Подробнее Запомнить город


Дефицит бюджета профинансирует бизнес

05.10.09
размер текста:

Для выполнения расходов бюджета в текущем году правительство увеличило налоговый прессинг на потребление, нарастило государственный долг и провело эмиссию денег. Фискальный потенциал этих инструментов уже практически исчерпался, однако Кабмин не собирается сокращать ни социальные, ни капитальные расходы, а поэтому ему придется искать дополнительные источники доходов. Ряд последних решений правительства показывает, что донором бюджета назначен бизнес.

Предвыборный год закономерно обязывал правительство сконцентрировать усилия и ресурсы на поддержании социальной стабильности. Отдавая должное Кабинету министров, стоит отметить, что несмотря на глубокий спад экономики, с этой задачей он справился. По информации Минфина, социальные расходы за семь месяцев текущего года были профинансированы на 100%. Фактическая динамика кассовых расходов госбюджета также подтверждает, что социальные обязательства финансируются удовлетворительно.

Другой вопрос, что цена сохранения социальных стандартов – на докризисном уровне. Это ошибочно отождествляется с сохранением социальной стабильности в стране. Для выполнения взятых обязательств правительство залезло в долги, запустило печатный станок, сократило капитальные инвестиции более чем в два раза (и это притом, что необходимо готовиться к Евро-2012), а также увеличило фискальное давление.

В этом году вразрез нормам действующего Бюджетного кодекса парламент по инициативе КМУ принял 6 законов, которые изменяли нормы налогового законодательства посредине года. В первой половине года было видно, что правительство, в команду которого входит большое количество бизнесменов, решило отказаться от увеличения прямого фискального давления на бизнес, сместив акцент на усиление налоговой нагрузки на потребление. Повысив ставки акцизного сбора на пиво, алкогольные и табачные изделия, горюче-смазочные материалы, импортированные автомобили, а также ставки налога на владельцев транспортных средств с большим объемом двигателя, Кабмин фактически переложил обязательства финансирование социальных программ на более зажиточные слои населения. Очевидно, что вся названная группа подакцизных товаров – это не товары первой необходимости.

Однако вырученных благодаря этому 4 млрд грн. явно недостаточно, когда дефицит бюджета измеряется десятками миллиардов гривен. В связи с этим с середины лета стало отчетливо прослеживаться усиление фискального давления на бизнес. Сначала правительство активно начало бороться с налоговыми долгами. Распоряжением № 837-р "Про додаткові заходи щодо мобілізації доходів бюджету у другому півріччі 2009 року" от 17.07.2009 Кабмин поручил региональным властям и государственным администрациям сформировать специальные комиссии по вопросам погашения налогового долга, на которых регулярно должны заслушиваться отчеты руководителей предприятий-должников. Кроме того, правительство обязало налоговую публиковать перечень субъектов хозяйствования, которые имеют налоговый долг по состоянию на конец последнего отчетного периода, а также установил ежемесячный норматив сокращения налогового долга в размере не менее чем 10% от его общей суммы. При этом в случае невыполнения этого норматива будет инициироваться смена соответствующих руководителей налоговой. Правительство также поручило ГНА подать в КМУ предложения относительно освобождения от должностей руководителей предприятий государственного сектора экономики, которые имеют налоговый долг.

Несмотря на то, что с теоретической точки зрения столь жесткая борьба с налоговыми долгами кажется рациональным и эффективным решением правительства, на практике оно выглядит крайне неоднозначно. На самом деле, те компании, которые сознательно наращивают долг (к примеру, которые участвуют в цепочке по минимизации уплаты НДС), уже давно являются пустышками с минимальными активами, которые невозможно обратить в счет уплаты налоговых платежей. Соответственно, выжать из них долг практически нереально, из-за чего налоговики начнут давить на те компании, которые оказались в числе должников по объективным экономическим причинам. К примеру, многие предприятия ЖКХ или шахты формируют налоговый долг по причине того, что их продукция (услуги) реализуется по цене ниже себестоимости. Стоит также отметить, что в Украине колоссальное количество предприятий, которые априори убыточны, но поддерживаются местными властями, поскольку создают рабочие места. Безусловное выполнение директивы Кабмина приведет к тому, что налоговики фактически удвоят требования к действующим активным предприятиям. Последним придется отдуваться и за себя, и за те фиктивные структуры, с которых ничего не получится стянуть.

