Подробнее Запомнить город


Всплываем осторожно

26.06.20
размер текста:

За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.

Китай и пустота

В начале июня WorldSteel опубликовала краткосрочный прогноз, в котором утверждается, что в 2020 г. мировой спрос на сталь сократится на 6,4% – до 1,654 млрд т, а в 2021 г. вернется до 1,717 млрд т, увеличившись на 3,8% по сравнению с предполагаемым показателем текущего года. Согласно оценкам ассоциации, на рост в пределах 1% может рассчитывать лишь Китай и, возможно, еще несколько исключений из правила. Но всем остальным регионам придется смириться с негативной статистикой.

Хуже всего выглядит сейчас ситуация в Индии, где ожидается падение спроса в 2020 г. на 18%. Строгие карантинные меры в стране привели почти к полной остановке многих отраслей, в т. ч. строительства и машиностроения. В то же время местные наблюдатели оценивают ситуацию менее катастрофично, чем WorldSteel. Ассоциация стали Индии прогнозирует падение спроса на 7,7%; аналитическое агентство Ind-Ra, входящее в структуру Fitch Group, пишет о 10-15%. При этом они предполагает, что индийские металлурги в ближайшие год-два вынужденно будут больше ориентированы на экспортные (преимущественно, азиатские) рынки.

В развитых странах, согласно прогнозам WorldSteel, перспектива не намного лучше, чем в Индии – спрос упадет на 17,1%. В развивающихся, куда входит и весь постсоветский регион, – на 11,6%. Но у развивающихся стран есть надежда на более высокие темпы восстановления. Уже в 2021 г. они могут отыграть почти все, потерянное в 2020-м.

"С ослаблением ограничений, которое началось в мае, мы ожидаем постепенного улучшения ситуации, но путь восстановления будет медленным", – утверждает председатель комитета по мировой экономике WorldSteel Саид Кумран Аль Ремейти, СЕО Emirates Steel. Но потом добавляет: "Если вирус будет сдерживаться без второго и третьего пиков, и если меры государственного стимулирования будут продолжены, мы сможем увидеть относительно быстрое выздоровление".

Парад протекционизмов

Традиционно прогнозы WorldSteel считаются на рынке достаточно консервативными. Но сегодня и другие аналитики боятся сглазить. Эпидемия Covid-19 вызвала атипичный экономический кризис в мире. Нет исторического базиса, чтобы проводить аналогии. И нет полной уверенности, что опасность уже миновала. По мнению Пола Бартоломью, главного редактора ряда металлургических бюллетеней S&P Global Platts, пандемия началась в плохой период, когда глобальный стальной сектор и без того переживал определенный спад. Далее, одним из главных следствий нынешнего кризиса стал разрыв логистических цепочек: из-за закрытия одних регионов без сырья или комплектующих остались предприятия в других. Это в свою очередь возбудило дискуссии о самодостаточности национальных экономик и, вероятно, вызовет новую волну протекционистских мер в разных странах и регионах. В частности, Пол Бартоломью полагает, что более закрытой станет Юго-Восточная Азия, куда раньше сталевары сбрасывали все излишки товара, который не удавалось сбыть на других рынках. О большой вероятности усиления протекционистских мер предупреждает и генеральный директор WorldSteel Эдвин Бассон, отмечая, что подобные явления наблюдались и после кризиса 2008-2009 гг.

В тоже время рынок ЕС, вопреки опасениям, наглухо не закрылся. Еврокомиссия проигнорировала требования внутреннего металлургического лобби и не пошла на урезание квот на импорт стали. Более того, она сохранила принцип ежегодного 3-процентного прироста объема индивидуальных квот для импортеров. Правда, теперь закрепленные за странами квоты будут определяться на ежеквартальной основе, а не раз в год, как ранее. Но для поставщиков стали в Европу, в т. ч. и украинских, это меньшее зло, чем можно было ждать. Решение Еврокомиссии вызвало шквал критики со стороны большинства сталелитейных компаний и ассоциаций на континенте, но вряд ли оно теперь уже будет пересмотрено.

