Подробнее Запомнить город


Импорт: в предчувствии прилива

06.10.09
размер текста:

Импорт металлопродукции в Украину то растет, то падает. Но если к концу кризиса отечественные металлурги не смогут поддерживать должное качество продукции, то постепенно проиграют внутренний рынок импортерам.

По данным центра "Укрпромвнешэкспертиза", в августе импорт металлопродукции в Украину продолжал снижаться: "минус"13,5% (12,2 тыс. т) к июлю. А за 8 месяцев 2009 г. сокращение составило 63,6%. Самый значительный спад поставок в годовом сравнении, как и ранее, отмечается по листовой продукции (горячекатаной – на 87,5%, холоднокатаной – на 67,8%, оцинкованной – на 51,8%) и по фасонному прокату (уголка – на 85,1%, швеллера – на 84,3%, балки – на 72,1%). Тогда как в сегменте сортового проката, по данным центра, уменьшение не так значительно: арматура – "минус" 33,8%, катанка – на 35,3%, круг – на 29,3%.

Основным импортером с начала года стала трубная подотрасль, нарастившая свою долю в отраслевой структуре ввоза металлопродукции с 28,9% в 2008 г. до 42,1% в 2009 г. В то же время металлоторговые компании свою долю продолжают снижать (с 33,5% до 22,2%).

Структурный анализ

По оценкам источников в Украинской горно-металлургической компании, кроме резко упавшего спроса, на импорт негативно влияет нестабильность курса основных валют. При падении гривны ценовая конкурентоспособность импортной продукции снижается, при росте – наоборот. Внутренний рынок, который и до кризиса не превышал 20% национального производства (или 8-9 млн т по всему спектру сортамента), в этом году еще больше сократился, до 13-14% от собственного выпуска металлопродукции или на 43% к январю-августу 2008 г., до 3,643 млн т. Спрос упал со стороны обеих главных потребляющих отраслей: и строительства, и машиностроения. И, скорее всего, не начнет восстанавливаться до 2010 г.

С другой стороны, потребление достигло некоего дна спада и сильно снижаться уже не будет. И если в августе отмечено снижение импорта, то месяцем ранее, в июле, он вырос. В целом такие колебания говорят о сохраняющейся нестабильности спроса. Кстати, августовское сокращение поставок во многом связано с временным насыщением складов у трейдеров и покупателей, тогда как в целом сезонный спрос оставался достаточно активным. При этом в денежном выражении, по предварительным данным Кабмина, импорт плоского проката в августе сократился на 15,5-16%, до уровня 40 млн долл., длинномерного – на 9%, до 8 млн долл.

Что касается структуры импорта к началу осени, то в ней преобладал плоский прокат с покрытием, на который пришлось 27-28% всего завезенного тоннажа (по всей группе 72 "Черные металлы" УКТ ВЭД, включая и сырьевые материалы). По сведениям центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), 19% от общего импортного объема по группе составили полуфабрикаты (круглая заготовка из углеродистой стали), 14,4% – горячекатаный плоский прокат, 4,5% – круглая заготовка из легированной стали. Во многом завозится продукция, которая не выпускается в Украине. Например, прокат с полимерным покрытием. А оцинковка, практически монопольно изготовляемая принадлежащим Владимиру Бойко Мариупольским меткомбинатом им. Ильича, на украинском рынке считается некачественной. И даже внутренние заказчики нередко предпочитают аналоги из России, Южной Кореи и Европы.

Качество все важнее


Впрочем, с началом кризиса резко активизировался и ввоз продукции, похожей на уже производимую в Украине. Причина – особо сложная ситуация в отечественной черной металлургии (по сравнению с той же российской). Так, летом удавалось удерживать себестоимость выплавки стали в Украине на уровне 270-280 долл./т. Это стало одним из лучших показателей в мире. Успешнее в этой части работают только металлурги РФ: 220-230 долл./т, но, прежде всего, за счет дешевого газа. К осени "дублирующий" импорт стал понемногу спадать, констатируют в ДЗИ.