Кроме работы с налоговыми долгами, правительство намерено бороться с минимизацией налогообложения. Еще в июле оно приняло Распоряжение № 757-р "Деякі питання адміністрування податків, зборів (обов’язкових платежів)" от 01.07.09 и Распоряжение №838-р "Про врегулювання деяких питань з ПДВ" от 17.07.09. Согласно названным документам, КМУ запретил компаниям использовать просроченные налоговые накладные. Де-юре это разрешается, но предприниматель таким образом попадает в группу риска, что является дополнительным поводом для выездной проверки налоговых органов. Такое решение было принято с тем, чтобы перекрыть одну из популярных схем минимизации уплаты налогов, которая позволяла не только увеличивать объем НДС к возмещению, но и отсрочивать время уплаты налоговых обязательств. К слову, отдельные компании оттягивают обязательства перед налоговой на три года и фактически используют бюджетные деньги в качестве беспроцентного кредита, который к тому же удешевляет инфляция.

Еще одним резонансным нормативно-правовым документом стало Постановление №895 "Про врегулювання деяких питань адміністрування податку на прибуток" от 26.08.2009. Этим документом правительство расширило базу налогообложения налога на прибыль предприятий, запретив при формировании показателей налоговой отчетности из налога на прибыль за 9 месяцев 2009 г. относить к валовым расходам отрицательное значение перерасчета задолженности в иностранной валюте за исключением погашенной части задолженности. Аналогичный подход касается и суммы отрицательного значения, полученной от перерасчета инвалюты, которая учитывается на банковских счетах плательщика или в кассе.

Решение относить к расходам только те убытки, которые предприятие понесло де-факто выглядит достаточно прагматично. Однако названные нормативно-правовые акты вызвали резкий протест со стороны предпринимателей, поскольку не только перекрывали теневые и незаконные механизмы минимизации налогообложения, но и усиливали давление на абсолютно всех налогоплательщиков. После месяца протестов в дело вмешался Президент и приостановил их действие.

Решение главы государства вряд ли можно назвать лучшей альтернативой, тем более что он не предложил взамен других вариантов. Правительство корректировало налоговые нормы без существенного урона честному бизнесу. Среди приемлемых инициатив правительства стоит также назвать разработанный и одобренный проект закона "Про внесення змін до деяких законів стосовно оподаткування похідних цінних паперів (деривативів)", которым оно обязывает плательщиков НДС при операциях с деривативами также уплачивать налог (сейчас эта практика отсутствует). НДС будет взиматься с разницы между ценой покупки и продажи в момент продажи дериватива. При этом в случае получения убытка от продажи дериватива отрицательную сумму НДС нельзя будет включать в налоговый кредит, и, соответственно, компания не сможет претендовать на возмещение налога. Кстати, сейчас финансовые операции даже производственных компаний остаются весьма запутанными. При получении прибыли от операционной деятельности базу налогообложения налога на прибыль часто "съедает" отрицательный результат компании от инвестиционной или финансовой деятельности.

Кроме того, КМУ изучает идею внедрения практики возмещения для заинтересованных субъектов НДС зерном из Аграрного фонда. Таким образом, правительство не только сохраняет кассовую наличку, но и частично решает проблему реализации закупленного зерна у аграриев.

А вот другие инструменты наполнения казны, которые инициирует Кабмин, действительно грозят негативными последствиями для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Во-первых, он продолжает проталкивать законопроект № 5082, который закрепляет практику взыскания авансовых взносов из налога на прибыль предприятий.

Во-вторых, Кабмин решил наполнять бюджет за счет снижения объемов возмещения НДС. С начала этого года отсроченные суммы возмещения НДС достигли 4,9 млрд грн. (возросли с начала года на 64,9%), а общий объем невозмещенного НДС составил 19,3 млрд грн., что на 50,6% больше, чем в начале года. Для сравнения: в 2006-2008 гг. долг ГНА перед экспортерами в среднем составлял 6-7 млрд грн. К слову, в проекте бюджета на следующий год при запланированном росте экспорта на 9,5% объемы возмещения НДС уменьшены почти на 40%, с 36,52 до 20,86 млрд грн.

В-третьих, Кабмин планирует и в дальнейшем повышать ставки отдельных налогов. В частности, правительство выступило с инициативой в очередной раз повысить адвалорную ставку акцизов на сигареты с 20% до 36%. Кроме того, правительство не оставляет надежд ввести налог на недвижимость, а также повысить ставки единого налога.

Таким образом, главным источником ресурсов для бюджета в ближайшей и среднесрочной перспективе станет бизнес. Очевидно, что ситуация не изменится даже при смене власти, поскольку других альтернатив попросту нет. В то же время Кабмину необходимо в большей степени сосредоточиться на расширении базы налогообложения за счет выведения из тени части доходов предприятий, нежели повышать фискальное давление на весь бизнес без разбора.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!