Подробнее Запомнить город


Приватизационные страсти

23.09.09
размер текста:

Секретариат Президента и Кабинет министров снова обнажили перед широкой общественностью существующее между ними противостояние. Камнем преткновения стал "Одесский припортовый завод", который правительство совместно с ФГИУ намерено продать частным инвесторам. Нередко меняющий свое мнение Президент Виктор Ющенко заблокировал приватизацию ОПЗ, однако премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что продажа объекта состоится 29 сентября независимо от решения Президента.

Правительство упорно продолжает игнорировать тот факт, что на сегодняшний день продажа "Одесского припортового завода" экономически нецелесообразна. Уже для всех очевидно, что в стремлении наполнить бюджет любой ценой может быть продано что угодно и за любую цену. Хотя некоторые политические силы считают, что премьер-министр намерена продать ОПЗ в совершенно иных целях.

К примеру, лидер Партии регионов Виктор Янукович предполагает, что Юлия Тимошенко намерена направить деньги от продажи государственного актива на свою предвыборную кампанию. "Я не исключаю, что та спешка, с которой правительство пытается распродать государственное имущество перед выборами, свидетельствует о коррупции, а также о попытке дополнительно профинансировать избирательную кампанию кандидата от власти", - передает его слова пресс-служба. В.Янукович отметил, что в условиях кризиса стоимость даже очень привлекательных предприятий существенно упала. Поэтому безответственно и даже преступно продавать государственную собственность за бесценок. По его мнению, распродавать сегодня такие стратегические объекты как "Одесский припортовый завод" означает кражу у будущих поколений.

Очевидно, не только лидер Партии регионов имеет такое мнение. Накануне Президент Украины Виктор Ющенко своим указом отменил решение правительства о приватизации "Одесского припортового завода". Хотя не более месяца назад он давал согласие на продажу актива, но, очевидно, определенные обстоятельства вновь изменили его настрой.

Позицию Президента поддержала и бывший руководитель ФГИУ Валентина Семенюк-Самсоненко. Она подчеркнула, что Президент Виктор Ющенко действует в рамках закона и до принятия программы приватизации имеет право останавливать приватизацию предприятия. Данное решение было принято по иску Семенюк-Самсоненко, которая подала его 31 августа.

В своем иске она просила признать противоправными нормативные акты, по которым осуществляется продажа акций ОПЗ, и до решения суда по этому делу запретить ФГИУ принимать любые меры по подготовке и проведению этого конкурса. Рассмотрение дела назначено на 7 октября 2009 года. "Я приветствую то, что и в Секретариате Президента пришли к выводу, что приватизация "Одесского припортового завода" не отвечает национальным интересам Украины. Как человек, который почти четыре года руководил Фондом, я четко знаю, что решения судов, так как и указы Президента, должны выполняться. Как это делала я в должности председателя ФГИУ в 2008 году, когда правительство вопреки всем запретам со стороны Президента хотело продать это предприятие. Сегодня любые действия фонда по продаже ОПЗ после решения суда и выхода Указа будут абсолютно незаконными", - подчеркнула она.

В чем же причина расхождения во мнениях главных представителей власти? На сегодняшний момент практически все участники рынка и большинство политиков считают продажу ОПЗ нецелесообразной. Ведь в кризис цена ОПЗ упала, так сказать, до "исторического минимума". По оценкам экспертов, если в первом полугодии прошлого года цена "Одесского припортового завода" составляла 850 млн. долларов, то сейчас – 400-500 млн. долларов. Правительство же выставляет 99,567% акций завода при стартовой цене в 524,5 млн. долларов. Другими словами, государство теряет около 200-300 млн. долларов. Эксперты уверены, что целесообразнее продавать завод весной 2010 года, когда ожидается рост цен на азотные удобрения.

Более того, как выяснилось, правительство в спешке допустило нарушения в процедуре проведения конкурса. Вслед за Президентом в суд с требованием отменить продажу предприятия обратился и потенциальный покупатель – черкасский "Азот" А.Ярославского. Одним из нарушений, по мнению представителей черкасского "Азота", является то, что в распоряжении правительства стартовая цена ОПЗ – 3 млрд. гривен, а в конкурсных документах Фонда госимущества – 4 млрд. гривен.

