Подробнее Запомнить город


Энергорынок: бои без правил

30.09.09
размер текста:

Прав тот, у кого больше прав. Похоже, что этот принцип становится основным в деятельности государственных регулирующих органов в Украине. Подтверждением тому является последнее заседание совета директоров Оптового рынка электроэнергии, которое состоялось 25 сентября. На нем были утверждены нормативы складских запасов угля для энергогенерирующих компаний на период отопительного сезона 2009-2010 гг. Для энергоблоков, работающих на "тощих" и антрацитовых углях, запасы должны быть не менее 200 тыс. т., а для компаний, работающих на "газовых" углях, – 140 тыс. т.

Решение выглядело бы очень простым и безобидным, если бы не несколько "но". Первый вопрос, который сразу возникает у постороннего наблюдателя: почему норматив утверждается за несколько дней до его вступления в силу, то есть до 1 октября? Ведь по логике вещей его следовало принять еще в конце марта, сразу после завершения предыдущего отопительного сезона. И тогда каждая генерация могла бы распланировать свою работу таким образом, чтобы в течение полугода подготовить необходимый запас, наращивая количество угля на складах. Вопрос, между прочим, имеет серьезную финансовую подоплеку, ведь целый год держать топливные хранилища заполненными означает для компании большие накладные расходы. Поэтому для любого участника рынка, работающего в условиях конкурентной среды, снижение таких расходов имеет первостепенное значение. К примеру, компания "Востокэнерго", в отличие от государственных генераций, не может рассчитывать на подпитку из госбюджета. Поэтому она построила свою логистику таким образом, чтобы получать из шахт ровно столько угля, сколько необходимо для работы ТЭС. И не более того.

Между тем в решении ОРЭ есть еще один нюанс. Генерации, у которых угольные запасы на складах не отвечают нормативным требованиям, при продаже электроэнергии в Оптовый рынок будут переведены в минимальный состав. Иными словами, они смогут реализовать электроэнергию только с двух блоков каждой ТЭС. Остальные блоки будут вынуждены простаивать. Понятно, что недовыработка ведет к прямым финансовым убыткам для любой энергокомпании: как частной, так и государственной. Также понятно, что простой получится достаточно продолжительным. Поскольку создать резервный запас угля в таких количествах невозможно за несколько дней. Даже если он есть в наличии на шахте, его еще нужно доставить оттуда на ТЭС. А это, прямо скажем, непростая логистическая задача, ведь необходимо срочно изыскать значительное количество грузовых полувагонов и договориться с железнодорожниками о транспортировке.

И тут возникает следующий вопрос: а кому, собственно, и зачем понадобилось все это? Как уже говорилось выше, "Востокэнерго" в 2009 г. не создавало значительный складской запас угля ввиду отсутствия такой необходимости. Компания входит в вертикально-интегрированный холдинг и не имеет проблем с сырьевыми поставками, которые обеспечивает шахта "Комсомолец Донбасса". Другое дело – генерирующие госкомпании, объединенные в составе НАК "Энергетическая компания Украины". В нынешнем году на их складах аккумулированы рекордные запасы в связи с указанием Кабмина скупать у госшахт весь добываемый уголь. Таким образом, в период кризиса и падения потребления угля правительство спасает предприятия Минуглепрома от банкротства. И вот теперь в Минтопэнерго придумали схему, которая позволит вытеснить с рынка частную компанию и отдать освободившиеся объемы госкомпании, в данном случае "Центрэнерго".

Кстати, это уже не первая попытка госструктур нерыночными методами устранить "Востокэнерго". Подобные действия против компании предпринимались еще в 2006 г. Однако тогда вмешался Антимонопольный комитет, который признал антиконкурентным решение совета директоров ОРЭ, на 90% состоящего из представителей госкомпаний. Тем не менее правительственные структуры опять прибегли к нарушению закона "О защите экономической конкуренции". К слову, Минтопэнерго в письме с подписью Ю.Продана, вообще предлагало установить норматив запаса угля в количестве 300 тыс. т. Однако даже в совете ОРЭ посчитали, что это, пожалуй, будет совсем уж слишком. Тем более, что представитель НАК "ЭКУ" на заседании совета не смог внятно сказать, какой положительный эффект даст такая мера в случае ее принятия. Не получило поддержки и другое предложение, исходившее от министерства – о том, что уголь должен быть непременно антрацитовой группы. Поскольку, к примеру, Луганская ТЭС, входящая в "Востокэнерго", традиционно работает на "тощих" углях.

В последние годы темпы роста цен на уголь сильно опережали удорожание электроэнергии. А тут еще в 2009 г. объемы ее отпуска упали на 21% в результате кризиса. Из-за этого все госгенерации в январе-июне получили финансовые убытки: "Днепрэнерго" – 149,2 млн грн., "Центрэнерго" – 153,2 млн грн., "Западэнерго" – 245,5 млн грн., "Донбассэнерго" – 91,4 млн грн. Так что ситуацию, которая сложилась в НАК "ЭКУ", благоприятной не назовешь. Безусловно, ее руководству, Минтопэнерго и Кабмину необходимо срочно предпринимать меры для преодоления убыточности государственных энергокомпаний. Но при этом не следует спасать их так грубо, нарушая действующее законодательство и пытаясь "утопить" частную компанию. В конце концов, она платит налоги в бюджет наравне с государственными участниками рынка, и работают на предприятии точно такие же граждане Украины.

Игорь Воронцов


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!