Подробнее Запомнить город


Дефолт года

06.10.09
размер текста:

Нефтегазовый рынок замер в ожидании решения проблемы с НАК "Нафтогазом". Вопреки прежним заявлениям премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и председателя правления компании Олега Дубины о том, что они не допустят дефолта компании, фактически он уже наступил. Хотя держатели еврооблигаций "Нафтогаза" предварительно и согласились обменять свои бумаги на новые с погашением в 2014 году, окончательное решение будет принято в ближайшие дни на собрании держателей евробондов.

Газовый штрафник

Этот год можно смело назвать самым тяжелым для НАК "Нафтогаз" за все время существования компании. Проблем у компании было больше, чем кто-либо мог себе представить: "газовая война", которую с трудом удалось прекратить, и, к сожалению, не в пользу Украины; постоянное изменение цен; снижение потребления объемов газа потребителями; огромные долговые обязательства, требующие немедленного погашения. Правительство прилагало максимум усилий, чтобы решить все эти неурядицы, возникшие, кстати, из-за его же ошибок. К примеру, одну из последних проблем – штрафные санкции со стороны "Газпрома" вследствие недобора объемов газа, которые могли достигнуть 5 млрд долларов, – удалось решить буквально на днях. Однако новые обстоятельства в скором времени угрожают Украине все же попасть под эти санкции.

Как известно, 1 сентября премьер-министры обеих стран достигли договоренностей о том, что "Газпром" не будет применять штрафные санкции относительно недобора объемов газа НАК "Нафтогаз". Об этом на днях еще раз заявил официальный представитель российской компании Сергей Куприянов. Таким образом, Украина в этом году потребит всего лишь 33 млрд кубометров вместо оговоренных ранее 40 млрд кубометров. Однако, по словам Куприянова, "Газпром" не намерен вносить какие-либо другие изменения в газовые контракты с Украиной. Кроме того, он подчеркнул, что цена на газ в третьем квартале текущего года и в будущем году будет определяться по существующей формуле.

По расчетам Секретариата Президента, эта цифра будет составлять 300 долларов за тысячу кубометров газа, вследствие чего НАК "Нафтогаз" закончит год с убытком. Казалось бы, проблема со штрафными санкциями решена в пользу Украины, однако вскоре выяснилось, что помимо украинской компании недобор газа существует еще у ряда европейских контрагентов "Газпрома". В частности, итальянская ENI, сократившая в первом полугодии закупки газа на 34%, до 8,2 млрд кубометров, немецкий E.ON, сокративший закупки на 44%, до 12,2 млрд кубометров, турецкая Botas, а также ряд других европейских компаний должны выплатить неустойку российскому газовому монополисту в размере 2,8 млрд долларов.

В целом в первой половине 2009 года экспорт российского газа в Западную Европу сократился примерно на 30% по сравнению с тем же периодом 2008 году, составив 46 млрд кубометров. Все перечисленные компании также работают с "Газпромом" по принципу take or pay ("бери или плати"). Однако пример Украины, которой удалось избежать штрафных санкций, подтолкнул европейские компании к тому, что они на данный момент также отказываются платить штрафные санкции. Кроме того, турецкая компания Botas планирует провести переговоры с Россией о смягчении условий поставок газа. Сергей Куприянов отказался комментировать ситуацию по этому поводу. Удастся ли европейским странам избежать взыскания – покажет время. Однако следует отметить, что Россия в этом году также снизила объемы закупок туркменского газа, при этом ей удалось избежать штрафных санкций со стороны Туркменистана.

По мнению экспертов, европейцам все же стоит ожидать снисхождения со стороны "Газпрома", так как из-за жестких условий контракта они на сегодняшний день терпят огромные убытки. И подобные штрафные санкции со стороны российского газового монополиста угрожают "Газпрому" остаться без крупных европейских потребителей. К слову, на европейских фондовых биржах сегодня цена на газ вдвое ниже стоимости российского газа. Поэтому перед "Газпромом" возник сложный выбор: отказаться от 2,8 млрд долларов (а вместе с Украиной сумма достигает 7,8 млрд долларов) или накалить отношения с контрагентами. Какой из вариантов выберет "Газпром", станет известно в ближайшем будущем, но ясно одно: стоит взыскивать штрафы или со всех контрагентов, или всем прощать долги.

