Подробнее Запомнить город


Осеннее похолодание в китайском чермете

07.10.09
размер текста:

Китайские металлурги впервые за последние несколько месяцев начали снижать производство стали. Со второй декады сентября цены и объемы производства имели нисходящий тренд. Большинство экспертов надеются, что эта тенденция временная, однако все еще опасаются сценария прошлого года, когда именно с сентября начался продолжительный обвал цен.

Суточное производство стали в КНР со второй половины сентября опустилось до 1,655 млн т, что на 11 тыс. т меньше, нежели в первых числах месяца. В процентном сравнении сокращение выплавки металла является незначительным. Даже если производство сохранится на таком уровне до конца текущего года, то по итогам года выпуск металла в Китае составит 604,075 млн т, что станет рекордным показателем страны за всю историю.

Однако сохранение производства стали на текущем уровне – это, по всей видимости, оптимистический сценарий. Положительных сигналов, которые давали бы основание говорить о том, что последний квартал этого года будет благоприятным, сейчас не так уж и много. Как и прежде, китайские металлурги могут рассчитывать только на расширение внутреннего потребления. В отличие от западных стран, Китай свой пакет стимулирующих мер стоимостью в 585 млрд долл. направил не в финансовую сферу, а в реальный сектор экономики. Инвестиции направляются в инфраструктуру и жилищное строительство, что соответственно расширяет потребление металла. К слову, капвложения в строительные проекты за первое полугодие 2009 г. выросли почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Однако финансирование инфраструктурных проектов уже вышло на максимальный уровень, поэтому спрос на металл будет оставаться стабильным. Что же касается экспортного направления, то здесь ситуация для китайских металлургов остается сложной. Финансово-экономический кризис заморозил инвестиционные планы большинства развивающихся государств. Строительную активность частично сохраняют нефтяные страны Азии и Северной Африки, но и они из-за двукратного падения в 2008-2009 гг. цен на "черное золото" сокращают объемы работ. Сужается спрос и на листовой прокат китайских металлургов, поскольку стимулирование обновления автомобильного парка в ЕС и РФ коснулось в большей степени национальных производителей. Как и прежде, авторынок ЕС закрыт для китайских автомобилей из-за низкого качества, а авторынок РФ – из-за низкой стоимости, поскольку они создают конкуренцию российскому автопрому. Из-за доминирования внутреннего потребления внешний фактор не оказывает критического влияния на ситуацию в китайском чермете. Тем не менее сужение экспортного направления будет оказывать дополнительное давление на отрасль в плане снижения производства.

О том, что в чермете Китая совокупное влияние негативных факторов сейчас более значимо, нежели влияние позитивных, свидетельствует ряд показателей.

Во-первых, запасы металлопродукции остаются на достаточно высоком уровне. В конце сентября они достигали 11,232 млн т (в начале месяца – 11,296 млн т).

Во-вторых, цены на китайский прокат продолжают снижаться. Особенно отчетливо это наблюдается в сегменте толстолистовой стали. С начала августа цены на металл на внутреннем рынке Китая снизились на 13%. В сентябре эта тенденция перекинулась и на экспортные котировки китайских металлургов. На последней неделе сентября, по словам участников рынка, стоимость материала уменьшилась на 10 долл./т, достигнув 500-510 долл./т FOB.

На этот общий негативный фон на рынках стали накладываются внутренние проблемы китайского чермета. Позиции китайских металлургов сейчас подрывают два ключевых фактора.

Во-первых, китайские металлурги никак не могут договориться с поставщиками о контрактных ценах на ЖРС и уголь. Из-за этого они вынуждены покупать сырье на спотовых рынках, где цена традиционно выше. Большинство китайских конкурентов находятся в гораздо более благоприятных условиях. К примеру, в России и Украине горняки и металлурги "находятся в одной лодке", поэтому первые добровольно приняли решение снизить цены на сырье. Логика такого решения достаточно проста: чем меньше издержки "своих" металлургов, тем большую долю рынка они смогут отвоевать в этих сложных условиях и, соответственно, тем больше ЖРС они будут закупать. А вот индийских, австралийских и бразильских поставщиков сырья судьба китайских металлургов не очень-то волнует, поэтому они закономерно пытаются максимально высоко держать свои цены. Из-за этого фактора цены на концентрат для китайских металлургов практически в два раза выше, чем для украинских и российских компаний.

Во-вторых, металлургическая отрасль КНР стала жертвой монетарных игр Пекина. Китай, претендуя на статус одного из мировых финансовых центров, несколько лет проводит политику сильного юаня. В то же время конкурирующие с КНР на рынке металлопродукции страны (Россия, Украина, Турция) для минимизации последствий финансового кризиса и увеличения ценового запаса конкурентоспособности своего экспорта девальвировали свои валюты. Поднебесная строго следует принципам жесткой монетарной политики. Готовящийся выпуск облигаций госзайма в юанях свидетельствует, что сильная национальная валюта и в дальнейшем останется приоритетом.

Показателем того, что китайские металлурги сейчас испытывают трудности, является потеря части национального рынка. Последние 3-4 года компании КНР не только полностью контролировали внутренний рынок, но и фактически вытеснили всех конкурентов с Юго-Восточной Азии. Теперь китайцы не чувствуют себя настолько уверенно. Даже более старые и энергоемкие украинские предприятия сумели поставить в Китай в этом году 1 млн т стали.

Достаточно пессимистично на перспективы китайского чермета смотрят и аналитики China Iron & Steel Association (CISA). Они прогнозируют, что если местные производители не предпримут мер по снижению производства, цены на сталь в IV квартале текущего года в Китае могут остаться низкими. Один из советников CISA У.Сичунь даже выразил уверенность, что трудный период в стальной отрасли страны продолжится и в 2010 г. Ключевой проблемой китайского чермета CISA называет избыточные стальные мощности. К слову, на днях стало известно, что китайское правительство разработало детализированный план сокращения избыточных мощностей в металлургии. Власти опасаются, что если сейчас не начать этот болезненный процесс, то стальные мощности могут превысить 700 млн т, и пагубный процесс будет развиваться еще быстрее.

Таким образом, последний квартал для китайского чермета вряд ли будет настолько благоприятным, как лето текущего года. Учитывая, что состояние черной металлургии КНР является определяющим для глобальных тенденций в отрасли, украинским компаниям также стоит готовиться к ухудшению конъюнктуры. Скорее всего, для национальных металлургов потенциал китайской антикризисной программы в этом году исчерпался, поэтому до конца года им необходимо будет искать новые точки возможного роста потребления металла.

Максим Соколов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!