Подробнее Запомнить город


Дефолт года

06.10.09
размер текста:

Нефтегазовый рынок замер в ожидании решения проблемы с НАК "Нафтогазом". Вопреки прежним заявлениям премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и председателя правления компании Олега Дубины о том, что они не допустят дефолта компании, фактически он уже наступил. Хотя держатели еврооблигаций "Нафтогаза" предварительно и согласились обменять свои бумаги на новые с погашением в 2014 году, окончательное решение будет принято в ближайшие дни на собрании держателей евробондов.

Газовый штрафник

Этот год можно смело назвать самым тяжелым для НАК "Нафтогаз" за все время существования компании. Проблем у компании было больше, чем кто-либо мог себе представить: "газовая война", которую с трудом удалось прекратить, и, к сожалению, не в пользу Украины; постоянное изменение цен; снижение потребления объемов газа потребителями; огромные долговые обязательства, требующие немедленного погашения. Правительство прилагало максимум усилий, чтобы решить все эти неурядицы, возникшие, кстати, из-за его же ошибок. К примеру, одну из последних проблем – штрафные санкции со стороны "Газпрома" вследствие недобора объемов газа, которые могли достигнуть 5 млрд долларов, – удалось решить буквально на днях. Однако новые обстоятельства в скором времени угрожают Украине все же попасть под эти санкции.

Как известно, 1 сентября премьер-министры обеих стран достигли договоренностей о том, что "Газпром" не будет применять штрафные санкции относительно недобора объемов газа НАК "Нафтогаз". Об этом на днях еще раз заявил официальный представитель российской компании Сергей Куприянов. Таким образом, Украина в этом году потребит всего лишь 33 млрд кубометров вместо оговоренных ранее 40 млрд кубометров. Однако, по словам Куприянова, "Газпром" не намерен вносить какие-либо другие изменения в газовые контракты с Украиной. Кроме того, он подчеркнул, что цена на газ в третьем квартале текущего года и в будущем году будет определяться по существующей формуле.

По расчетам Секретариата Президента, эта цифра будет составлять 300 долларов за тысячу кубометров газа, вследствие чего НАК "Нафтогаз" закончит год с убытком. Казалось бы, проблема со штрафными санкциями решена в пользу Украины, однако вскоре выяснилось, что помимо украинской компании недобор газа существует еще у ряда европейских контрагентов "Газпрома". В частности, итальянская ENI, сократившая в первом полугодии закупки газа на 34%, до 8,2 млрд кубометров, немецкий E.ON, сокративший закупки на 44%, до 12,2 млрд кубометров, турецкая Botas, а также ряд других европейских компаний должны выплатить неустойку российскому газовому монополисту в размере 2,8 млрд долларов.

В целом в первой половине 2009 года экспорт российского газа в Западную Европу сократился примерно на 30% по сравнению с тем же периодом 2008 году, составив 46 млрд кубометров. Все перечисленные компании также работают с "Газпромом" по принципу take or pay ("бери или плати"). Однако пример Украины, которой удалось избежать штрафных санкций, подтолкнул европейские компании к тому, что они на данный момент также отказываются платить штрафные санкции. Кроме того, турецкая компания Botas планирует провести переговоры с Россией о смягчении условий поставок газа. Сергей Куприянов отказался комментировать ситуацию по этому поводу. Удастся ли европейским странам избежать взыскания – покажет время. Однако следует отметить, что Россия в этом году также снизила объемы закупок туркменского газа, при этом ей удалось избежать штрафных санкций со стороны Туркменистана.

По мнению экспертов, европейцам все же стоит ожидать снисхождения со стороны "Газпрома", так как из-за жестких условий контракта они на сегодняшний день терпят огромные убытки. И подобные штрафные санкции со стороны российского газового монополиста угрожают "Газпрому" остаться без крупных европейских потребителей. К слову, на европейских фондовых биржах сегодня цена на газ вдвое ниже стоимости российского газа. Поэтому перед "Газпромом" возник сложный выбор: отказаться от 2,8 млрд долларов (а вместе с Украиной сумма достигает 7,8 млрд долларов) или накалить отношения с контрагентами. Какой из вариантов выберет "Газпром", станет известно в ближайшем будущем, но ясно одно: стоит взыскивать штрафы или со всех контрагентов, или всем прощать долги.