Таким образом, несмотря ни на что, отечественный металл остается конкурентоспособным и на внешнем, и на внутреннем рынке. До последнего времени главным фактором конкурентоспособности была цена. Однако уже в ближайшие годы даже крупнейшие украинские металлургические холдинги могут заметно отстать от конкурентов по качеству. Так как у "наших" олигархов возможности по реконструкции мощностей все же на порядок меньше, а это сегодня является главным условием поддержки качества металлопродукции на актуальном уровне. Несмотря на кризис, те же российские метгруппы стараются продолжать реконструкционные работы. В Украине же практически все проекты заморожены. Исключение составляют разве что "АрселорМиттал Кривой Рог" и "Метинвест", но и у них работы идут по минимуму. А, к примеру, Индустриальный союз Донбасса или ММК Ильича даже реализацию проектов, профинансированных до кризиса, продолжают с трудом.

Такая ситуация может привести к тому, что в 2010-2011 гг., на выходе из кризиса, метзаводы Украины только начнут возобновлять важные модернизации. В то время как в России или Китае работы уже будут завершены и качество продукции улучшено. Следствие – сужение для отечественных поставок не только экспортного, но и "родного" внутреннего рынка. До кризиса значение качества для украинских потребителей постепенно росло, продолжится это смещение и после стабилизации. Кроме уже приведенного примера с оцинковкой, ведущие стройкомпании в 2007-2008 гг. все активнее потребляли более качественный прокат строительного сортамента (турецкого, российского и др. происхождения).

Хотя для полноты картины отметим, что за внутренними производителями всегда останутся такие преимущества, как сроки поставки. А также – знание специфики конкретных потребителей и нюансов местного спроса в целом.

Цифры и прогнозы

Если же говорить об актуальных ценах на импорт, то плоский прокат при поставках в Украину в сентябре немного подорожал (данные ДЗИ). Так, "Северсталь" предлагала горячекатаный рулон 1,5-16 мм по 515-560 долл./т DAF, холоднокатаный прокат – по 630-650 долл./т DAF. Сильнее всего повысилась в цене оцинковка: все та же "Северсталь" продает на отечественном рынке рулон по 870-970 долл./т DAF (в зависимости от плотности покрытия). На 40 долл./т подорожала и оцинкованная металлопродукция комбината "АрселорМиттал Темиртау" (Казахстан).

Подорожал и длинномерный прокат. По обобщенной информации экспертов, к концу сентября цены на импортную арматуру достигли 4850-4900 долл./т, катанку и уголок – 4900-4950 долл./т, швеллер – 5000 долл./т, балку – 5400-5500 долл./т. Несмотря на сезонное ослабление спроса, в октябре ожидается дальнейшее подорожание. Как и сентябрьское, оно будет вызвано общемировым трендом некоторого ценового подъема.

В то же время слабый курс гривны относительно основных западных валют по-прежнему сдерживает конкурентоспособность импорта на украинском рынке (также как и продолжающийся острый дефицит оборотных средств на закупки). Поэтому по итогам сентября прогнозируется некоторое снижение ввоза металлопродукции в страну до уровня 100-105 тыс. т в тоннаже, а также на 2-3 млн долл. в "деньгах", до 100-103 млн долл.

До конца года металлоимпорт также будет колебаться вокруг данного уровня. Вероятно, к зиме некоторое сезонное сокращение все же произойдет на фоне общего спада потребления металлопродукции в холодный период года. А к весне, одновременно с ожидаемым началом общей стабилизации в мировой экономике, поставки металла в Украину снова начнут расти. И шаг за шагом выходить на докризисный уровень.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
18:17 | 12.10.2009
Вася
Статью писал дебил, не понимающий, что он пишет: " По обобщенной информации экспертов, к концу сентября цены на импортную арматуру достигли 4850-4900 долл./т, катанку и уголок – 4900-4950 долл./т, швеллер – 5000 долл./т, балку – 5400-5500 долл./т" - это что же - армактура дороже золота????? Как задрали эти недоучки. Потому Украина и ж*пе.

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!