Окружной административный суд Киева приостановил проведение конкурса по продаже 99,567% акций ОПЗ еще и по иску ОАО "Днипроазот" И.Коломойского.
Суд также временно запретил допускать к участию в конкурсе российское ООО "Азот-Сервис".  "Днипроазот" оспаривает законность участия этой компании в конкурсе, так как в ее уставном капитале доля иностранного государства превышает 25%. В целом "Днипроазот" подал иск в суд в связи с многочисленными нарушениями, допущенными, по его мнению, в ходе приватизации ОПЗ, которые не позволили ему принять в ней участие. Слушание дела по сути назначено на 7 октября.

Кроме того, по словам представителей группы "Приват" и российского "Еврохима", конкурс не был подготовлен надлежащим образом, так как одно из условий приватизации, а именно гарантии объема перевалки аммиака на 5 лет вперед, в условиях кризиса невозможно гарантировать и даже прогнозировать.

Еще один участник приватизационного конкурса – российский "СИБУР-Минудобрения" – подчеркнул политические риски при продаже ОПЗ. Как видим, все потенциальные участники конкурса отмечают, что вокруг продажи ОПЗ слишком много политики.

Помимо уже перечисленных потенциальных участников конкурса, о своей заинтересованности в предприятии заявили норвежская Yara International совместно с Kulczyk Holding и Libyan Investment.

Несмотря на то, что окружной административный суд Киева приостановил проведение конкурса по приватизации ОПЗ по иску ОАО "Азот" (Черкассы), в пресс-службе правительства заверили, что конкурс состоится в определенные Фондом госимущества сроки, а именно 29 сентября. То же самое заявила и премьер-министр, несмотря на запрет Президента Украины. "Не обращайте на это внимание. Все отменим через апелляционный суд", - заявила Юлия Тимошенко.

Свое намерение провести приватизацию, несмотря на судебные иски и запрет Президента, в Фонде госимущества объясняют тем, что не получили решение суда. К тому же на днях владелец черкасского "Азота" Александр Ярославский заявил, что его предприятие отозвало иск. "Я заинтересован в участии в приватизации ОПЗ, но как в бизнесе, а не как в политике", - подчеркнул он. Бизнесмен отметил, что выставленный на приватизацию завод представляет для него большой интерес. По его словам, было бы идеально, если бы этот завод приобрел мощный консорциум украинских химических предприятий: концерн "Стирол", северодонецкий "Азот", черкасский "Азот", "Ривнеазот" и "Днепразот", которого пока не существует.

Тем временем 21 сентября закончилась регистрация участников торгов. По нашей информации, средства для участия в конкурсе в размере 50 млн. долларов уже перечислило дочернее предприятие российской компании "СИБУР".

Не обошли приватизационные страсти и другие, выставленные на продажу государственные предприятия. Суд отменил запрет Фонду государственного имущества Украины осуществлять действия по продаже 25% акций энергопоставляющей компании "Полтаваоблэнерго", 25% акций "Сумыоблэнерго", а также 25,02% акций "Прикарпатьеоблэнерго", запрет на которые был наложен 10 сентября текущего года до решения дела по иску экс-председателя ФГИУ Валентины Семенюк-Самсоненко об отмене приватизации облэнерго по сути.

По словам представителя ФГИУ, запрещающие торги были отменены, что дает право Фонду госимущества продолжить выставление пакетов акций данных предприятий на биржевые торги в обычном режиме, то есть еженедельно.

Однако Фонду госимущества так и не удалось продать пакеты перечисленных предприятий в связи с отсутствием заявок, поэтому торги были в очередной раз перенесены. Стартовая цена госпакета акций "Прикарпатьеоблэнерго" составляет 230,8 млн. гривен, "Сумыоблэнерго" - 209 млн. гривен. Несмотря на неоднократный перенос торгов из-за отсутствия заявок, ФГИУ не намерен снижать стартовую цену госпакетов акций этих предприятий.

Поэтому на сегодняшний день продажа ОПЗ является единственным шансом правительства выручить более или менее значительные средства от продажи государственных активов. И, по мнению большинства экспертов, Юлии Тимошенко все-таки удастся это сделать. "Одесский припортовый завод" – привлекательный актив, так как он является монополистом на рынке услуг по перевалке аммиака, тем самым получая возможность влиять на бизнес большинства химических предприятий, расположенных на территории Украины и России.

Следует ожидать, что за него разгорится настоящая борьба между потенциальными инвесторами, несмотря на политические риски. Но на данный момент беспокоит другой вопрос: насколько накалится противостояние между Президентом и премьер-министром, если Юлии Тимошенко, которая, по словам политической элиты, оставляет после себя бюджетную дыру размером в 50 млрд. гривен, все-таки удастся продать ОПЗ?

Максим Гачев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!