Ограниченный дефолт

Однако более актуальной на сегодняшний день является вторая проблема НАК "Нафтогаза" – погашение евробондов на сумму 500 млн долларов. Менеджмент НАК "Нафтогаза" и правительство делают ударение на том, что они в условиях кризиса решают проблемы своих предшественников. Как заявляют в компании, выпуск еврооблигаций проводился в то время, когда финансовая ситуация к этому не обязывала. Несмотря на все это, правительство не намерено допустить дефолта компании. "Сегодня я как премьер-министр занимаюсь реструктуризацией этого долга, чтобы спасти НАК "Нафтогаз" и Украину. И скажу вам – дефолт мы никогда не допустим, мы реструктуризируем этот долг и покажем, как нужно правильно работать, и больше страна таких долгов брать не будет, – отметила Юлия Тимошенко. – И мы сегодня как власть и как правительство разгребаем эти долги, мы договорились со всеми компаниями, что будем постепенно, по графику погашать долги".

С момента официального предложения кредиторам по реструктуризации долгов НАК "Нафтогаз" прошло уже 11 дней. За это время руководству компании удалось добиться предварительного согласия кредиторов на реструктуризацию. "Мы проводим встречи с нашими кредиторами, и я имею уверенность, что наше предложение будет принято. От некоторых банков мы уже имеем позитивные обращения. Поэтому я думаю, что все будет хорошо", – заявил председатель НАК "Нафтогаз" Олег Дубина.

Некоторые иностранные банки уже подтвердили слова Дубины о том, что они согласны на реструктуризацию задолженности. По условиям реструктуризации, кредиторы должны обменять старые евробонды на новые с погашением в 2014 году, при этом процентная ставка возрастает с 8,125% до 9,5% годовых. Кроме того, владельцам евробондов на сумму 500 млн долларов будут выплачены проценты. Большинство экспертов на тот момент склонялись к мнению, что НАК "Нафтогазу" не удастся убедить кредиторов пойти на это, а компании будет объявлен дефолт. В принципе, на данный момент предварительное согласие на реструктуризацию в любой момент может измениться в противоположную сторону.

Компания заверяет о намерении выполнять свои основные обязательства в полном объеме и предлагает обменять существующие бумаги на новые по номиналу с условием, что держатели евробондов, согласившиеся на реструктуризацию до 8 октября, смогут обменять 100% долга. На втором этапе реструктуризации до 15 октября обмен будет осуществляться с коэффициентом 0,95. Будут ли приняты такие условия, будет решено 9 октября на собрании держателей еврооблигаций.

Кроме того, по информации Олега Дубины, НАК "Нафтогазу" также удалось достигнуть предварительного согласия на реструктуризацию остальных кредитов: Depha Bank на сумму 220 млн долларов, Credit Suisse – на 550 млн долларов, Deutsche Bank – на 395,2 млн долларов. Эту информацию на прошлой неделе подтвердили представители банков.

Тем временем на прошлой неделе украинская компания приступила к выплате процентов по евробондам. "Сегодня в течение дня купон будет выплачен, но это не те 500 млн долларов по евробондам, о которых говорили ранее", – сообщил министр топлива и энергетики Юрий Продан.

Между тем, после того как 30 сентября Люксембургская биржа провела делистинг еврооблигаций НАК "Нафтогаз", международное рейтинговое агентство Fitch снизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте НАК "Нафтогаз Украины" с С до RD (ограниченный дефолт) и поместило их в список Rating Watch с пометкой "Развивающийся".

Агентство также подтвердило приоритетный необеспеченный рейтинг еврооблигаций компании на сумму 500 млн долларов на уровне C. Рейтинг возвратности активов по еврооблигациям НАК находится на уровне RR4. По словам экспертов, после того как украинская компания не выплатила долги, ей можно объявлять дефолт. Однако юридически это произойдет в том случае, если в ближайшие несколько дней держатели евробондов передумают идти на реструктуризацию задолженности. Как бы там ни было, однако доверие кредиторов к НАК "Нафтогаз" существенно пошатнулось. И государственные гарантии не смогут повлиять на то, что будущие кредиты, несмотря на заявления Юлии Тимошенко больше не залазить в долги, для компании и страны в целом не подорожают.

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!