Подробнее Запомнить город


Дефолт года

06.10.09
размер текста:

Нефтегазовый рынок замер в ожидании решения проблемы с НАК "Нафтогазом". Вопреки прежним заявлениям премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и председателя правления компании Олега Дубины о том, что они не допустят дефолта компании, фактически он уже наступил. Хотя держатели еврооблигаций "Нафтогаза" предварительно и согласились обменять свои бумаги на новые с погашением в 2014 году, окончательное решение будет принято в ближайшие дни на собрании держателей евробондов.

Газовый штрафник

Этот год можно смело назвать самым тяжелым для НАК "Нафтогаз" за все время существования компании. Проблем у компании было больше, чем кто-либо мог себе представить: "газовая война", которую с трудом удалось прекратить, и, к сожалению, не в пользу Украины; постоянное изменение цен; снижение потребления объемов газа потребителями; огромные долговые обязательства, требующие немедленного погашения. Правительство прилагало максимум усилий, чтобы решить все эти неурядицы, возникшие, кстати, из-за его же ошибок. К примеру, одну из последних проблем – штрафные санкции со стороны "Газпрома" вследствие недобора объемов газа, которые могли достигнуть 5 млрд долларов, – удалось решить буквально на днях. Однако новые обстоятельства в скором времени угрожают Украине все же попасть под эти санкции.

Как известно, 1 сентября премьер-министры обеих стран достигли договоренностей о том, что "Газпром" не будет применять штрафные санкции относительно недобора объемов газа НАК "Нафтогаз". Об этом на днях еще раз заявил официальный представитель российской компании Сергей Куприянов. Таким образом, Украина в этом году потребит всего лишь 33 млрд кубометров вместо оговоренных ранее 40 млрд кубометров. Однако, по словам Куприянова, "Газпром" не намерен вносить какие-либо другие изменения в газовые контракты с Украиной. Кроме того, он подчеркнул, что цена на газ в третьем квартале текущего года и в будущем году будет определяться по существующей формуле.

По расчетам Секретариата Президента, эта цифра будет составлять 300 долларов за тысячу кубометров газа, вследствие чего НАК "Нафтогаз" закончит год с убытком. Казалось бы, проблема со штрафными санкциями решена в пользу Украины, однако вскоре выяснилось, что помимо украинской компании недобор газа существует еще у ряда европейских контрагентов "Газпрома". В частности, итальянская ENI, сократившая в первом полугодии закупки газа на 34%, до 8,2 млрд кубометров, немецкий E.ON, сокративший закупки на 44%, до 12,2 млрд кубометров, турецкая Botas, а также ряд других европейских компаний должны выплатить неустойку российскому газовому монополисту в размере 2,8 млрд долларов.

В целом в первой половине 2009 года экспорт российского газа в Западную Европу сократился примерно на 30% по сравнению с тем же периодом 2008 году, составив 46 млрд кубометров. Все перечисленные компании также работают с "Газпромом" по принципу take or pay ("бери или плати"). Однако пример Украины, которой удалось избежать штрафных санкций, подтолкнул европейские компании к тому, что они на данный момент также отказываются платить штрафные санкции. Кроме того, турецкая компания Botas планирует провести переговоры с Россией о смягчении условий поставок газа. Сергей Куприянов отказался комментировать ситуацию по этому поводу. Удастся ли европейским странам избежать взыскания – покажет время. Однако следует отметить, что Россия в этом году также снизила объемы закупок туркменского газа, при этом ей удалось избежать штрафных санкций со стороны Туркменистана.

По мнению экспертов, европейцам все же стоит ожидать снисхождения со стороны "Газпрома", так как из-за жестких условий контракта они на сегодняшний день терпят огромные убытки. И подобные штрафные санкции со стороны российского газового монополиста угрожают "Газпрому" остаться без крупных европейских потребителей. К слову, на европейских фондовых биржах сегодня цена на газ вдвое ниже стоимости российского газа. Поэтому перед "Газпромом" возник сложный выбор: отказаться от 2,8 млрд долларов (а вместе с Украиной сумма достигает 7,8 млрд долларов) или накалить отношения с контрагентами. Какой из вариантов выберет "Газпром", станет известно в ближайшем будущем, но ясно одно: стоит взыскивать штрафы или со всех контрагентов, или всем прощать долги.