Ограниченный дефолт

Однако более актуальной на сегодняшний день является вторая проблема НАК "Нафтогаза" – погашение евробондов на сумму 500 млн долларов. Менеджмент НАК "Нафтогаза" и правительство делают ударение на том, что они в условиях кризиса решают проблемы своих предшественников. Как заявляют в компании, выпуск еврооблигаций проводился в то время, когда финансовая ситуация к этому не обязывала. Несмотря на все это, правительство не намерено допустить дефолта компании. "Сегодня я как премьер-министр занимаюсь реструктуризацией этого долга, чтобы спасти НАК "Нафтогаз" и Украину. И скажу вам – дефолт мы никогда не допустим, мы реструктуризируем этот долг и покажем, как нужно правильно работать, и больше страна таких долгов брать не будет, – отметила Юлия Тимошенко. – И мы сегодня как власть и как правительство разгребаем эти долги, мы договорились со всеми компаниями, что будем постепенно, по графику погашать долги".

С момента официального предложения кредиторам по реструктуризации долгов НАК "Нафтогаз" прошло уже 11 дней. За это время руководству компании удалось добиться предварительного согласия кредиторов на реструктуризацию. "Мы проводим встречи с нашими кредиторами, и я имею уверенность, что наше предложение будет принято. От некоторых банков мы уже имеем позитивные обращения. Поэтому я думаю, что все будет хорошо", – заявил председатель НАК "Нафтогаз" Олег Дубина.

Некоторые иностранные банки уже подтвердили слова Дубины о том, что они согласны на реструктуризацию задолженности. По условиям реструктуризации, кредиторы должны обменять старые евробонды на новые с погашением в 2014 году, при этом процентная ставка возрастает с 8,125% до 9,5% годовых. Кроме того, владельцам евробондов на сумму 500 млн долларов будут выплачены проценты. Большинство экспертов на тот момент склонялись к мнению, что НАК "Нафтогазу" не удастся убедить кредиторов пойти на это, а компании будет объявлен дефолт. В принципе, на данный момент предварительное согласие на реструктуризацию в любой момент может измениться в противоположную сторону.

Компания заверяет о намерении выполнять свои основные обязательства в полном объеме и предлагает обменять существующие бумаги на новые по номиналу с условием, что держатели евробондов, согласившиеся на реструктуризацию до 8 октября, смогут обменять 100% долга. На втором этапе реструктуризации до 15 октября обмен будет осуществляться с коэффициентом 0,95. Будут ли приняты такие условия, будет решено 9 октября на собрании держателей еврооблигаций.

Кроме того, по информации Олега Дубины, НАК "Нафтогазу" также удалось достигнуть предварительного согласия на реструктуризацию остальных кредитов: Depha Bank на сумму 220 млн долларов, Credit Suisse – на 550 млн долларов, Deutsche Bank – на 395,2 млн долларов. Эту информацию на прошлой неделе подтвердили представители банков.

Тем временем на прошлой неделе украинская компания приступила к выплате процентов по евробондам. "Сегодня в течение дня купон будет выплачен, но это не те 500 млн долларов по евробондам, о которых говорили ранее", – сообщил министр топлива и энергетики Юрий Продан.

Между тем, после того как 30 сентября Люксембургская биржа провела делистинг еврооблигаций НАК "Нафтогаз", международное рейтинговое агентство Fitch снизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте НАК "Нафтогаз Украины" с С до RD (ограниченный дефолт) и поместило их в список Rating Watch с пометкой "Развивающийся".

Агентство также подтвердило приоритетный необеспеченный рейтинг еврооблигаций компании на сумму 500 млн долларов на уровне C. Рейтинг возвратности активов по еврооблигациям НАК находится на уровне RR4. По словам экспертов, после того как украинская компания не выплатила долги, ей можно объявлять дефолт. Однако юридически это произойдет в том случае, если в ближайшие несколько дней держатели евробондов передумают идти на реструктуризацию задолженности. Как бы там ни было, однако доверие кредиторов к НАК "Нафтогаз" существенно пошатнулось. И государственные гарантии не смогут повлиять на то, что будущие кредиты, несмотря на заявления Юлии Тимошенко больше не залазить в долги, для компании и страны в целом не подорожают.

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!