В коллективном обращении, который подписало 8 июня почти 40 членов Euroferr, в темных тонах предупреждается о рисках, связанных со значительным увеличением доли импорта на европейском рынке стали. Согласно их оценкам, спрос на стальную продукцию в ЕС с начала пандемии упал на 50%, а 40% рабочих в отрасли были уволены или переведены на неполный рабочий день. Между тем, такие страны, как Китай, Индия, Индонезия и Россия, не отдыхали – утверждают авторы письма – они продолжали производство и складирование стали. Теперь этот дешевый товар может помешать восстановлению металлургии в странах Евросоюза. Впрочем, минорный настрой письма несколько противоречит реальным настроениям на рынке.

Лучики света

Согласно опросу трейдеров, проведенному британским агентством MEPS, большинство из них констатирует в июне увеличение спроса на рынке. Пускай и незначительное, но обнадеживающее. Встречаются даже случаи нехватки запасов, особенно для клиентов, которым требуется большой тоннаж в короткие сроки. Одновременно MEPS считает, что цены на стальную продукцию уже прошли нижнюю точку, и в третьем квартале будут повышаться. Хотя это обусловлено преимущественно ростом затрат металлургов на сырье, а не бойкой торговлей.

Можно предположить, что в 2-3 ближайших месяца покупатели будут увеличивать объемы заказов. Но гораздо медленнее, чем происходил обвал в первом полугодии. В итоге, ряд приостановивших свою работу предприятий ГМК, так и не откроется летом. А остальные будут вести себя очень сдержанно. К примеру, металлургические мощности Италии сегодня загружены чуть более чем наполовину. Немецкий концерн ThyssenKrupp заявил, что ожидает сокращения производства (против прошлогоднего уровня) на 20-30% в течение всего лета, Salzgitter – и вовсе до конца года. Металлурги в свою очередь кивают на медленное возвращение к нормальной жизни строительной, а особенно автомобильной отрасли. Последняя очень чувствительна к уровню доходов населения, а за период пандемии они заметно похудели. Очевидно, поэтому агентство Moody's и прогнозирует, что продажи новых автомобилей в мире сократятся в текущем году на 20%, а в Западной Европе – на все 30%.

С другой стороны, если западные рынки (ну, и Индия с ними), продолжают оставаться в черте депрессии, то остальные воспряли духом быстрее. Тот же Китай в мае показал рекордную в истории выплавку – 92,27 млн. т стали в месяц. С опережением прошлогодних графиков производительности в 2020 г. идут Вьетнам, Таиланд, Египет, но, прежде всего, Иран. За январь-май текущего года в Иране выплавлено 11,44 млн т стали, что на 11% больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Турция пока отстает от динамики 2019 г., но крупнейший меткомбинат страны Erdemir заявил, что уже в июле может вернуться на полную мощность, если этому будут способствовать рыночные обстоятельства. И это несмотря на то, что на турецкий прокат с 1 июля вводится отдельная квота при поставках на территорию Евросоюза.

Согласно мониторингу компании "Укрпромвнешэкспертиза", в течение двух первых недель июня наблюдается не стремительный, но стабильный рос цен на заготовку и катанку в таких регионах, как Китай и Юго-Восточная Азия, Турция, Ближний Восток, Персидский залив. "На региональных рынках арматуры и катанки необходимость пополнения запасов, сократившихся в предыдущие месяцы из-за слабой торговли в период карантина, вынуждает трейдеров принимать повышение цен, несмотря на сохраняющиеся неопределенность и недостаточно высокий спрос на готовый прокат в строительном секторе большинства регионов, – отмечают в УПЭ. – Поддержку рынку оказывает текущее повышение спотовых цен на рынке лома и железорудного сырья". Кстати, с начала июня выросли цены на арматуру и на вторичном рынке Украины: по нижнему уровню – на 500 грн., а по верхнему – на 80-100 грн. Аналитики "Укрпромвнешэкспертизы" ожидают, что восходящий ценовой тренд на рынке продержится весь июнь. Но в июле-августе, в период традиционного сезонного спада потребления, возможна умеренная коррекция цен вниз.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!