Подробнее Запомнить город


Топливный рынок: пандемия росту не помеха

23.12.20
размер текста:

Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.

Форсаж на "евробляхах"

Главным драйвером украинского топливного рынка директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн считает армию"евробляхеров". Во время онлайн-марафона Petroleum Ukraine 2020 он отметил, что за последние 5 лет в страну въехало порядка 700 тыс. автомобилей по схеме временного ввоза. 80% из них на дизельном топливе, 20% – на бензине. Но последние массово переоборудуются под потребление сжиженного газа.

Этот автопарк нуждается в постоянной подпитке. Даже сейчас, когда поток таких авто перекрыт, те, что уже находятся на территории страны, по разным оценкам, потребляют от 10% до 20% всех нефтепродуктов в Украине. Они же существенно влияют и на балансовое соотношение между основными видами топлив. По состоянию на конец 2020 г. оно таково: более 7,3 млн т приходится на дизтопливо, примерно по 2 млн т – на бензин и СУГ (сжиженный углеводородный газ). Если сравнивать с ситуацией 2013-2014 гг., то потребление газа увеличилось вдвое, дизеля – почти в полтора раза, бензин резко потерял позиции в течение 2013-2015 гг., но после этого спрос на него стабилизировался на уровне плюс-минус 2 млн т в год.

С точки зрения топливных операторов ДТ остается не только самым востребованным, но и самым маржинальном продуктом на рынке. По подсчетам группы "А-95", в 2020 г. на каждом литре дизтоплива розница зарабатывала примерно 20 центов, на бензине – 16, на газе – только 12. В прошлом году цифры были примерно те же. Но тут стоит отметить, что речь идет о "грязной" марже, в которую входят все затраты автозаправочных сетей на поддержание их работы. А они в 2020-м выросли: ничего же не подешевело. Таким образом, если кому-то из топливных трейдеров и удалось заработать больше, чем год назад, то, скорее, за счет объемов продаж, а не за счет торговых наценок. В июле-сентябре текущего года украинские АЗС-сети суммарно продавали в среднем по 400 тыс. т нефтепродуктов в месяц. Таких рекордов розница не видела даже в доCOVIDные времена.

Что касается источников поставок, то существенных изменений, по сравнению с прошлым годом, не произошло. Беларусь сохранила лидерские позиции по поставкам бензинов, Россия – дизельного топлива и сжиженного газа. Так называемая "спецпошлина Геруса" (в размере 4% на российское ДТ и 3% на СУГ) на положение дел почти не повлияла. Поставки из России, как и раньше, покрывают около трети потребностей Украины в нефтепродуктах. По ходу 2020 г. в дизельном сегменте импорт из РФ на несколько пунктов упал, но в газовом удержался. Так что глобально ничего не изменилось. Но Кабмин все-таки продолжил действие упомянутых пошлин и на следующий год. Впрочем, как считают аналитики, ключевое влияние на внутренний рынок нефтепродуктов будут иметь не эти ограничительные меры, а поведение Кременчугского НПЗ (АО "Укртатнафта").

Кременчуг проснулся

Характерной особенностью уходящего года стало довольно серьезное увеличение отечественного производства топлив. По предварительным прогнозам, в общеукраинском потреблении на него придется свыше 2,5 млн т из общих 11 млн т.. Это на 400 тыс. т больше, чем годом ранее. Такого солидного прироста не наблюдалось никогда, начиная с 2015 г. А до 2015-го внутренне производство вообще падало. Случилось, наконец, то, чего ждали годами. Акционеры Кременчугского НПЗ начали инвестировать в модернизацию завода и это сразу же отразилось на его продуктивности. Если в прошлом году завод переработал 2,5 млн т нефти, то в нынешнем вплотную приблизился к 3 млн т. По словам главного технолога НПЗ Юрия Голича, в 2021-м на "Укртатнафте" ожидают увеличения переработки еще на 0,5 млн т, а в течение следующих 5 лет при благоприятных обстоятельствах предприятие вообще может выйти на проектные мощности в 7 млн. т переработанной сырой нефти за год. Как следствие, предложение кременчугского топлива на рынке может увеличиться вдвое. И это повод для грядущего передела рынка (хотя, скорее, в оптовом, чем в розничном сегменте).

Конкурентам "Укртатнафты" бояться еще рано, но волноваться уже можно начинать. Поскольку бизнес-группа Игоря Коломойского сделала несколько реальных шагов для укрепления рыночных позиций Кременчугского НПЗ, в т. ч. и финансовых вливаний. Во-первых, в октябре-2020 на заводе ввели в эксплуатацию новую установку изомеризации мощностью 350 тыс. т в год и стоимостью около 30 млн USD. Как утверждает первый заместитель председателя правления "Укртатнафты" Руслан Ляпка, это самая крупная инвестиция в национальной нефтеперерабатывающей отрасли за последние 30 лет, но она должна окупиться уже через два года. Это произойдет из-за того, что завод полностью откажется от закупки импортного МТБЭ – специальной добавки к высококтановым бензинам. До сих пор на нее тратилось примерно 50 млн долл. в год. Ну, и сами объемы выпуска высокооктана можно будет увеличить.

