Подробнее Запомнить город


Горняки наверстывают упущенное

22.09.09
размер текста:

Некоторое оживление в украинской и мировой металлургии, наблюдаемое в течение последних нескольких месяцев, способствуют формированию позитивных тенденций в смежных отраслях, в том числе и в горнорудном секторе.

На примере отдельных участников рынка отчетливо видно, как они начинают постепенно наверстывать упущенное в период острой фазы кризиса. Так, один из крупнейших в Европе Северный ГОК за 8 месяцев 2009 г. сократил отставание по производству железорудного концентрата в сравнении с соответствующим периодом прошлого года до 9,6% по сравнению с 13,2% за май-июнь, по производству окатышей за тот же период в сравнении с 2008 г. отставание сократилось с 33,4% до 26%. При этом в августе СевГОК увеличил выпуск концентрата на 1 %, до 1,25 млн т., и окатышей – на 6,4%, до 1 млн т. в сравнении с июлем.

Похожая ситуация и на Полтавском ГОКе, который за 8 месяцев 2009 г. сократил отставание от прошлого года по производству концентрата с 15% до 6,4%, по окатышам – с 17% до 9,6%.

Если же взять Запорожский ЖРК и Центральный ГОК, то на предприятиях по итогам 8 месяцев 2009 г. уже практически ликвидировано отставание от прошлого года по добыче железной руды и выпуску концентрата.

Следует также отметить, что, несмотря на кризис, отдельные предприятия в текущем году продолжили реализацию ранее запланированных инвестпрограмм. Например, вышеупомянутый СевГОК завершил капремонт секций №1-2 на рудообогатительной фабрике №1, мощность которой возросла на 70 тыс. т., до 1,25 млн т. концентрата в месяц. Затраты на ремонт составили 11,5 млн грн. Южный ГОК в 2009 г. сообщил о намерении направить на модернизацию мощностей 14,98 млн грн., на капстроительство – 99,57 млн грн.

В целом же по горнорудной промышленности ситуация выглядит не совсем радужно: в январе-августе 2009 г. сократили производство неподготовленного ЖРС на 24%, до 40,453 млн т. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. При этом выпуск концентрата уменьшился на 22%, до 33,963 млн т., а железной руды – на 25%, до 40,753 млн т. Производство подготовленного ЖРС сократилось на 27%, до 35,674 млн т., в том числе агломерата – на 31%, до 22,903 млн т., окатышей – на 17%, до 12,838 млн т. Иными словами, говорить об окончательном выходе отрасли из рецессии пока преждевременно.

Снижение запросов украинских металлургов компенсировалось ростом объемов экспортных поставок ЖРС. Так, по итогам 7 месяцев горнорудная промышленность в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. сумела увеличить экспорт концентрата на 64,7% – до 6,312 млн т., окатышей – на 9%, до 5,339 млн т. Диссонанс в мажорную ноту вносит разве что ГОК "Сухая балка", который сократил экспорт аглоруды на 46,6% – до 2,437 млн т. Помимо традиционных европейских потребителей, в январе-июле значительные поставки ЖРС осуществлялись в Турцию, Индию и Китай.

Это свидетельствует о том, что для новых мировых лидеров металлургии проблемы с сырьем уже сейчас актуальны. Так, серьезные трудности в переговорах с ведущими поставщиками ЖРС в 2009 г. возникли у Baosteel и других китайских производителей. Они требовали от австралийской BHP Billiton и бразильских Rio Tinto и Vale снижения стоимости руды на 35%. В основании такого требования – информация, что австралийцы ранее предоставили скидку в 34% одному из металлургических концернов. Однако эти переговоры не увенчались успехом, и китайские металлурги были вынуждены перейти на закупки ЖРС по спотовым контрактам, прежде всего у индийских производителей.

При этом следует учитывать, что экспортные возможности Индии по железной руде ограничены в условиях позитивной динамики развития собственного сталелитейного сектора.

Кстати, крупнейшая в Южной Корее металлургическая корпорация Posco в 2009 г. также не сумела найти понимание и общие подходы к ценообразованию на ЖРС с BHP Billiton: переговорный процесс продолжался несколько месяцев, но так и не был завершен.

Отсюда следует вывод: приоритеты в отрасли меняются. В период острой фазы кризиса у менеджмента металлургических предприятий насущной проблемой было сохранение существующих рынков сбыта металлопродукции и поиск новых. Сейчас же вопросы стабильного обеспечения сырьем опять выходят на первый план.

Жесткий ценовой диктат со стороны бразильских и австралийских горнодобывающих корпораций заставляет азиатских металлургов искать альтернативные источники ЖРС. Так, Baosteel в текущем году приобрела 15% акций австралийской Aquila Resources Ltd за 240 млн долл. Китай же, являющийся крупнейшим потребителей железной руды в мире, за последние несколько лет потратил 56 млрд долл. на инвестиции в горнодобывающие компании для снижения зависимости от Vale, Rio Tinto и BHP Billiton. Достижению этой цели, безусловно, будет способствовать и начатая в 2009 г. во Вьетнаме разработка крупнейшего в регионе месторождения на севере провинции Тинь. Залегающие там запасы железных руд оцениваются в 544 млн т., и только на первом этапе добыча составит 5-10 млн т. ЖРС в год.

Однако кризис все же остудил инвестиционные аппетиты китайцев, ранее скупавших активы ГМК по всему миру. Поэтому проблема диверсификации сырьевых поставок все равно остается актуальной для дальневосточных сталелитейных корпораций. В этой связи продукция украинских ГОКов представляет для них определенный интерес. К тому же Южная Корея и Китай являются мировыми лидерами по водоизмещению грузового флота и объемам международных морских грузоперевозок. Так что особых проблем с доставкой ЖРС не предвидится.

Игорь Воронцов
<font color=red>xxx</font>

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!