Подробнее Запомнить город


Не будите ломовую лошадь

30.09.09
размер текста:

Спящая в первом полугодии украинская ломозаготовительная отрасль была разбужена громким звоном монет из-за границы. Отечественные торговцы бросили на этот зов все свои резервы. Однако же, если экспорт лома и в следующие месяцы будет сохранять те же темпы, что в июне-сентябре, то возникает реальная опасность оголения внутреннего рынка.

По итогам восьми месяцев 2009 года экспорт металлолома из Украины отставал от прошлогоднего графика на 17,7%. Вместе с тем за сентябрь-декабрь отрасль вполне способна отыграть имеющуюся фору. Вспомним тенденции годичной давности: после августовского пика цены на внешних рынках и объемы экспорта лома из Украины вошли в крутое пике. Если в первой половине 2008 г. среднемесячные объемы вывоза лома из страны равнялись 68-69 тыс. т, то во второй половине года этот показатель упал ниже 40 тыс. т, и в ноябре-декабре экспорт практически угас. Теперь сравним эти данные с динамикой 2009 г. В первом квартале был полный штиль, но во втором повеяло ренессансом: май – вывезено 59 тыс. т лома, июнь – 99,5 тыс. т, июль – 55 тыс. т, август – 68,8 тыс. т. В сентябре, по прогнозам трейдеров, этот показатель должен пересечь рубеж в 100 тыс. т.

Заградительная вывозная пошлина в размере 18 евро за каждую тонну лома уже перестала быть для трейдеров проблемой, поскольку разница цен на внешних и внутреннем рынках компенсировала этот побор. Например, к началу сентября цены на лом в Турции были почти в 2 раза выше, чем в Украине. Невзирая на мировые тенденции, отечественные металлургические предприятия очень неохотно соглашались на повышение закупочных цен (даже если речь шла всего о 50-70 гривнах на тонне), непроизвольно подталкивая ломозаготовителей к поиску счастья за пределами родины. Искать, впрочем, далеко не пришлось. Берег турецкий с радостью принимает металлургическое сырье. В 2009 году примерно две трети экспортных объемов лома Украина отправляет именно в Турцию. Этому способствует и удобная логистика, и достаточно высокая дисциплина расчетов. Второе и третье место в рейтинге покупателей украинского лома занимают соответственно Египет и Молдавия. Но с ними работать уже сложнее. В страну фараонов морской путь в 3 раза длиннее, чем в страну османов, а Молдавский металлургический завод в Рыбнице слишком часто грешит неплатежами.

Украинские сталевары рассчитываются четче, но тут другая проблема – воровство. На некоторых заводах и комбинатах, как рассказывают в Украинской ассоциации вторичных металлов ("УАВтормет"), из каждого вагона пропадает по 3-4 тонны ломовой заготовки. В итоге поставщики несут серьезные убытки. Поэтому даже при равных ценовых параметрах в Украине и за ее пределами ломотрейдерам выгоднее работать с иностранным заказчиком. Во-первых, в условиях нынешней нестабильности гривны комфортнее получать доходы в твердой валюте. Во-вторых, с зарубежных покупателей преимущественно берут предоплату, соотечественники же предпочитают платить постфактум. В-третьих, при отгрузке лома в порт процедура контроля над его качеством не столь скрупулезна, как при поставке на проходную меткомбината. Ну, а если при всем этом стоимость лома на внешних рынках существенно выше, то никакими коврижками его внутри страны не удержать.

Но и отпускать слишком много лома на экспорт тоже не годится. Ведь тогда национальная металлургия почувствует себя обделенной. По данным "УАВтормета", в августе украинскому ГМК отправлено 434 тыс. т лома. На этом фоне 69 тыс. т месячного экспорта как-то даже теряются. Но если посмотреть с другой стороны, то это и есть потери украинского ГМК. Ведь все, что уплывает в Черное море, недополучают отечественные производители. До сих пор баланс внутренних продаж и экспорта лома соблюдал равновесие, но уже в сентябре он начал крениться, а в октябре может быть разрушен при появлении первых признаков ломодефицита.