Во-вторых, "Укртатнафта" планомерно наращивает импорт нефти, понимая, что ресурса из украинских месторождений никак не хватит для качественного прыжка. Сейчас в структуре обеспечения завода сырьем на импортную нефть уже приходится 42%. По данным агентства Argus, за январь-ноябрь "Укртатнафта" получила более 1 млн т нефти с моря, что на 243 тыс. т больше, чем за аналогичный прошлогодний период. В основном импортировалась азербайджанско-туркменская смесь БТД. Но также было ввезено и около 300 тыс. т нефти происхождением из США. И наконец, третий важный технологический успех "Укртатнафты" – существенное сокращение на выходе неприбыльной мазутной фракции. По словам главного технолога Юрия Голича, в текущем году выпуск мазута уменьшился на 40%. Да и то, производили его преимущественно вначале года, а концу этот продукт свели почти к нулю.

Акцизные хороводы

Дополнительным стимулом для «Укртатнафты» может стать перераспределение ставок акцизов на разные виды нефтепродуктов в Украине. Сейчас, например, акциз на сжиженный газ в 4 раза ниже, чем на бензин – 52 евро против 213 евро за 1000 л. Акциз на ДТ находится на среднем уровне – 139,5 за 1000 л. Такая пропорция подогревает потребительский спрос на автогаз и снижает на бензин. Для бизнес-группы Игоря Коломойского это не очень выгодно. Ведь, кроме "Укртатнафты", в ее управлении находится и самая большая в стране АЗС-сеть, состоящая из более 1500 станций. Полностью обеспечить их бензином и дизельным топливом мощности Кременчугского НПЗ позволяют, а вот сжиженный газ приходится завозить, причем все в большем количестве. Импорт же СУГ обходится дороже, чем производство собственных нефтепродуктов, а зарабатываешь на его продаже меньше, чем на бензине или дизеле.

Поэтому еще год назад лоббисты Игоря Коломойского в Верховной Раде подготовили законопроект предлагающий уравнять ставки акцизов на все виды топлива, продающиеся на АЗС. С первого захода инициатива не прошла, но в этом процессе количество попыток не ограничено. По состоянию на декабрь-2020 в парламенте уже было зарегистрировано 4 законопроекта на эту тему. Наиболее компромиссным выглядит вариант, предложенный главой парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андреем Герусом. В его проекте, предлагается уменьшить акциз на бензин с 213,5 до 169,5 евро за 1000 л, акциз на СУГ— поднять вдвое (с 52 евро до 124,5 евро за 1000 л). В то же время на повестке дня остается и законопроект об унификации ставок для всех видов топлива на уровне 139,5 евро/1000 л. Под ним подписалась целая группа депутатов (преимущественно от "Слуги народа") во главе с Алексеем Мовчаном, мажоритарием от Кременчуга. Скорее всего, именно между инициативами Геруса и Мовчана развернется главная борьба в сессионном зале.

Согласно расчетам разработчиков, вследствие повышения акцизов на сжиженный газ розничные цены на него вырастут ориентировочно на 2,5 грн/л. Но прогнозируются и позитивные эффекты – удешевление бензина, рост доходов бюджета (более чем на 4 млрд грн в год) и уменьшение зависимости от импортного газа из России. В авторской группе Мовчана утверждают, что сегодня Украина на 75% зависит от импорта СУГ из РФ, а принятие их закона сократит эту зависимость до 50%, а потребление сжиженного газа на 1 млн т. Впрочем, таможенная статистика утверждает, что указанный в объяснительной записке процент серьезно завышен, так как в 2019-2020 г. российская доля в импорте СУГ держалась на уровне 45%.

Идею выравнивания ставок на СУГ и бензин поддержала и компания "Укргазвыдобування" – еще один производитель сжиженного газа в Украине, кроме Кременчугского НПЗ. На декабрьском форуме LPG Ukraine 2020 коммерческий директор "Укргазвыдобування" Сергей Федоренко предложил сделать это не одномоментно, а в два этапа. По его словам, если допустим установить ставку акциза на СУГ и бензин на уровне 145 евро за тысячу литров, то соотношение между ценами в топливной рознице составит 56-68% в пользу автогаза. Подобная пропорция серьезно ударит по популярности автогаза в Украине. Но на других крупных газовых рынках Европы – Беларуси, Польши, Турции – она и сейчас такая. И хотя в 2021 бюджетный год Украина вошла со старыми ставками акцизов, высока вероятность, что уже на зимних сессиях у депутатов дойдут руки к этому вопросу.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!