Подробнее Запомнить город


Приватизационные страсти

23.09.09
размер текста:

Секретариат Президента и Кабинет министров снова обнажили перед широкой общественностью существующее между ними противостояние. Камнем преткновения стал "Одесский припортовый завод", который правительство совместно с ФГИУ намерено продать частным инвесторам. Нередко меняющий свое мнение Президент Виктор Ющенко заблокировал приватизацию ОПЗ, однако премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что продажа объекта состоится 29 сентября независимо от решения Президента.

Правительство упорно продолжает игнорировать тот факт, что на сегодняшний день продажа "Одесского припортового завода" экономически нецелесообразна. Уже для всех очевидно, что в стремлении наполнить бюджет любой ценой может быть продано что угодно и за любую цену. Хотя некоторые политические силы считают, что премьер-министр намерена продать ОПЗ в совершенно иных целях.

К примеру, лидер Партии регионов Виктор Янукович предполагает, что Юлия Тимошенко намерена направить деньги от продажи государственного актива на свою предвыборную кампанию. "Я не исключаю, что та спешка, с которой правительство пытается распродать государственное имущество перед выборами, свидетельствует о коррупции, а также о попытке дополнительно профинансировать избирательную кампанию кандидата от власти", - передает его слова пресс-служба. В.Янукович отметил, что в условиях кризиса стоимость даже очень привлекательных предприятий существенно упала. Поэтому безответственно и даже преступно продавать государственную собственность за бесценок. По его мнению, распродавать сегодня такие стратегические объекты как "Одесский припортовый завод" означает кражу у будущих поколений.

Очевидно, не только лидер Партии регионов имеет такое мнение. Накануне Президент Украины Виктор Ющенко своим указом отменил решение правительства о приватизации "Одесского припортового завода". Хотя не более месяца назад он давал согласие на продажу актива, но, очевидно, определенные обстоятельства вновь изменили его настрой.

Позицию Президента поддержала и бывший руководитель ФГИУ Валентина Семенюк-Самсоненко. Она подчеркнула, что Президент Виктор Ющенко действует в рамках закона и до принятия программы приватизации имеет право останавливать приватизацию предприятия. Данное решение было принято по иску Семенюк-Самсоненко, которая подала его 31 августа.

В своем иске она просила признать противоправными нормативные акты, по которым осуществляется продажа акций ОПЗ, и до решения суда по этому делу запретить ФГИУ принимать любые меры по подготовке и проведению этого конкурса. Рассмотрение дела назначено на 7 октября 2009 года. "Я приветствую то, что и в Секретариате Президента пришли к выводу, что приватизация "Одесского припортового завода" не отвечает национальным интересам Украины. Как человек, который почти четыре года руководил Фондом, я четко знаю, что решения судов, так как и указы Президента, должны выполняться. Как это делала я в должности председателя ФГИУ в 2008 году, когда правительство вопреки всем запретам со стороны Президента хотело продать это предприятие. Сегодня любые действия фонда по продаже ОПЗ после решения суда и выхода Указа будут абсолютно незаконными", - подчеркнула она.

В чем же причина расхождения во мнениях главных представителей власти? На сегодняшний момент практически все участники рынка и большинство политиков считают продажу ОПЗ нецелесообразной. Ведь в кризис цена ОПЗ упала, так сказать, до "исторического минимума". По оценкам экспертов, если в первом полугодии прошлого года цена "Одесского припортового завода" составляла 850 млн. долларов, то сейчас – 400-500 млн. долларов. Правительство же выставляет 99,567% акций завода при стартовой цене в 524,5 млн. долларов. Другими словами, государство теряет около 200-300 млн. долларов. Эксперты уверены, что целесообразнее продавать завод весной 2010 года, когда ожидается рост цен на азотные удобрения.

Более того, как выяснилось, правительство в спешке допустило нарушения в процедуре проведения конкурса. Вслед за Президентом в суд с требованием отменить продажу предприятия обратился и потенциальный покупатель – черкасский "Азот" А.Ярославского. Одним из нарушений, по мнению представителей черкасского "Азота", является то, что в распоряжении правительства стартовая цена ОПЗ – 3 млрд. гривен, а в конкурсных документах Фонда госимущества – 4 млрд. гривен.