Ограниченный дефолт

Однако более актуальной на сегодняшний день является вторая проблема НАК "Нафтогаза" – погашение евробондов на сумму 500 млн долларов. Менеджмент НАК "Нафтогаза" и правительство делают ударение на том, что они в условиях кризиса решают проблемы своих предшественников. Как заявляют в компании, выпуск еврооблигаций проводился в то время, когда финансовая ситуация к этому не обязывала. Несмотря на все это, правительство не намерено допустить дефолта компании. "Сегодня я как премьер-министр занимаюсь реструктуризацией этого долга, чтобы спасти НАК "Нафтогаз" и Украину. И скажу вам – дефолт мы никогда не допустим, мы реструктуризируем этот долг и покажем, как нужно правильно работать, и больше страна таких долгов брать не будет, – отметила Юлия Тимошенко. – И мы сегодня как власть и как правительство разгребаем эти долги, мы договорились со всеми компаниями, что будем постепенно, по графику погашать долги".

С момента официального предложения кредиторам по реструктуризации долгов НАК "Нафтогаз" прошло уже 11 дней. За это время руководству компании удалось добиться предварительного согласия кредиторов на реструктуризацию. "Мы проводим встречи с нашими кредиторами, и я имею уверенность, что наше предложение будет принято. От некоторых банков мы уже имеем позитивные обращения. Поэтому я думаю, что все будет хорошо", – заявил председатель НАК "Нафтогаз" Олег Дубина.

Некоторые иностранные банки уже подтвердили слова Дубины о том, что они согласны на реструктуризацию задолженности. По условиям реструктуризации, кредиторы должны обменять старые евробонды на новые с погашением в 2014 году, при этом процентная ставка возрастает с 8,125% до 9,5% годовых. Кроме того, владельцам евробондов на сумму 500 млн долларов будут выплачены проценты. Большинство экспертов на тот момент склонялись к мнению, что НАК "Нафтогазу" не удастся убедить кредиторов пойти на это, а компании будет объявлен дефолт. В принципе, на данный момент предварительное согласие на реструктуризацию в любой момент может измениться в противоположную сторону.

Компания заверяет о намерении выполнять свои основные обязательства в полном объеме и предлагает обменять существующие бумаги на новые по номиналу с условием, что держатели евробондов, согласившиеся на реструктуризацию до 8 октября, смогут обменять 100% долга. На втором этапе реструктуризации до 15 октября обмен будет осуществляться с коэффициентом 0,95. Будут ли приняты такие условия, будет решено 9 октября на собрании держателей еврооблигаций.

Кроме того, по информации Олега Дубины, НАК "Нафтогазу" также удалось достигнуть предварительного согласия на реструктуризацию остальных кредитов: Depha Bank на сумму 220 млн долларов, Credit Suisse – на 550 млн долларов, Deutsche Bank – на 395,2 млн долларов. Эту информацию на прошлой неделе подтвердили представители банков.

Тем временем на прошлой неделе украинская компания приступила к выплате процентов по евробондам. "Сегодня в течение дня купон будет выплачен, но это не те 500 млн долларов по евробондам, о которых говорили ранее", – сообщил министр топлива и энергетики Юрий Продан.

Между тем, после того как 30 сентября Люксембургская биржа провела делистинг еврооблигаций НАК "Нафтогаз", международное рейтинговое агентство Fitch снизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте НАК "Нафтогаз Украины" с С до RD (ограниченный дефолт) и поместило их в список Rating Watch с пометкой "Развивающийся".

Агентство также подтвердило приоритетный необеспеченный рейтинг еврооблигаций компании на сумму 500 млн долларов на уровне C. Рейтинг возвратности активов по еврооблигациям НАК находится на уровне RR4. По словам экспертов, после того как украинская компания не выплатила долги, ей можно объявлять дефолт. Однако юридически это произойдет в том случае, если в ближайшие несколько дней держатели евробондов передумают идти на реструктуризацию задолженности. Как бы там ни было, однако доверие кредиторов к НАК "Нафтогаз" существенно пошатнулось. И государственные гарантии не смогут повлиять на то, что будущие кредиты, несмотря на заявления Юлии Тимошенко больше не залазить в долги, для компании и страны в целом не подорожают.

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!