Подробнее Запомнить город


Логистика реагирует на кризис

22.09.09
размер текста:

Услуги по внутренней транспортировке и доставке металла подешевели, а качество сервиса улучшилось. Эксперты говорят: всему виной экономический кризис. Штиль в строительной отрасли привел к снижению оборотов в металлоторговле. Разгрузка площадей позволила некоторым торговцам улучшить систему логистики и снизить расценки за перевозки. Однако дешевыми эти услуги долго оставаться не смогут, ведь цена на топливо стремительно растет.

Частники покидают автоперевозки

На рынке работают несколько десятков крупных перевозчиков, которые специализируются на транспортировке металлических изделий, обладая парком машин, которые в состоянии перевозить грузы весом более 20 тонн и длиной более 10 метров. Подобные компании обладают всей разрешительной документацией, необходимой для перевозки этих грузов. Но из-за спада спроса некоторые из них были вынуждены переориентироваться на другие виды продукции, занявшись контейнерными перевозками или транспортировкой негабаритной техники.

Понизив расценки на свою продукцию на 30%, перевозчики не смогли далее продолжать снижение ввиду роста цен на топливо. Цены на дизель в течение лета выросли с 5,2 до более 7 грн., продолжая расти и дальше в условиях повышенного спроса на топливо со стороны аграриев.

В настоящее время перевозка груза массой в 10 тонн (к примеру, металлической арматуры длиной 8 м) из Киева в Днепропетровск обойдется от 7 до 12,5 тыс. грн., если платить наличными. При расчете безналом за это придется доплатить 10%, то есть 750-1250 грн. В ходе телефонного обзвона выяснилось, что транспортники не руководствуются никакими общепринятыми тарифами, а устанавливают свой собственный. Поэтому расценки между ними отличаются на 50-70% за один и тот же маршрут. В среднем он составляет 12-18 грн. за км.

Президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Виталий Рева в интервью "Минпрому" отметил, что дисбаланс в тарифах – давняя проблема. "Раньше перевозчики работали по единому прейскуранту, установленному государством для предприятий разных форм собственности. В частности, они знали, сколько стоит перевозка того или иного груза, сколько стоит задержка отгрузки, сколько стоит тоннаж груза, и руководствовались этими тарифами. Теперь его никто не придерживается, а все устанавливают расценки по своему усмотрению", - отмечает Рева.

В условиях непрозрачности тарифов и высоких цен на перевозки металлоторговцы решили отказаться от услуг частников и совершать транспортировку своим автопарком. Это позволило снизить себестоимость металла. В среднем стоимость доставки металла с металлобазы к покупателю колеблется на уровне 6-15 грн. за километр, то есть на 50% дешевле, чем у частных транспортников.

Перевозка металла с помощью сертифицированных торговцев имеет несколько преимуществ. Во-первых, можно заказать не только транспорт, но и обработку металла, чтобы он принял надлежащий вид для транспортировки и потребления. Во-вторых, торговцы, как правило, не делают различий между наличным и безналичным расчетом. В-третьих, у них в наличии хорошие специализированные автомобили, поэтому доставка и отгрузка будет более удобна.

Железнодорожный транспорт

Как известно, сейчас на перевозку железнодорожным транспортом действуют льготные тарифы, утвержденные Меморандумом между металлургами и правительством. Прежде всего, это касается снижения тарифных ставок на перевозку грузов в местном сообщении до 200 км. Например, снижение тарифов на перевозку черных металлов по маршруту Енакиево-Ясиноватая (36 км) составило 40% в вагонах "Укрзализныци" и 45% в собственных вагонах предприятия, Енакиево-Мариуполь-Порт (186 км) — 10% и 17% соответственно, Сартана-Мариуполь-Порт (16 км) — 51% и 55%.

Теперь в основу формирования ставок тарифа заложено не только расстояние и расчетная масса вагона (контейнера), но и то, кому именно этот вагон (контейнер) принадлежит: парку железной дороги или же отправителю. Для тех, кто использует вагоны ж/д парка, размер тарифов будет составлять на 3-10 % выше.

Речной транспорт

Речной транспорт становится реальной альтернативой железнодорожным и автомобильным перевозкам, однако пока он действует только по Днепру. На сегодня крупными портами, способными на отгрузку металлопродукции, являются Николаевский, Запорожский, Днепропетровский, Херсонский, Черниговский порты. Впрочем, процесс транспортировки и отгрузки металла по реке пока слишком длинный и бюрократичный. В речных портах – слишком слабая транспортная инфраструктура, да и количество специализированных суден слишком мало.

