Подробнее Запомнить город


Укрзализныцю разобрали по винтикам

12.07.21
размер текста:

"Укрзализныця" является крупнейшим работодателем страны, но при этом не самым крупным плательщиком налогов и далеко не самым прибыльным предприятием. За прошлый год "Укрзализныця" понесла более 12 млрд грн убытков. В парламенте даже создали временную следственную комиссию (ВСК) для проверки и оценки состояния компании. Недавно она обнародовала промежуточные итоги своей работы. По словам главы комиссии Юлии Гришиной, сейчас ситуация с УЗ близка к катастрофе. Давайте просмотрим почему.

Портрет упадка

Первое, что бросается в глаза, – "Укрзализныце" не удается остановить падение объемов перевозок. И если в грузовом сегменте это падение носит плавный характер: -11,7% за период с 2015 по 2020 гг., то с пассажирскими перевозками – полный провал. За прошлый год они рухнули на 64,3% в целом и на 52% в пригородном сообщении. По прогнозам парламентских экспертов, исправить положение в 2021 г. уже не получится. Как следствие, часть грузоотправителей и пассажиров переходит на автомобильный транспорт, что создает дополнительную нагрузку на дороги и экологию. Утечка клиентов ведет не только к потере доходов, но и к утечке кадров.

По данным Юлии Гришиной, за последние несколько лет с УЗ уволилось 169 тыс. квалифицированных сотрудников – 55% от общего количества. На место уволенных принято 112 тыс. человек, но из них только 2,5 тыс. прошли обучение. Не удивительно, что дефицит рабочих для обслуживания путей и стрелок составляет 35%, для формирования поездов и их обслуживания – около 33%, для подготовки маршрутов и энергообеспечения – почти 50%. Многие железнодорожники все еще получают зарплату на уровне 5 тыс. в месяц. А в то же время каждый из членов наблюдательного совета УЗ заработал в среднем 5 млн грн за год.

Еще один вывод комиссии: у "Укрзализныци" остро не хватает средств на модернизацию инфраструктуры. План обновления подвижного состава выполнен лишь на 65%. Около 60% локомотивов и электропоездов технически не пригодны к эксплуатации. И почти все дизель-поезда эксплуатируются с просроченными капитальными ремонтами. Парк пассажирского подвижного состава за последние 5 лет сократился на 20-30%. Капитальный ремонт и реконструкция сегодня необходима более 11 тыс. км железнодорожных путей. Практически речь идет о каждом третьем эксплуатируемом километре. Стоимость активов "Укрзалищныци" за период с 2015-го по 2020 годы обесценилась на 66,7 млрд грн: с 208,9 млрд грн до 142,2 млрд грн.

"Наш анализ показал, что начиная с 2016 года, "Укрзализныця" финансирует ремонты переданных ей основных фондов почти в три раза меньше, чем необходимо", – утверждает Юлия Гришина. Согласно подсчетам ВСК, общая стоимость отложенных ремонтов по компании уже составляет 73,7 млрд грн, что сопоставимо с ее годовым доходом. При этом в финансовом плане на текущий год на ремонты предусмотрено лишь 4,23 млрд грн. Это на 1 миллиард меньше, чем было в 2020-м, и на 10 миллиардов меньше от неотложных потребностей.

Также на "Укрзализныце" регулярно случаются форс-мажоры с нехваткой топлива. Например, по состоянию на 1 июля его запас на складах компании составлял меньше 800 тонн. Этого УЗ хватает примерно на сутки работы. В результате 38 магистральных и 85 маневровых тепловозов были отправлены в резерв из-за отсутствия топлива. Хотя спустя неделю после этого сообщения, компания заявила, что все локомотивы уже в работе, но подобные сбои способны принести ей до 8 млн грн убытков в сутки, не говоря уже о компенсациях за задержку грузов.

Крайняя мера

Еще одну волну критики депутатов вызвала кредитная политика государственных железных дорог. Об этом говорил еще на своей большой майской пресс-конференции президент Владимир Зеленский. По его словам, УЗ привлекала займы на 100-300 млн долл. под 10-12% годовых. Хотя рынок предлагал аналогичные условия под 7-8%. По мнению президента, это стало одной из причин того, что "Укрзализныця" оказалась фактически на грани банкротства. В апреле рейтинговая служба S&P Global Ratings даже снизила кредитный рейтинг УЗ до 'CCC' и поместила его в список Credit Watch с негативным прогнозом. Поскольку существовал серьезный риск, что компания не погасит в мае кредит на 116 млн долл. от "Ощадбанка". Но сторонам удалось договориться об реструктуризации платежей. После этого S&P поменяла рейтинг "Укрзализныци" на позитивный, что позволило ей даже разместить в начале июля еврооблигации на 300 млн при помощи J.P. Morgan и Dragon Capital. И уже под 7,875%.

