Подробнее Запомнить город


Покупай американское. Станет ли локализация от Байдена примером для Украины

размер текста:

В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское".

Среди основных положений указа особенно интересны такие.

Увеличивается требование к локальной составляющей, которая нужна, чтобы товар мог считаться американским.

Также расширяются ценовые преференции — сумма, которая может быть переплачена за американский товар по сравнению с импортным, что, конечно, ставит импортную продукцию в крайне неконкурентные условия.

Становится значительно тяжелее предоставлять отказ американским поставщикам товаров, если они конкурируют в процессе публичных закупок с импортными аналогами.

Ответственный федеральный орган отныне будет собирать отчеты об отказе от покупки локальных товаров и выполнения закона «Покупай американское».

Теперь федеральные покупатели будут докладывать профильному ведомству в Администрации, которое имеет право пересматривать результаты закупок и отменять их — такой себе «географический патруль».

Прагматическое, но немыслимое требование для украинских реалий, в которых ее авторов обязательно обвинят в лоббировании интересов всех олигархов вместе взятых.

Все федеральные закупки импортных товаров будут публиковаться на отдельном сайте, чтобы каждый американский поставщик мог предложить альтернативу в виде локального товара.

Готов поспорить, что это превратится в «доску позора» для местных политиков — губернаторов, мэров, глав округов и всех других, кто может выступать заказчиком публичных закупок и занимает выборную должность. Ведь любой конкурент сможет зайти на этот сайт и посмотреть, в заигрывании с какой страной, вопреки интересам американских производителей, можно обвинить действующего чиновника.

Бесценная практика была бы в Украине, особенно учитывая последние кейсы с трамваями и автобусами, приобретенными мэром Киева в Польше и Беларуси (а не в Украине почему-то).

Еще раз закрепляется действие закона Джонса о том, что межпортовое сообщение внутри Америки может осуществляться только судами под американским флагом.

Более легендарного протекционистского закона не найти. Впрочем, тот стимул, который он предоставил американскому судостроению, трудно переоценить. Опять-таки — хрестоматийный пример закрепления принципа «America first».

Федеральные агентства дважды в год должны отчитываться о выполнении закона, в том числе предлагая рекомендации по расширению американских товаров в определенной области.

Агентства в каждом штате должны регулярно мониторить потенциальных американских поставщиков, поощряя их к участию в закупках.

Опять-таки читаешь это — и слезы на глаза наворачиваются от одной только мысли о том, насколько же ревностно у нас разные агентства и даже отдельные члены правительства поддерживают локализацию. Хлебом их не корми, дай только национального производителя поддержать и локализацию похвалить.

Правда, перед этим они потратят все время на то, чтобы рассказать, что этот законопроект «искажает конкуренцию, противоречит нашим обязательствам и вообще эта практика считается дикостью в цивилизованных странах, там уже давно свободный рынок и свободная торговля без ограничений».

Но в конце, конечно, добавят, что национального производителя они всю жизнь поддерживают.

Дополнительно 22 февраля вступает в силу приказ Дональда Трампа, по которому ценовое преимущество на американские товары увеличивается с 20% до 30%.

Ну, тут вообще комментарии излишни.

Каким бы ни был теперь уже «ненавистный» всем прогрессивным демократическим лагерям 45-й президент США, как бы весь американский истеблишмент сейчас в общенациональном порыве не пытался стереть его «legacy» (наследство), но этот приказ никто не трогает. Почему? Ибо «America first».

Также в администрации Джозефа Байдена рассматривают возможность пересмотра иностранных льгот по соглашениям ВТО. Сейчас существует список из 60 стран, на которые не распространяется закон «Покупай американское». В администрации отмечают, что такие льготы должны быть пересмотрены, а сам список — сокращен.

Аплодирую стоя, особенно в свете предстоящего пересмотра Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. Очень хотелось бы верить в то, что в переговорной группе от Украины люди, которые на первое место поставят украинский интерес, а не попытку в очередной раз любой ценой понравиться нашим европейским партнерам и не ссориться с ними из-за «экономических мелочей».

Но и на этом не все! Еще немножко, мои уважаемые ценители безусловной конкуренции ...

Летом Байден защищал 100-day «supply chain review», которым предлагается — внимание — ограничить любой доступ иностранных компаний к закупкам медицинских и других товаров федеральным правительством.

В дальнейшем планируется совершенствовать закон «Покупай американское», закрывая юридические пробелы, которые прежде позволяли его игнорировать.

Ну, просто как мы со своей локализацией, но «нам нельзя», потому что мы больше любим либерализм и конкуренцию, чем американцы.

И напоследок для справки:

Ориентировочно в США тратится $600 млрд на федеральные закупки;. Предварительная оценка торговой палаты указывает, что 97% закупок осуществляются у американских компаний, впрочем, их предприятия расположены преимущественно в других странах. В прошлом году США допустили иностранные компании к участию в 48% закупок (это как раз доля «экстерриториальных американских компаний»), тогда как пять других крупнейших членов ВТО (ЕС, Япония, Южная Корея, Норвегия и Канада) — только до 16%.
США обеспокоены долей иностранных компаний (прежде всего это касается Китая) в оборонных закупках и планируют масштабную реформу в этой сфере (иностранные граждане, имеющие доступ к ограниченной информации оборонных предприятий? — нет, не слышали).

Краткий итог:

«Это нудное и ужасное зрелище. Так развивают экономику в банановых республиках, а не в демократических странах [...]»*, — возможно, Джордж Буш-младший о ситуации с публичными закупками в Украине

Дмитрий Наталуха
Глава Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!