Подробнее Запомнить город


Турки разбили чашу терпения

10.09.20
размер текста:

Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.

Резанули пополам

28 августа работающий в структуре ВТО Орган по разрешению споров создал комиссию для рассмотрения жалобы, поданной Турцией в отношении защитных мер ЕС относительно импорта стальной продукции. В Анкаре назвали эти меры «несовместимыми с правилами ВТО», поскольку они недостаточно обоснованы.

Чашу терпения турецких металлургов переполнили недавние изменения в механизме распределения квот. Как известно, с 1 июля Евросоюз установил квоты на импорт горячекатаной стали для конкретных стран вместо глобальной квоты, а также решил определять размеры квот не на весь год вперед, а ежеквартально. Подобные новации больше всего ударили именно по интересам Турции. Эта страна отправляет в страны Евросоюза около 40% своего стального экспорта. Но за прошлый год, по оценкам турецких сталеваров, было потеряно около половины рынка горячекатанных рулонов – одного из ключевых экспортных продуктов. Ввиду пересмотра системы квот в 2020 и 2021 гг., они могут потерять еще 40% от того, что осталось. Теперь турецкие комбинаты имеют право отгрузить в регион ЕС лишь 1,37 млн тонн горячекатаной стали в рулонах за период с июля 2020 г. по июль 2021 г. Это почти вдвое меньше, чем позволялось ранее.

Согласно прогнозу председателя Ассоциации экспортеров стали Турции (CIB) Аднана Аслана, в связи с новым регулированием квот турецкий экспорт стали в ЕС может сократиться на 58% в годовом исчислении. За первую половину 2020 г. он упал на 10% – до 9,7 млн т из-за торговых барьеров и пандемии. Вице-президент CIB и глава компании Çolakoğlu Metalurji Угур Далбелер заявил, что лоббируя подобные решения, европейский сталелитейный сектор продемонстрировал свое отчаяние и негативное отношение к Турции. И высказал мнение, что внутренний рынок страны остается слишком открытым для глобальной торговли, тогда как большинство ключевых для турецких металлургов рынков, наоборот, закрываются.

Тут стоит добавить, что в середине июня текущего года Еврокомиссия по инициативе ассоциации Eurofer начал антисубсидиарное расследование по импорту г/к проката из Турции, обвинив турецких поставщиков, в частности компанию Eregli Demir в государственном субсидировании экспортных поставок. В Eurofer были напуганы резким скачком импорта горячекатаного проката из Турции в июне. По сравнению с показателями мая он вырос на 229% – до 341,3 тыс. т. Хотя это явление имело вполне ситуативный характер. До начала действия июльских новаций потребители поспешили сделать складские запасы турецкого рулона.

По всем правовым фронтам

Анкару должно вдохновлять, что несколько предыдущих обращений к ВТО окончились успехом турецких юристов, уже поднаторевших в подобных процессах. В частности, они подавали несколько жалоб на США – относительно защитных пошлин на алюминий, трубы, стальную продукцию – и все они были удовлетворены. Правда, не всегда это вылилось в отмену санкций. Но, например, размер пошлин на импорт турецкой стали в США в прошлом году был уменьшен вдвое – с 50% до 25%. Ранее правительство Турции отстояло в ВТО интересы своих металлургов в спорах против антидемпинговых санкций, введенных Марокко и Египтом. При этом в защите своих импортеров стали оно не ограничивается только механизмами Всемирной торговой организации, но и использует другие возможности, в т. ч. недовольство конечных потребителей, которым приходится переплачивать за турецкий продукт.

Показательным примером может служить дело, выигранное в июле 2020 г. в Суде международной торговли США компанией Transpacific Steel LLC, импортером турецкой стали. Последняя подготовила иск о незаконности решения администрации Дональда Трампа о двойном повышении ставок пошлин на турецкую сталь, принятого в 2018 г. Как уже упоминалось выше, это решение было отменено еще в прошлом году. Но обращение в Суд международной торговли и его окончательный вердикт стали дополнительным рычагом давления на Белый Дом и прецедентом, который будет сдерживать американскую администрацию от подобных решений впредь.

Как считает народный депутат Дмитрий Кисилевский, турецкий опыт может быть весьма полезен и Украине. "Официальная Анкара медленно, но неотвратимо идет по пути защиты национального производителя, даже в таком сложном кейсе, как торговая война с ЕС, – написал он на своей FB-страничке. – В общем, турки молодцы, а Украине нужно внимательно понаблюдать за опытом своего южного соседа. Ведь украинские металлурги также страдают от защитных мер ЕС. Поэтому в случае успеха Турции Киев также мог бы инициировать разбирательства в ВТО, если не будет достигнут прогресс в двусторонних консультациях по данному вопросу".

Предчувствие торговой войны

Пока что Украина зарезервировала свое участие в разбирательстве в качестве третьего лица. Как и еще 12 других стран, торгующих сталью на рынках Евросоюза, в т. ч. Китай, США, Россия, Индия, Корея, Япония. Такой статус не требует каких-либо активных действий в процессе, но позволяет быть в курсе происходящего. Следующее заседание Органа по разрешению споров ВТО запланировано на 28 сентября. Тогда, возможно, прояснится и ситуация с временными рамками предстоящего разбирательства. В самом оптимальном случае на это уйдет полгода. Тем временем настанет и 31 июня 2021 г., когда Брюсселю придется решать, продлевать ли стальные квоты и в каком виде. Разбирательство в СОТ к тому времени вряд ли закончится, но его ход может повлиять на позицию Еврокомиссии.

Но специфическая особенность данного разбирательства в том, что оно воспринимается, не как обособленный процесс, а как один из элементов более масштабной торговой (если не "холодной") войны между Турцией и ЕС. Как раз в августе обострился конфликт между турками и греками за спорные территории в Средиземном море, после того как Турция начала поиски нефти и газа в этом районе. К противостоянию даже подключились военно-морские силы двух стран. Евросоюз, как и следовало ожидать, встал на сторону Греции. Главный дипломат ЕС Жозеп Боррель уже пригрозил Анкаре, что если ситуация не нормализуется, то уже в сентябре против Турции могут быть введены новые санкции. Что в свою очередь вызовет зеркальные меры.

Еще весной этого года в Анкаре грозили в ответ на дискриминацию своих экспортеров применить пошлины к некоторым товарам из ЕС, в т. ч. и в стальном секторе. Например, плоскокатанные изделия из железа обложить пошлиной в пределах – 9-15%, прутки – 14-15%, изделия из чугуна и нелегированной стали – 17%. Впрочем, до сих пор Турция так и не привела свою угрозу в исполнение. Хоть если это случится сейчас, то определенную фору могут получить украинские экспортеры стальной продукции в Турцию. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. Спрогнозировать, куда срикошетят осколки глобальной турецко-европейской торговой войны сложнее.

При этом открытым остается вопрос, стоит ли Украине идти по турецким стопам и пытаться выбить в кабинетах ВТО более выгодные условия торговли на европейских рынках для национальных производителей. Например, в феврале 2019-го, когда Евросоюз только объявил о введении страновых квот на импорт стали, Украина даже не потребовала консультаций с Еврокомиссией, как это сделали другие государства, которых коснулись ограничения. Очевидно, в Киеве не захотели усложнять отношения со стратегическим партнером, понимая, что консультации вряд ли помогут изменить уже принятое решение. Но с другой стороны, если Украина не будет демонстрировать на международной арене готовность более самоотверженно защищать своих товаропроизводителей, то и считаться с ними будут факультативно.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!