Для выплавки тонны стали в конвертере необходимо 225-250 кг лома, в мартеновской печи – 400-430 кг, в электроплавильной – 1100 кг лома. Основываясь на таких оптимальных показателях, до кризиса предприятия украинского ГМК принимали около 600 тыс. т металлолома в месяц. В 2009 году Минпромполитики даже не составило общеотраслевого плана заготовки и поставок лома. Но к осени вдруг оказалось, что ситуация не столь уж безнадежна.

Снижение производства стали примерно на 40% в первой половине года позволило металлургическим компаниям обходиться 350-360 тыс. т лома в месяц. Но уже в сентябре металлурги планировали выплавить 2,85 млн т стали, для чего необходимо как минимум 480 тыс. т лома. Серьезную лепту в рост потребления лома внес Донецкий электрометаллургический завод, возобновивший в августе работу под патронатом российской "Альфа-групп". На сентябрь он законтрактовал около 60 тыс. т лома, в октябре намерен выйти на переработку 100 тыс. т. Стабилизировал финансовое положение и его сосед – завод "Донецксталь", уладив отношения с кредиторами. "Днепрспецсталь" в августе увеличила выплавку на 19%, а отгрузку готового проката – на 68%. Оживление основных клиентов внутри страны и породило вспышку спроса, к которому ломозаготовительная отрасль оказалась не готова.

По предварительным прогнозам, объем заготовки лома в 2009 г. составит в Украине 5,5-5,7 млн т, что на 1 млн меньше, чем в 2008 г., и на 2 млн меньше, чем в 2007 г. Нынешние же потребности отечественных металлургов в этом сырье оцениваются примерно в 4,7-4,8 млн т. Исходя из того, что в январе-сентябре за пределы страны около 500 тыс. т лома уже вывезено, в четвертом квартале следует ожидать довольно жесткой конкуренции за ломовые партии между внутренними и внешними покупателями. Не исключено, что с метпредприятий, как бывало в прежние годы, снова пойдут челобитные в правительство с просьбой ограничить вывоз лома из страны. Другое дело, что сделать это сейчас будет труднее. Ведь при вступлении в ВТО Украина взяла на себя обязательства либерализировать экспорт лома. В частности, в 2010 году вывозная пошлина на него должна снизиться с нынешних 18 до 16,4 евро с тонны.

Однако определенные бюрократические барьеры на пути ломового экспорта правительство возвести все же способно. Так, на риски дефицита лома внутри страны уже отреагировало Министерство экономики, издав в конце августа разъяснение, утверждающее, что в случае увеличения отпускной цены в контрактах на вывоз лома в связи с изменением конъюнктуры на мировых рынках такие контракты подлежат перерегистрации. В переводе с "птичьего языка" это означает, что фактически весь массив своих экспортных договоров отечественные ломозаготовители теперь должны нести в Минэкономики на переутверждение. И нетрудно догадаться, что спешить с рассмотрением этих документов чиновники не будут. Таким образом, возведение первой очереди плотины по сдерживанию ломоэкспортного потока правительство взяло на себя.

А тем временем и цены на лом для украинских предприятий подтягиваются к зарубежным. За последний месяц соотношение между ними и так уже достаточно сильно изменилось. По данным "Держзовнишинформа", к концу сентября внутренние цены на лом уже прошли рубеж в 200 долл. (за тонну на условиях СРТ, с НДС). В то же время контракты на октябрьские поставки лома в Турцию держатся в ценовом диапазоне – 315-320 долл./тонну на условиях CFR. Учитывая стоимость фрахта и вывозную пошлину, можно говорить о заметном сближении двух ценовых векторов. В комплексе все это может несколько остудить пыл рвущейся за пределы отечества украинской ломовой лошадки. Но полностью взять ее под узду все равно будет тяжело. С одной стороны, значительная часть экспортных контрактов подписана до конца года, а за их срыв продавцам светят штрафные санкции. С другой стороны, объемы накопленного на складах страны лома сегодня являются самыми низкими за последние 5 лет. Так что украинские металлурги должны быть морально готовыми к тому, что не все их заявки на лом будут безоговорочно выполняться.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!