Подробнее Запомнить город


Импорт: в предчувствии прилива

06.10.09
размер текста:

Импорт металлопродукции в Украину то растет, то падает. Но если к концу кризиса отечественные металлурги не смогут поддерживать должное качество продукции, то постепенно проиграют внутренний рынок импортерам.

По данным центра "Укрпромвнешэкспертиза", в августе импорт металлопродукции в Украину продолжал снижаться: "минус"13,5% (12,2 тыс. т) к июлю. А за 8 месяцев 2009 г. сокращение составило 63,6%. Самый значительный спад поставок в годовом сравнении, как и ранее, отмечается по листовой продукции (горячекатаной – на 87,5%, холоднокатаной – на 67,8%, оцинкованной – на 51,8%) и по фасонному прокату (уголка – на 85,1%, швеллера – на 84,3%, балки – на 72,1%). Тогда как в сегменте сортового проката, по данным центра, уменьшение не так значительно: арматура – "минус" 33,8%, катанка – на 35,3%, круг – на 29,3%.

Основным импортером с начала года стала трубная подотрасль, нарастившая свою долю в отраслевой структуре ввоза металлопродукции с 28,9% в 2008 г. до 42,1% в 2009 г. В то же время металлоторговые компании свою долю продолжают снижать (с 33,5% до 22,2%).

Структурный анализ

По оценкам источников в Украинской горно-металлургической компании, кроме резко упавшего спроса, на импорт негативно влияет нестабильность курса основных валют. При падении гривны ценовая конкурентоспособность импортной продукции снижается, при росте – наоборот. Внутренний рынок, который и до кризиса не превышал 20% национального производства (или 8-9 млн т по всему спектру сортамента), в этом году еще больше сократился, до 13-14% от собственного выпуска металлопродукции или на 43% к январю-августу 2008 г., до 3,643 млн т. Спрос упал со стороны обеих главных потребляющих отраслей: и строительства, и машиностроения. И, скорее всего, не начнет восстанавливаться до 2010 г.

С другой стороны, потребление достигло некоего дна спада и сильно снижаться уже не будет. И если в августе отмечено снижение импорта, то месяцем ранее, в июле, он вырос. В целом такие колебания говорят о сохраняющейся нестабильности спроса. Кстати, августовское сокращение поставок во многом связано с временным насыщением складов у трейдеров и покупателей, тогда как в целом сезонный спрос оставался достаточно активным. При этом в денежном выражении, по предварительным данным Кабмина, импорт плоского проката в августе сократился на 15,5-16%, до уровня 40 млн долл., длинномерного – на 9%, до 8 млн долл.

Что касается структуры импорта к началу осени, то в ней преобладал плоский прокат с покрытием, на который пришлось 27-28% всего завезенного тоннажа (по всей группе 72 "Черные металлы" УКТ ВЭД, включая и сырьевые материалы). По сведениям центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), 19% от общего импортного объема по группе составили полуфабрикаты (круглая заготовка из углеродистой стали), 14,4% – горячекатаный плоский прокат, 4,5% – круглая заготовка из легированной стали. Во многом завозится продукция, которая не выпускается в Украине. Например, прокат с полимерным покрытием. А оцинковка, практически монопольно изготовляемая принадлежащим Владимиру Бойко Мариупольским меткомбинатом им. Ильича, на украинском рынке считается некачественной. И даже внутренние заказчики нередко предпочитают аналоги из России, Южной Кореи и Европы.

Качество все важнее


Впрочем, с началом кризиса резко активизировался и ввоз продукции, похожей на уже производимую в Украине. Причина – особо сложная ситуация в отечественной черной металлургии (по сравнению с той же российской). Так, летом удавалось удерживать себестоимость выплавки стали в Украине на уровне 270-280 долл./т. Это стало одним из лучших показателей в мире. Успешнее в этой части работают только металлурги РФ: 220-230 долл./т, но, прежде всего, за счет дешевого газа. К осени "дублирующий" импорт стал понемногу спадать, констатируют в ДЗИ.

Таким образом, несмотря ни на что, отечественный металл остается конкурентоспособным и на внешнем, и на внутреннем рынке. До последнего времени главным фактором конкурентоспособности была цена. Однако уже в ближайшие годы даже крупнейшие украинские металлургические холдинги могут заметно отстать от конкурентов по качеству. Так как у "наших" олигархов возможности по реконструкции мощностей все же на порядок меньше, а это сегодня является главным условием поддержки качества металлопродукции на актуальном уровне. Несмотря на кризис, те же российские метгруппы стараются продолжать реконструкционные работы. В Украине же практически все проекты заморожены. Исключение составляют разве что "АрселорМиттал Кривой Рог" и "Метинвест", но и у них работы идут по минимуму. А, к примеру, Индустриальный союз Донбасса или ММК Ильича даже реализацию проектов, профинансированных до кризиса, продолжают с трудом.

Такая ситуация может привести к тому, что в 2010-2011 гг., на выходе из кризиса, метзаводы Украины только начнут возобновлять важные модернизации. В то время как в России или Китае работы уже будут завершены и качество продукции улучшено. Следствие – сужение для отечественных поставок не только экспортного, но и "родного" внутреннего рынка. До кризиса значение качества для украинских потребителей постепенно росло, продолжится это смещение и после стабилизации. Кроме уже приведенного примера с оцинковкой, ведущие стройкомпании в 2007-2008 гг. все активнее потребляли более качественный прокат строительного сортамента (турецкого, российского и др. происхождения).

Хотя для полноты картины отметим, что за внутренними производителями всегда останутся такие преимущества, как сроки поставки. А также – знание специфики конкретных потребителей и нюансов местного спроса в целом.

Цифры и прогнозы

Если же говорить об актуальных ценах на импорт, то плоский прокат при поставках в Украину в сентябре немного подорожал (данные ДЗИ). Так, "Северсталь" предлагала горячекатаный рулон 1,5-16 мм по 515-560 долл./т DAF, холоднокатаный прокат – по 630-650 долл./т DAF. Сильнее всего повысилась в цене оцинковка: все та же "Северсталь" продает на отечественном рынке рулон по 870-970 долл./т DAF (в зависимости от плотности покрытия). На 40 долл./т подорожала и оцинкованная металлопродукция комбината "АрселорМиттал Темиртау" (Казахстан).

Подорожал и длинномерный прокат. По обобщенной информации экспертов, к концу сентября цены на импортную арматуру достигли 4850-4900 долл./т, катанку и уголок – 4900-4950 долл./т, швеллер – 5000 долл./т, балку – 5400-5500 долл./т. Несмотря на сезонное ослабление спроса, в октябре ожидается дальнейшее подорожание. Как и сентябрьское, оно будет вызвано общемировым трендом некоторого ценового подъема.

В то же время слабый курс гривны относительно основных западных валют по-прежнему сдерживает конкурентоспособность импорта на украинском рынке (также как и продолжающийся острый дефицит оборотных средств на закупки). Поэтому по итогам сентября прогнозируется некоторое снижение ввоза металлопродукции в страну до уровня 100-105 тыс. т в тоннаже, а также на 2-3 млн долл. в "деньгах", до 100-103 млн долл.

До конца года металлоимпорт также будет колебаться вокруг данного уровня. Вероятно, к зиме некоторое сезонное сокращение все же произойдет на фоне общего спада потребления металлопродукции в холодный период года. А к весне, одновременно с ожидаемым началом общей стабилизации в мировой экономике, поставки металла в Украину снова начнут расти. И шаг за шагом выходить на докризисный уровень.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!