Окружной административный суд Киева приостановил проведение конкурса по продаже 99,567% акций ОПЗ еще и по иску ОАО "Днипроазот" И.Коломойского.
Суд также временно запретил допускать к участию в конкурсе российское ООО "Азот-Сервис".  "Днипроазот" оспаривает законность участия этой компании в конкурсе, так как в ее уставном капитале доля иностранного государства превышает 25%. В целом "Днипроазот" подал иск в суд в связи с многочисленными нарушениями, допущенными, по его мнению, в ходе приватизации ОПЗ, которые не позволили ему принять в ней участие. Слушание дела по сути назначено на 7 октября.

Кроме того, по словам представителей группы "Приват" и российского "Еврохима", конкурс не был подготовлен надлежащим образом, так как одно из условий приватизации, а именно гарантии объема перевалки аммиака на 5 лет вперед, в условиях кризиса невозможно гарантировать и даже прогнозировать.

Еще один участник приватизационного конкурса – российский "СИБУР-Минудобрения" – подчеркнул политические риски при продаже ОПЗ. Как видим, все потенциальные участники конкурса отмечают, что вокруг продажи ОПЗ слишком много политики.

Помимо уже перечисленных потенциальных участников конкурса, о своей заинтересованности в предприятии заявили норвежская Yara International совместно с Kulczyk Holding и Libyan Investment.

Несмотря на то, что окружной административный суд Киева приостановил проведение конкурса по приватизации ОПЗ по иску ОАО "Азот" (Черкассы), в пресс-службе правительства заверили, что конкурс состоится в определенные Фондом госимущества сроки, а именно 29 сентября. То же самое заявила и премьер-министр, несмотря на запрет Президента Украины. "Не обращайте на это внимание. Все отменим через апелляционный суд", - заявила Юлия Тимошенко.

Свое намерение провести приватизацию, несмотря на судебные иски и запрет Президента, в Фонде госимущества объясняют тем, что не получили решение суда. К тому же на днях владелец черкасского "Азота" Александр Ярославский заявил, что его предприятие отозвало иск. "Я заинтересован в участии в приватизации ОПЗ, но как в бизнесе, а не как в политике", - подчеркнул он. Бизнесмен отметил, что выставленный на приватизацию завод представляет для него большой интерес. По его словам, было бы идеально, если бы этот завод приобрел мощный консорциум украинских химических предприятий: концерн "Стирол", северодонецкий "Азот", черкасский "Азот", "Ривнеазот" и "Днепразот", которого пока не существует.

Тем временем 21 сентября закончилась регистрация участников торгов. По нашей информации, средства для участия в конкурсе в размере 50 млн. долларов уже перечислило дочернее предприятие российской компании "СИБУР".

Не обошли приватизационные страсти и другие, выставленные на продажу государственные предприятия. Суд отменил запрет Фонду государственного имущества Украины осуществлять действия по продаже 25% акций энергопоставляющей компании "Полтаваоблэнерго", 25% акций "Сумыоблэнерго", а также 25,02% акций "Прикарпатьеоблэнерго", запрет на которые был наложен 10 сентября текущего года до решения дела по иску экс-председателя ФГИУ Валентины Семенюк-Самсоненко об отмене приватизации облэнерго по сути.

По словам представителя ФГИУ, запрещающие торги были отменены, что дает право Фонду госимущества продолжить выставление пакетов акций данных предприятий на биржевые торги в обычном режиме, то есть еженедельно.

Однако Фонду госимущества так и не удалось продать пакеты перечисленных предприятий в связи с отсутствием заявок, поэтому торги были в очередной раз перенесены. Стартовая цена госпакета акций "Прикарпатьеоблэнерго" составляет 230,8 млн. гривен, "Сумыоблэнерго" - 209 млн. гривен. Несмотря на неоднократный перенос торгов из-за отсутствия заявок, ФГИУ не намерен снижать стартовую цену госпакетов акций этих предприятий.

Поэтому на сегодняшний день продажа ОПЗ является единственным шансом правительства выручить более или менее значительные средства от продажи государственных активов. И, по мнению большинства экспертов, Юлии Тимошенко все-таки удастся это сделать. "Одесский припортовый завод" – привлекательный актив, так как он является монополистом на рынке услуг по перевалке аммиака, тем самым получая возможность влиять на бизнес большинства химических предприятий, расположенных на территории Украины и России.

Следует ожидать, что за него разгорится настоящая борьба между потенциальными инвесторами, несмотря на политические риски. Но на данный момент беспокоит другой вопрос: насколько накалится противостояние между Президентом и премьер-министром, если Юлии Тимошенко, которая, по словам политической элиты, оставляет после себя бюджетную дыру размером в 50 млрд. гривен, все-таки удастся продать ОПЗ?

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!