Подробнее Запомнить город


Осеннее похолодание в китайском чермете

07.10.09
размер текста:

Китайские металлурги впервые за последние несколько месяцев начали снижать производство стали. Со второй декады сентября цены и объемы производства имели нисходящий тренд. Большинство экспертов надеются, что эта тенденция временная, однако все еще опасаются сценария прошлого года, когда именно с сентября начался продолжительный обвал цен.

Суточное производство стали в КНР со второй половины сентября опустилось до 1,655 млн т, что на 11 тыс. т меньше, нежели в первых числах месяца. В процентном сравнении сокращение выплавки металла является незначительным. Даже если производство сохранится на таком уровне до конца текущего года, то по итогам года выпуск металла в Китае составит 604,075 млн т, что станет рекордным показателем страны за всю историю.

Однако сохранение производства стали на текущем уровне – это, по всей видимости, оптимистический сценарий. Положительных сигналов, которые давали бы основание говорить о том, что последний квартал этого года будет благоприятным, сейчас не так уж и много. Как и прежде, китайские металлурги могут рассчитывать только на расширение внутреннего потребления. В отличие от западных стран, Китай свой пакет стимулирующих мер стоимостью в 585 млрд долл. направил не в финансовую сферу, а в реальный сектор экономики. Инвестиции направляются в инфраструктуру и жилищное строительство, что соответственно расширяет потребление металла. К слову, капвложения в строительные проекты за первое полугодие 2009 г. выросли почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Однако финансирование инфраструктурных проектов уже вышло на максимальный уровень, поэтому спрос на металл будет оставаться стабильным. Что же касается экспортного направления, то здесь ситуация для китайских металлургов остается сложной. Финансово-экономический кризис заморозил инвестиционные планы большинства развивающихся государств. Строительную активность частично сохраняют нефтяные страны Азии и Северной Африки, но и они из-за двукратного падения в 2008-2009 гг. цен на "черное золото" сокращают объемы работ. Сужается спрос и на листовой прокат китайских металлургов, поскольку стимулирование обновления автомобильного парка в ЕС и РФ коснулось в большей степени национальных производителей. Как и прежде, авторынок ЕС закрыт для китайских автомобилей из-за низкого качества, а авторынок РФ – из-за низкой стоимости, поскольку они создают конкуренцию российскому автопрому. Из-за доминирования внутреннего потребления внешний фактор не оказывает критического влияния на ситуацию в китайском чермете. Тем не менее сужение экспортного направления будет оказывать дополнительное давление на отрасль в плане снижения производства.

О том, что в чермете Китая совокупное влияние негативных факторов сейчас более значимо, нежели влияние позитивных, свидетельствует ряд показателей.

Во-первых, запасы металлопродукции остаются на достаточно высоком уровне. В конце сентября они достигали 11,232 млн т (в начале месяца – 11,296 млн т).

Во-вторых, цены на китайский прокат продолжают снижаться. Особенно отчетливо это наблюдается в сегменте толстолистовой стали. С начала августа цены на металл на внутреннем рынке Китая снизились на 13%. В сентябре эта тенденция перекинулась и на экспортные котировки китайских металлургов. На последней неделе сентября, по словам участников рынка, стоимость материала уменьшилась на 10 долл./т, достигнув 500-510 долл./т FOB.

На этот общий негативный фон на рынках стали накладываются внутренние проблемы китайского чермета. Позиции китайских металлургов сейчас подрывают два ключевых фактора.

Во-первых, китайские металлурги никак не могут договориться с поставщиками о контрактных ценах на ЖРС и уголь. Из-за этого они вынуждены покупать сырье на спотовых рынках, где цена традиционно выше. Большинство китайских конкурентов находятся в гораздо более благоприятных условиях. К примеру, в России и Украине горняки и металлурги "находятся в одной лодке", поэтому первые добровольно приняли решение снизить цены на сырье. Логика такого решения достаточно проста: чем меньше издержки "своих" металлургов, тем большую долю рынка они смогут отвоевать в этих сложных условиях и, соответственно, тем больше ЖРС они будут закупать. А вот индийских, австралийских и бразильских поставщиков сырья судьба китайских металлургов не очень-то волнует, поэтому они закономерно пытаются максимально высоко держать свои цены. Из-за этого фактора цены на концентрат для китайских металлургов практически в два раза выше, чем для украинских и российских компаний.

Во-вторых, металлургическая отрасль КНР стала жертвой монетарных игр Пекина. Китай, претендуя на статус одного из мировых финансовых центров, несколько лет проводит политику сильного юаня. В то же время конкурирующие с КНР на рынке металлопродукции страны (Россия, Украина, Турция) для минимизации последствий финансового кризиса и увеличения ценового запаса конкурентоспособности своего экспорта девальвировали свои валюты. Поднебесная строго следует принципам жесткой монетарной политики. Готовящийся выпуск облигаций госзайма в юанях свидетельствует, что сильная национальная валюта и в дальнейшем останется приоритетом.

Показателем того, что китайские металлурги сейчас испытывают трудности, является потеря части национального рынка. Последние 3-4 года компании КНР не только полностью контролировали внутренний рынок, но и фактически вытеснили всех конкурентов с Юго-Восточной Азии. Теперь китайцы не чувствуют себя настолько уверенно. Даже более старые и энергоемкие украинские предприятия сумели поставить в Китай в этом году 1 млн т стали.

Достаточно пессимистично на перспективы китайского чермета смотрят и аналитики China Iron & Steel Association (CISA). Они прогнозируют, что если местные производители не предпримут мер по снижению производства, цены на сталь в IV квартале текущего года в Китае могут остаться низкими. Один из советников CISA У.Сичунь даже выразил уверенность, что трудный период в стальной отрасли страны продолжится и в 2010 г. Ключевой проблемой китайского чермета CISA называет избыточные стальные мощности. К слову, на днях стало известно, что китайское правительство разработало детализированный план сокращения избыточных мощностей в металлургии. Власти опасаются, что если сейчас не начать этот болезненный процесс, то стальные мощности могут превысить 700 млн т, и пагубный процесс будет развиваться еще быстрее.

Таким образом, последний квартал для китайского чермета вряд ли будет настолько благоприятным, как лето текущего года. Учитывая, что состояние черной металлургии КНР является определяющим для глобальных тенденций в отрасли, украинским компаниям также стоит готовиться к ухудшению конъюнктуры. Скорее всего, для национальных металлургов потенциал китайской антикризисной программы в этом году исчерпался, поэтому до конца года им необходимо будет искать новые точки возможного роста потребления металла.

Максим Соколов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
20:31 | 07.10.2009
test
test

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!