Подробнее Запомнить город


Ядерная энергетика – под грузом проблем

07.10.09
размер текста:

Половина всей вырабатываемой в Украине электроэнергии приходится на долю АЭС. В мире – немного стран с таким соотношением, и все они относятся к числу высокоразвитых. Вот только украинская атомная энергетика создавалась еще в советскую эпоху, а потому неразрывно связана сегодня с Российской Федерацией. И, как утверждают сами энергетики, даже в долгосрочной перспективе смена вектора невозможна.

В качестве одной из причин они называют отсутствие нормативной базы, адаптированной к международным образцам. Так, все действующие в Украине стандарты основаны на советских нормах, предполагающих использование реакторов определенного типа. Вот почему в ближайшие 50-60 лет украинским атомщикам придется строить новые блоки на основе российских ВВЭР. А разговоры про возможность использования канадских, южнокорейских и американских реакторов на самом деле являются не более чем слухами.

Впрочем, на этом зависимость от российских атомщиков не заканчивается. Даже в случае реализации положений энергетической стратегии, предусматривающей до 2013 г. строительство в Украине собственного завода по фабрикации ядерного топлива, остается проблема обогащения уранового концентрата. Такой технологией обладают лишь страны, имеющие атомное оружие. Для Украины единственной возможностью восполнить недостающее звено в ядерном цикле является участие в работе завода в Ангарске, на базе которого создан Международный центр по обогащению топлива. Заявка Украины была ратифицирована Российской Федерацией, а вот Казахстан до сих пор не согласовал наше вхождение в состав центра. Не смогла повлиять на решение и официальная нота украинского МИДа по поводу затягивания в Астане формальной процедуры. На словах казахские коллеги вроде бы не возражают против украинского присутствия в Ангарске, но фактически вот уже год процесс не движется с места.

Очень сложно проходят и переговоры по цене на ядерное топливо, закупаемое Киевом. Да, краткосрочные контракты у "Энергоатома" имеются: и на 2009, и на 2010 годы. Но что будет уже в 2011 году? Москва в лице "Росатома" и корпорации "ТВЭЛ" прекрасно понимает, что реальной альтернативы у нас нет. Закупки топлива у того же американского Westinghouse обходятся на 20-30% дороже. У "Энергоатома" заключен с ним контракт на небольшие объемы для Южно-Украинской АЭС, однако в таких условиях говорить о диверсификации поставок как минимум неоправданно.

Еще одной насущной проблемой является скорое завершение срока хранения в России высокорадиоактивного отработанного топлива, ранее вывезенного туда с украинских АЭС. Действие договора истекает в 2012 году, то есть уже в 2013 году отходы должны быть возвращены в Украину. Вместе с тем в стране до практической стадии строительства своего хранилища очень далеко. Понятно, что такой высокотехнологичный объект с особыми требованиями по безопасности не может быть построен быстро. А Верховная Рада до сих пор еще не приняла соответствующий закон. Тогда остается один выход: пролонгация действующего договора на новых условиях. А это означает повышение платы за вывоз и хранение ядерных отходов для Украины.

Отдельного разговора заслуживает текущее финансовое состояние государственной монополии в сфере ядерной энергетики – НАЭК "Энергоатом". Рентабельность предприятия ограничивается правилами, установленными правительством на оптовом рынке электроэнергии. Имея гораздо более низкую себестоимость продукции, чем тепловые генерации, атомщики не могут установить более низкую отпускную цену по сравнению с государственными ТЭС, которые не выдержат конкуренции и обанкротятся. Кроме того, отсутствие необходимой инфраструктуры в виде ЛЭП не дает полноценно использовать возможности существующих энергоблоков Запорожской и Ровенской АЭС, в том числе для экспорта электроэнергии. А тут еще в условиях кризиса на 15-16% упали объемы ее потребления (в целом по промышленности – до 30%). В результате коэффициент использования установленной мощности у "Энергоатома" снизился до 67,7% по сравнению с прежними 85,2%, что привело к недовыработке и убыткам компании. Дополнительным негативным фактором стала девальвация гривны, вызвавшая перерасход средств при закупке ядерного топлива в сумме 143,4 млн грн. в 2009 году (закупки ведутся в долларах). Кроме того, Кабмин, спасая от банкротства Восточный ГОК, в принудительном порядке заставил "Энергоатом" купить у него урановый концентрат на 382 млн грн. по цене выше мировой.

Вместе с тем по настоянию правительства Нацкомиссия регулирования электроэнергетики в текущем году не включила в тариф для корпорации ее расходы на выплату кредитов, поскольку это привело бы к росту стоимости электроэнергии. Но ведь и 254,6 млн грн. на эти цели тоже где-то нужно было взять. В итоге в текущем году недофинансирование производственных программ "Энергоатома" составило 850 млн грн., в том числе 330,1 млн грн. – на строительство сухого хранилища отработанного топлива на Запорожской АЭС, а также на мероприятия по повышению безопасности энергоблоков, согласованные с Госатомрегулирования.

Еще 42 млн грн. необходимо на предварительные мероприятия, связанные с предстоящим строительством 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС. Понятно, что в таких условиях, особенно с учетом не совсем эффективного использования имеющихся в распоряжении средств, компания не в состоянии финансировать этот проект. Украина не успевает уложиться в предусмотренные сроки. В связи с этим руководство "Энергоатома" заявляет о необходимости продлить эксплуатацию действующих атомных блоков на 15 лет сверх проектного ресурса, что несет риски повторения Чернобыльской катастрофы.

Игорь Воронцов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!