Логистическая сеть

Стоит отметить, что перед кризисом количество современных металлобаз, складских помещений и логистических комплексов стремительно возрастало. Появились первые в стране супермаркеты металла, ориентированные как на оптовых, так и на розничных покупателей. Однако даже подобные комплексы не всегда справлялись с ростом продаж, и иногда возникали проблемы со своевременной отгрузкой и транспортировкой товара. После того, как грянул кризис и продавцы лишились основных покупателей, скорость и качество транспортировки металла значительно улучшилась.

Продавцы металла сделали все возможное, чтобы привлечь тех покупателей, которые остались на рынке. Стоимость доставки снизилась на 10%, больше внимания стало уделяться мелкому и среднему опту. Так, к примеру, компания "УГМК" перераспределила объемы поставок между железнодорожным и автомобильным транспортом. Теперь 15-20% объемов поставок металла на региональные склады сеть стала осуществлять своим автотранспортом. Компания "Запорожметалл-холдинг" решила, что, несмотря на подорожание топлива, она не будет повышать тарифы на транспортировку. А перевозку компания осуществляет собственным автотранспортом, лишь изредка прибегая к услугам частников. Как сообщили "Минпрому" в отделе логистики компании, теперь основное внимание уделяют розничным продажам.

Много внимания металлоторговцы стали уделять предпродажным услугам, в частности, порезке металлопроката, доставке, широкому ассортименту в одном месте (это позволяет экономить время/деньги на поиски необходимого), оказании справочной информации и прочее. В связи с этим у супермаркетов металла и адаптированных под розницу металлобаз оказалась сравнительно хорошая динамика продаж. Наибольшая концентрация подобных розничных сетей в промышленных регионах Украины – восточном и центральном.

Особенность таких торговых площадок в том, что они имеют широкий ассортимент металлопродукции, который подобран по специфике потребления данной конкретной территории. К примеру, в Николаеве и Херсоне – в наличии специальный металл для судостроения, а в Запорожье – металл для нужд автопроизводства. Сети супермаркетов готовы быстро обслужить как розничного покупателя, так и крупное предприятие. В подобных сетях действует система "виртуального центрального склада", что позволяет доставлять потребителю не только тот металлопрокат, который хранится на складе его региона, но и тот, который имеется в национальной сети. Контролируемый процесс сбыта напрямую влияет на процессы закупки/заказа металлопроката, транспортировки, финансирования, что позволяет компаниям снизить расходы и себестоимость продукции.

Горючее влияет на логистику

Впрочем, дальнейшее подорожание топлива сделает невыгодным развитие логистической сети, ведь на перевозки придется тратить слишком много денег. Поэтому все расходы будут переложены на покупателей товаров, чему последние навряд ли обрадуются. В таких условиях выживут лишь крупнейшие торговцы и перевозчики, которые смогут оптимизировать систему логистики и удерживать минимальные тарифы на транспорт.

Комментарии

Виталий Ключник, коммерческий директор ОАО "Украинская горно-металлургическая компания"

Мы провели оптимизацию логистической системы в масштабах территории всей Украины, в том числе транспортной логистики, львиную долю которой обеспечивает парк собственных грузовых автомобилей. Благодаря высвобождению внутренних резервов оборачиваемость складов увеличилась более чем в два раза с начала 2009 г. Централизация и современные методы администрирования, аккумулирование ресурсов и оптимальное распределение позволило компании не только сохранить рыночные позиции, но и увеличить собственную долю рынка до 16%.

Сергей Рева, председатель Ассоциации перевозчиков Украины

Подорожание топлива заставляет перевозчиков работать на грани рентабельности. Поэтому ожидать снижения расценок на перевозки не приходится, скорее наоборот. Если так и дальше будет продолжаться, то не исключено, что будем устраивать акции протеста, потому что работать в таких условиях невозможно. Дальнейшее подорожание топлива и удорожание доллара приведет к тому, что с рынка уйдет большая часть перевозчиков. А те, кто останутся, будут диктовать цены на рынке, тем более таком специализированном как крупногабаритные перевозки.

Сергей Чигирь

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!