Так, в случае изменения маршрута поставок нефти для завода, принадлежащего компании ЛУКОЙЛ, создается возможность бесперебойной прокачки нефти в обратную сторону – из Одессы на Кременчугский НПЗ. Поэтому становится понятным, почему глава "Укртранснафты" Александр Лазорко не особо спешил объяснять общественности причины изменения маршрута для Одесского НПЗ. Другими словами, "Укртранснафта" бесцеремонно подвинула российский ЛУКОЙЛ, так как это было выгодно для компании "Укртатнафта", которой принадлежит Кременчугский НПЗ. Это было не так сложно, если учесть, что господин Лазорко в свое время возглавлял НПК "Галичина", который, как и "Укртатнафта", контролируется группой "Приват".

Таким образом, ситуация развивалась примерно следующим образом: Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов наладили поставку танкеров с импортной нефтью в Одессу. Из Одессы эту нефть необходимо было доставить по нефтепроводу в Кременчуг. До определенного момента Приднестровские магистральные нефтепроводы работали в обе стороны, а так как загрузки на полную мощность не было, то этого было вполне достаточно для обоих заводов – нефть поочередно качалась в обе стороны. В частности, объемы прокачки нефти в сторону Одесского НПЗ составляли 200 тысяч тонн.

Однако планы по увеличению объемов поставок нефти на Кременчугский НПЗ, вероятно, и послужили сигналом к тому, что группе "Приват" в дальнейшем невыгодно будет использовать нефтепровод в обе стороны. По информации главы "Укртатнафты" Павла Овчаренко, компания наращивает объемы поставок импортной нефти на Кременчугский НПЗ. Дело в том, что на сегодняшний день Кременчугский НПЗ перерабатывает нефть отечественной добычи, так как после конфликта в 2007 году с "Татнефтью" последняя прекратила поставки своей нефти на завод. Однако НПЗ не хватает данных объемов, поэтому они и вынуждены были искать другие источники поставки сырья. На данный момент из Одессы уже были доставлены два танкера, еще три танкеры из Азербайджана будут доставлены в ближайшее время.

Поэтому, вероятнее всего, глава "Укртранснафты" Александр Лазорко и получил установку подвинуть компанию ЛУКОЙЛ. После этого господин Лазорко принялся сочинять обоснованную причину подобного решения "Укртранснафты". А компания ЛУКОЙЛ, оскорбленная таким решением, пригрозила остановкой Одесского НПЗ. В частности, на предприятии заявили, что "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" переведен в предостановочный режим.

В ответ на это "Укртранснафта" предложила руководству завода сесть за стол переговоров. По словам оператора рынка, компания руководствовалась национальными интересами. Так как, по словам заместителя председателя правления НАК "Нафтогаз" Валентина Франчука, руководство компании вынуждено было пойти на такой шаг в связи с поступлением заявки от ЗАО "Укртатнафта" о транспортировке легкой танкерной нефти из Одессы. При этом Франчук подчеркнул, что Кременчугский НПЗ на протяжении длительного времени испытывает перебои с поставками сырья и, принимая данное решение, "Укртранснафта" руководствовалась национальными интересами.

Другими словами, интересы группы "Приват" являются национальными интересами, а интересы других компаний в счет не берутся. По словам Франчука, переговоры об изменении маршрута с Одесским НПЗ велись два месяца, однако второй стороне ни один из четырех предложенных маршрутов не подошел.

"Четыре варианта, предложенные российской компании, ее не устроили. Необходимо заметить, что предложенные варианты предусматривали как снижение тарифа на прокачку, так и более короткие сроки поставок за счет сокращения транспортного плеча", – сообщил Валентин Франчук. Хотя, следует отметить, что вряд ли руководство ЛУКОЙЛа отказалось от более выгодного маршрута, чем тот, по которому транспортировалась нефть на завод до этого момента. Немногим позже пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов сообщил, что выпуск нефтепродуктов на заводе прекращен и предприятие остановлено.

Естественно, что руководству "Укртранснафты" надо было как-то реабилитироваться. Они вспомнили, что лучший способ защиты – это нападение. В результате компанию ЛУКОЙЛ обвинили в том, что она блокирует поставки нефти на Кременчугский НПЗ. По словам Александра Лазорко, причиной проблем компании является то, что они не смогли своевременно получить позиционные графики и разрешение на использование сквозного тарифа по территории России на октябрь и четвертый квартал, что позволило бы компании уменьшить расходы на транспортировку нефти на 3,5 доллара за тонну.

При этом подсчеты "Укртранснафты" и Одесского НПЗ относительно привлекательности нового маршрута совершенно отличаются. Если компания ЛУКОЙЛ считает, что будет дополнительно терять на транспортировке тонны нефти приблизительно 6 долларов, то, по подсчетам оператора, она будет выигрывать 1,2 гривны. "Таким образом, дополнительные расходы "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" на транспортировку нефтяного сырья не превысят 2,5 долл./тонну. Это составляет менее 0,5% средневзвешенной стоимости нефти в 2009 году (500 долл./тонну). Но необходимо заметить, что стоимость транспортировки в 2008 году по территории Украины составляла 9 долл./тонну, а при нынешнем курсе национальной валюты стоимость транспортировки по новому маршруту составляет 4,6 долл./тонну", – подытожил Александр Лазорко.

Более того, он добавил, что Одесский НПЗ является единственным нефтеперерабатывающим заводом в Украине, который может получать нефть не только трубопроводами по разным маршрутам, но и морским транспортом. Другие же заводы получают нефть исключительно по трубе, которая связана с Россией.

Выходит, что "Укртранснафта" предлагает ЛУКОЙЛу доставлять нефть разнообразными маршрутами, если им не подходит вариант, предложенный государственной компанией. Несмотря на твердую позицию ЛУКОЙЛа, по мнению экспертов, конфликт должен решиться в ближайшее время, так как российской компании не выгоден простой мощностей. Однако если ЛУКОЙЛ все же принципиально остановит завод на длительное время, то это может привести к подорожанию бензина в южном регионе Украины. С одной стороны, группа "Приват" на этом существенно выиграет, с другой – назреет общественный конфликт. В частности, лидер Партии Регионов Виктор Янукович уже обвинил правительство в непрофессионализме и подчеркнул, что остановка Одесского НПЗ принесет отечественной экономике лишь дополнительные убытки.

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
11.09.19, Игорь Воронцов
Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.
06.09.19, Ярослав Ярош
Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г.
02.09.19, Василий Январев
После перезагрузки всех ветвей власти у Украины расширяется "окно возможностей" для диалога с США, в том числе и по промышленным вопросам. Как ожидается, президент Владимир Зеленский осенью может провести ряд встреч с американским лидером Дональдом Трампом. Поэтому украинские металлурги уже обратились к главе государства с просьбой поднять вопрос о замене 25%-ной пошлины на квоты.
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.
29.07.19, Ярослав Ярош
На закате своей каденции кабинет Владимира Гройсмана целых два раза сделал хорошо национальной компании "Энергоатом". Он присоединил к ней Восточный горно-обогатительный комбинат, занимающийся добычей урановой руды. И одобрил инвестиционный проект расширения производственных мощностей Новоконстантиновской шахты в Кировоградской области. В случае его реализации добычу урана в Украине можно будет удвоить в 2021 г.
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!