Подробнее Запомнить город


Правительство переоценило ресурсы

25.09.09
размер текста:

Несмотря на обвал цен на сырьевых рынках, наблюдающийся с середины прошлого года, правительство намерено усилить фискальное давление на предприятия, работающие в добывающей промышленности. Бюджетом на 2010 г., среди прочего, предполагается повышение ставок ресурсных и экологических платежей. А для особо неугодных компаний Кабмин установил дополнительные коэффициенты.

Растущий дефицит бюджета вынуждает украинское правительство искать новые механизмы привлечения денег в казну. Однако, учитывая что в 2009 году КМУ уже и так повысил ставки там, где это было возможно (акцизы, транспортный налог, административные сборы и штрафы), на следующий год у правительства остался весьма ограниченный перечень вариантов. Поэтому одним из наиболее привлекательных и перспективных направлений является повышение ставок ресурсных и экологических платежей. Действительно, Украина обладает колоссальными природными ресурсами, а их эксплуатация, соответственно, оказывает давление на экологическую ситуацию. Это создает весьма обширную базу налогообложения.

В Украине к ресурсным платежам относятся:

1) плата за землю (взимается в виде земельного налога или арендной платы), которая зависит от качества и местонахождения земельного участка, исходя из денежной оценки земли;

2) плата за специальное использование лесных ресурсов;

3) плата за специальное использование пресных водных ресурсов, к которым относится использование водных ресурсов для удовлетворения водой производственных и сельскохозяйственных потребностей и нужд населения;

4) плата за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых;

5) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета, который взимается с предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых на ранее разведанных месторождениях;

6) плата за использование других природных ресурсов;

7) рентная плата за добычу газа, нефти и попутного газа;

8) рентная плата за транзит нефти, газа и аммиака.

К экологическим налогам в Украине относится только сбор за загрязнение окружающей среды. Он подразделяется на три составляющие: сбор за выбросы в атмосферу, сбор за выбросы в водные объекты и сбор за размещение отходов.

О фискальном потенциале ресурсных и экологических платежей правительство вспомнило еще в прошлом году. Тогда перевыполнение доходов по всем государственным налогам составляло 20-50%, однако политика социального благоденствия требовала все больших и больших расходов. В бюджете на текущий год КМУ заложил повышение ресурсных платежей на 40-80%. Очевидно, что ставки сборов за пользование украинскими природными ресурсами необходимо индексировать, поскольку большинство из них устанавливаются в денежном выражении и, соответственно, размываются инфляцией. Но вряд ли экономически обоснованно увеличивать их сразу в полтора-два раза.

Кроме того, плата за ресурсы (за исключением ренты), которая ложится на бизнес, должна была бы направляться на восстановление эксплуатируемых территорий, модернизацию инфраструктуры, повышение эффективности геологических работ. Однако в Украине более 60% взимаемых платежей поступает в общий фонд бюджета, то есть власти попросту финансируют за их счет свои текущие, в первую очередь, социальные расходы.

На следующий год, несмотря на экономический кризис и падение сырьевых рынков (цены на коксующийся уголь, ЖРС и нефть за последние 14 месяцев упали в два раза), КМУ намерен снова повысить ставки ресурсных и экологических платежей (Табл. 1).

Таблица. 1. Динамика ожидаемых поступлений от ресурсных и экологических платежей, млн грн.


Как видно из таблицы, рост платежей ожидается по всем статьям, кроме ренты за добычу газа. Уменьшение доходов по газу объясняется желанием правительства снизить налоговую нагрузку на "Нафтогаз", который и без того на днях может объявить технический дефолт. В Украине из 20 млрд куб. м. добываемого газа 18 млрд куб. м. приходится на "Укагаздобычу" – дочернюю структуру НАКа.

Выше других законом о Госбюджете на 2010 г. КМУ намерен поднять плату за использование украинских недр – на 65,2%. Как отображено в Табл. 2., правительство ожидает, что добыча основных видов полезных ископаемых в сравнении с нынешним годом практически не изменится, хотя останется ниже докризисных показателей.

Таб. 2. Прогноз КМУ по добыче основных видов полезных ископаемых


Законом о Госбюджете на следующий год правительство намерено поднять ставки платы за добычу полезных ископаемых на 8,6%. Но это при том, что в прошлом году она уже была абсолютно безосновательно увеличена на 43,9%. Для всех видов полезных ископаемых усиление фискального давления на этом заканчивается, а вот для нефти, газа и газового конденсата еще и вводится дополнительный коэффициент, который удваивает (!) ставку сбора. Кроме того, специально для нефти и газа увеличен сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета, на 12% и 15% соответственно.

И если для компаний, добывающих газ, негативный эффект от повышения платы за пользование недрами и сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета, был компенсирован за счет снижения ренты за добытый газ, то для нефтяников ситуация намного сложнее. Согласно законопроекту о Госбюджете на следующий год объем доходов от уплаты ренты за добытый в Украине газ в следующем году снизится на 16,8%, тогда как доходы от нефти и конденсата вырастут на 24,7% и 12,6% соответственно.

Усиление фискального давления на нефтедобывающие компании и прежде всего на "Укрнефть", которая добывает 90% нефти и конденсата в Украине, очевидно, связано с противостоянием правительства и группы "Приват", которая осуществляет оперативное управление компанией и не желает платить дивиденды. Скорее всего, правительство намерено таким способом вернуть деньги, положенные ему по праву. Закономерно, что "Приват" пытается заблокировать подобные инициативы КМУ. Трудовой коллектив "Укрнефти" уже даже написал письмо в Верховную Раду Украины с просьбой отменить повышение ресурсных платежей. В компании отмечают, что законопроект о Госбюджете на следующий год предусматривает усиление (по сравнению с 2009 годом) фискальной нагрузки только по трем обязательным платежам (рентный платеж за нефть и газовый конденсат, базовый норматив платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, сбор за геологоразведочные работы) на 1,8 млрд. грн. По странному стечению обстоятельств названная сумма очень близка к сумме дивидендов, которые требует от "Укрнефти" правительство.

В следующем году правительство также намерено увеличить сборы за загрязнение окружающей природной среды – на 15,5%. При этом в случае принятия госбюджета на 2010 г. в правительственном варианте все поступления от него (за исключением сбора за загрязнение окружающей природной среды, который взимается за образование радиоактивных отходов) будут направляться в местные бюджеты. До настоящего времени согласно Закону Украины "Об охране окружающей природной среды" 30% сбора взимается в специальный фонд госбюджета, а 70% – в специальный фонд местных бюджетов.

Алексей Виниций

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!