Подробнее Запомнить город


Турки разбили чашу терпения

10.09.20
размер текста:

Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.

Резанули пополам

28 августа работающий в структуре ВТО Орган по разрешению споров создал комиссию для рассмотрения жалобы, поданной Турцией в отношении защитных мер ЕС относительно импорта стальной продукции. В Анкаре назвали эти меры «несовместимыми с правилами ВТО», поскольку они недостаточно обоснованы.

Чашу терпения турецких металлургов переполнили недавние изменения в механизме распределения квот. Как известно, с 1 июля Евросоюз установил квоты на импорт горячекатаной стали для конкретных стран вместо глобальной квоты, а также решил определять размеры квот не на весь год вперед, а ежеквартально. Подобные новации больше всего ударили именно по интересам Турции. Эта страна отправляет в страны Евросоюза около 40% своего стального экспорта. Но за прошлый год, по оценкам турецких сталеваров, было потеряно около половины рынка горячекатанных рулонов – одного из ключевых экспортных продуктов. Ввиду пересмотра системы квот в 2020 и 2021 гг., они могут потерять еще 40% от того, что осталось. Теперь турецкие комбинаты имеют право отгрузить в регион ЕС лишь 1,37 млн тонн горячекатаной стали в рулонах за период с июля 2020 г. по июль 2021 г. Это почти вдвое меньше, чем позволялось ранее.

Согласно прогнозу председателя Ассоциации экспортеров стали Турции (CIB) Аднана Аслана, в связи с новым регулированием квот турецкий экспорт стали в ЕС может сократиться на 58% в годовом исчислении. За первую половину 2020 г. он упал на 10% – до 9,7 млн т из-за торговых барьеров и пандемии. Вице-президент CIB и глава компании Çolakoğlu Metalurji Угур Далбелер заявил, что лоббируя подобные решения, европейский сталелитейный сектор продемонстрировал свое отчаяние и негативное отношение к Турции. И высказал мнение, что внутренний рынок страны остается слишком открытым для глобальной торговли, тогда как большинство ключевых для турецких металлургов рынков, наоборот, закрываются.

Тут стоит добавить, что в середине июня текущего года Еврокомиссия по инициативе ассоциации Eurofer начал антисубсидиарное расследование по импорту г/к проката из Турции, обвинив турецких поставщиков, в частности компанию Eregli Demir в государственном субсидировании экспортных поставок. В Eurofer были напуганы резким скачком импорта горячекатаного проката из Турции в июне. По сравнению с показателями мая он вырос на 229% – до 341,3 тыс. т. Хотя это явление имело вполне ситуативный характер. До начала действия июльских новаций потребители поспешили сделать складские запасы турецкого рулона.

По всем правовым фронтам

Анкару должно вдохновлять, что несколько предыдущих обращений к ВТО окончились успехом турецких юристов, уже поднаторевших в подобных процессах. В частности, они подавали несколько жалоб на США – относительно защитных пошлин на алюминий, трубы, стальную продукцию – и все они были удовлетворены. Правда, не всегда это вылилось в отмену санкций. Но, например, размер пошлин на импорт турецкой стали в США в прошлом году был уменьшен вдвое – с 50% до 25%. Ранее правительство Турции отстояло в ВТО интересы своих металлургов в спорах против антидемпинговых санкций, введенных Марокко и Египтом. При этом в защите своих импортеров стали оно не ограничивается только механизмами Всемирной торговой организации, но и использует другие возможности, в т. ч. недовольство конечных потребителей, которым приходится переплачивать за турецкий продукт.

Показательным примером может служить дело, выигранное в июле 2020 г. в Суде международной торговли США компанией Transpacific Steel LLC, импортером турецкой стали. Последняя подготовила иск о незаконности решения администрации Дональда Трампа о двойном повышении ставок пошлин на турецкую сталь, принятого в 2018 г. Как уже упоминалось выше, это решение было отменено еще в прошлом году. Но обращение в Суд международной торговли и его окончательный вердикт стали дополнительным рычагом давления на Белый Дом и прецедентом, который будет сдерживать американскую администрацию от подобных решений впредь.

Как считает народный депутат Дмитрий Кисилевский, турецкий опыт может быть весьма полезен и Украине. "Официальная Анкара медленно, но неотвратимо идет по пути защиты национального производителя, даже в таком сложном кейсе, как торговая война с ЕС, – написал он на своей FB-страничке. – В общем, турки молодцы, а Украине нужно внимательно понаблюдать за опытом своего южного соседа. Ведь украинские металлурги также страдают от защитных мер ЕС. Поэтому в случае успеха Турции Киев также мог бы инициировать разбирательства в ВТО, если не будет достигнут прогресс в двусторонних консультациях по данному вопросу".

Предчувствие торговой войны

Пока что Украина зарезервировала свое участие в разбирательстве в качестве третьего лица. Как и еще 12 других стран, торгующих сталью на рынках Евросоюза, в т. ч. Китай, США, Россия, Индия, Корея, Япония. Такой статус не требует каких-либо активных действий в процессе, но позволяет быть в курсе происходящего. Следующее заседание Органа по разрешению споров ВТО запланировано на 28 сентября. Тогда, возможно, прояснится и ситуация с временными рамками предстоящего разбирательства. В самом оптимальном случае на это уйдет полгода. Тем временем настанет и 31 июня 2021 г., когда Брюсселю придется решать, продлевать ли стальные квоты и в каком виде. Разбирательство в СОТ к тому времени вряд ли закончится, но его ход может повлиять на позицию Еврокомиссии.

Но специфическая особенность данного разбирательства в том, что оно воспринимается, не как обособленный процесс, а как один из элементов более масштабной торговой (если не "холодной") войны между Турцией и ЕС. Как раз в августе обострился конфликт между турками и греками за спорные территории в Средиземном море, после того как Турция начала поиски нефти и газа в этом районе. К противостоянию даже подключились военно-морские силы двух стран. Евросоюз, как и следовало ожидать, встал на сторону Греции. Главный дипломат ЕС Жозеп Боррель уже пригрозил Анкаре, что если ситуация не нормализуется, то уже в сентябре против Турции могут быть введены новые санкции. Что в свою очередь вызовет зеркальные меры.

Еще весной этого года в Анкаре грозили в ответ на дискриминацию своих экспортеров применить пошлины к некоторым товарам из ЕС, в т. ч. и в стальном секторе. Например, плоскокатанные изделия из железа обложить пошлиной в пределах – 9-15%, прутки – 14-15%, изделия из чугуна и нелегированной стали – 17%. Впрочем, до сих пор Турция так и не привела свою угрозу в исполнение. Хоть если это случится сейчас, то определенную фору могут получить украинские экспортеры стальной продукции в Турцию. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. Спрогнозировать, куда срикошетят осколки глобальной турецко-европейской торговой войны сложнее.

При этом открытым остается вопрос, стоит ли Украине идти по турецким стопам и пытаться выбить в кабинетах ВТО более выгодные условия торговли на европейских рынках для национальных производителей. Например, в феврале 2019-го, когда Евросоюз только объявил о введении страновых квот на импорт стали, Украина даже не потребовала консультаций с Еврокомиссией, как это сделали другие государства, которых коснулись ограничения. Очевидно, в Киеве не захотели усложнять отношения со стратегическим партнером, понимая, что консультации вряд ли помогут изменить уже принятое решение. Но с другой стороны, если Украина не будет демонстрировать на международной арене готовность более самоотверженно защищать своих товаропроизводителей, то и считаться с ними будут факультативно.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!