Привлеченные средства пойдут на рефинансирование уже существующего долга компании. Т. е. это совсем не про модернизацию. Скорее, про продолжение стагнации. К сожалению, и в Министерстве инфраструктуры, и в профильном парламентском комитете выход из кризиса видят практически один – повысить тарифы на грузовые ж/д перевозки и за счет этого найти средства на обновление УЗ. В частности, министр инфраструктуры Александр Кубраков уже озвучил планы поднять с 1 сентября тариф на перевозку грузов первого класса на 8%, а с 1 января – еще на 20,4%. Предлагаемое повышение для грузов второго тарифного класса составит 8% и 6,5% соответственно. Правда, такому решению еще должны предшествовать общественные слушания, которые в правительстве намерены провести очень оперативно. По оценкам министерства, рост тарифов в указанных пределах позволит "Укрзализныце" дополнительно получить 2 млрд грн в текущем году и 10 млрд грн – в следующем.

По словам и. о. главы "Укрзализныци" Ивана Юрика, существующие тарифы не пересматривались с марта 2019 года. За это время значительно возросла стоимость продукции, которую компания использует в своей деятельности. "Мы должны прекратить субсидирование отдельных видов грузов за счет существования низких тарифных классов. Недополученный финансовый ресурс за последние годы, наконец, должен быть направлен на благо компании", – заявил Иван Юрик. В то же время он считает, что это только первый шаг к унификации тарифных ставок. Ведь для компании, по большому счету, нет разницы, что именно везти. От этого не зависят ее расходы, для себестоимости имеют значение только вес, тип вагона и технология маршрута.

Впрочем, расчет УЗ на легкую дополнительную прибыль, скорее всего, себя не оправдает. Это весьма наглядно объяснил на последнем заседании ВСК один из ее членов, народный депутат Константин Бондарев. Согласно его аргументации, без наведения порядка в управлении государственными железными дорогами и без аудита и оптимизации издержек УЗ, сколько тарифы не поднимай – все равно дополнительный доход уйдет в топку. Последствия же роста тарифов могут быть пагубными для всей железнодорожной отрасли.

Как отмечает Константин Бондарев, за 5 последних лет Украина уже потеряла ж/д транзит из-за повышения тарифов. Зарубежные грузоотправители пошли в обход нашей страны, потому что это дешевле. По той же причине многие украинские бизнесы поменяли вектор своей логистики – пересели на автотранспорт. И после намеченного тарифного подъема пересядут еще. Таким образом, "Укрзализныця" если и выиграет в расценках, то потеряет в объемах. Поэтому, как считает депутат, поднимать тарифы – это крайняя мера. Для начала стоили бы попробовать другие средства: сформировать в руководстве АО квалифицированную команду из своих, украинских специалистов; освободить компанию от уплаты земельного налога под железнодорожными путями (а на это уходит примерно 4 млрд грн ежегодно): сбалансировать тарифы на электрическую энергию для "Укрзализныци").

Солидарен в прогнозах с Константином Бондаревым и генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак. По его словам, за последние несколько лет УЗ потеряла 30-40 млн т грузоперевозок. И не из-за экономического спада, а из-за того, что ее потенциальные клиенты выбирают альтернативные виды транспорта. Ведь за тот же период автомобильные перевозки в стране выросли на 20-30%. По сути, клиенты бегут с УЗ. И каждое новое повышение тарифов – это очередная потеря грузопотока, а соответственно и доходов.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.06.21, Ярослав Ярош
В 2021 году наряду с уверенным ростом цен на большинство сырьевых продуктов, вверх рвонули и котировки на ключевые виды энергоносителей – нефть, газ, уголь. К середине года они уже превысили допандемический уровень. И пока не собираются остановиться. Такой рост – хороший сигнал для глобальной экономики, косвенно показывающий, что она идет на поправку, но плохой – для энергозависимых стран.
16.06.21, Василий Январев
Недавняя пролонгация пошлины на металлолом не сдержала его массовый экспорт из Украины. Уже летом металлурги могут столкнуться с дефицитом лома и останавливать сталеплавильные мощности, если власти страны не примут дополнительных мер защиты своих производителей.
28.05.21, Ярослав Ярош
22 мая российское трубоукладочное баржа "Фортуна" вошла в немецкие территориальные воды, чтобы протянуть по дну Балтики последние 28 км второй очереди газопровода "Северный поток". Исходя из средней скорости работы судна (460 м/сутки), можно ожидать, что где-то к середине лета СП-2 будет полностью проложен. Не стоит питать иллюзий: остановить его постройку уже не получится. Украине надо думать над тем, как минимизировать последствия.
12.05.21, Ярослав Ярош
29 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон, снимающий ограничения на продажу объектов большой приватизации в период пандемии. 1 мая закон вступил в силу. Фонд госимущества намерен заработать на этой распродаже 12 млрд грн в текущем году и провести первые аукционы уже летом. Но ожидания и реальность совпадают нечасто. Украинский опыт большой приватизации доказывал это не раз.
23.04.21, Ярослав Ярош
В середине апреля Лакшми Миттал, глава глобального стального холдинга АrcelorMittal, лично приехал в Киев. По итогам визита был подписан меморандум о так называемом "стальном миллиарде". Согласно документу, комбинат "АrcelorMittal Кривой Рог" инвестирует 1 млрд долл. в проекты, направленные на экологизацию своего металлургического цикла. Раньше бывало, что из офиса АМКР звучали декларации и о более крупных суммах. Но эта хотя бы написана пером.
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!