Подробнее Запомнить город


Попытка № 5 создать независимого регулятора в сфере транспорта

02.06.20
размер текста:

О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.

Многочисленное количество раз проект закона, который бы предусматривал создание независимого регулятора на транспорте, ранее уже вносился в украинский парламент. Хотя на голосование, даже в первом чтении, он так ни разу и не попал.

Небольшой экскурс в историю. Так еще в первом полугодии 2012 правительство под руководством Николая Азарова внесло два проекта, которые предусматривали создание независимого арбитра между потребителями и природными монополиями в сфере транспорта (проект Закона о государственном регулировании деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспорта; Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственного регулирования и управления в сфере транспорта и дорожного хозяйства).

Затем в январе 2016 правительство Арсения Яценюка также инициировало внесения депутатам своего законопроекта о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта.

Далее тема нашла свое продолжение в каденцию правления Владимира Гройсмана, и он также внес в мае 2016 в парламент свой законопроект о независимом регуляторе в сфере транспорта.

Следом эстафету подхватило правительство Алексея Гончарука, которое в конце 2019 года внесло Проект Закона о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта.

Так, 7 мая 2020 Министерство инфраструктуры Украины выступило с инициативой создания независимого регулятора на транспорте, разместив на своем сайте проект Закона "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирования в сфере транспорта" (далее - НКРТ), которая должна обеспечить государственное регулирование деятельности на рынках естественных монополий и смежных рынках в сфере транспорта, по вопросам формирования ценовой (тарифной) политики и определены принципы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий и смежных рынков с участием субъектов естественных монополий в сфере транспорта.

В идеале - задача этого органа - убрать политическое давление на процесс установления тарифов и убрать скрытое субсидирование через управленческие механизмы отдельных игроков рынка.

Что же можно увидеть по факту, прочитав соответствующий проект нормативного акта? Основное- поскольку назначение на должность членов регулятора осуществляется по результатам открытого конкурсного отбора, который проводит конкурсная комиссия по отбору кандидатов в количестве всего 5 человек, которых определяет Кабинет министров по представлению Министерства инфраструктуры, и в силу отсутствия возможности предоставить своих представителей, например Верховной Радой, Антимонопольным комитетом, общественности и др. ставит под сомнение независимость НКРТ и свидетельствует о реальной возможности влияния на нее со стороны Мининфраструктуры.

При этом основания для увольнения главы и членов регулятора в проекте не отображены. Модель финансирования регулятора исключает наличие независимости, поскольку размер финансирования НКРТ ставится в прямую зависимость от уровня чистого дохода субъектов естественной монополии, и игроков на смежных рынках.

Необходимо отметить, что дискуссионной является норма проекта о том, что НКРТ должна устанавливать цены и тарифы для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках и осуществлять государственный надзор (контроль) за соблюдением этими субъектами таких тарифов. При этом перечень видов деятельности на смежных рынках устанавливает КМУ, а не закон. То есть, предложенная концепция противоречит цели создания независимых регуляторов, деятельность которых зачастую направляется на регулирование монопольных, а не конкурентных рынков.

Ответственность регулятора за принятые решения в проекте прописана размыто, поскольку отсутствует персональная ответственность Председателя и членов регулятора, в частности, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, при отсутствии в проекте оснований для их увольнения. Все это может приводить к злоупотреблениям и продолжению давления на бизнес.

В проекте отсутствуют положения о демократизации власти и согласования интересов государства и субъектов регулирования поскольку не предусмотрено функционирование Общественного Совета и не раскрыты принципы прозрачности.

Закономерно у потребителей транспортных услуг могут возникнуть опасения, что модель НКРТ, предложенная Министерством инфраструктуры Украины не обеспечивает реальной независимости этого органа. Модель финансирования может способствовать установлению более высоких тарифов. А отсутствие общественного совета при НКРТ – это существенный шаг назад на пути демократизации.

Остается надеяться, что законопроект перед подачей в парламент все же претерпит ряд корректировок и внесется в Верховную Раду уже намного более приемлемым для потребителя. В современных условиях крайне нужен такой орган, который, с одной стороны, сможет контролировать тарифы, с другой стороны – контролировать инвестиции и проведение модернизации монополистами.

Анна Долгих, адвокат, старший партнер АО "Лекс енд Баклер"

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!