Подробнее Запомнить город


Таблетка против импорта

08.04.20
размер текста:

Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?

Последние четыре года подряд Украина наращивает импорт товаров. С 2015 по 2019 год товарный импорт вырос на 65% - с 36,6 млрд долл. до 60,4 млрд долл. Правда, до уровня 2013 года (77 млрд долл.) он так и не дорос, но надо понимать, что в 2019 году по сравнению с 2013 годом в Украине жило существенно меньше людей, а индекс промышленного производства даже по очень оптимистичным данным Госстата составлял менее 85% от уровня того же 2013 года.

Усугубляет ситуацию тот факт, что большая часть импорта представлена не сырьём, комплектующими и/или новым оборудованием, а товарами конечного потребления и энергоносителями. Причём часть энергоносителей, а именно – нефтепродукты, это также товар конечного потребления.

Ситуация никак не изменилась даже в 2019 году, когда присутствовали объективные факторы, способствующие сокращению импорта в стоимостном выражении. Стоимость энергоресурсов снизилась явно больше, чем стоимость основных товаров украинского экспорта, а погода в конце минувшего года выдалась аномально тёплой. Сэкономить на импорте энергоносителей удалось более 1,3 млрд долл. – 10% от объема импорта предыдущего года. И это всё при рекордном урожае.

Однако вместо того чтобы использовать эти факторы в целях развития экономики, наша власть увлеклась строительством пирамиды ОВГЗ, вследствие чего укрепился курс гривны. Что нанесло дополнительный удар внутреннему производству и шире распахнуло ворота для импорта.

В условиях пандемии коронавируса и начинающегося масштабного мирового экономического кризиса большинство стран мира неизбежно пойдёт по пути закрытия своих экономик и поддержки их самообеспечения и замещения импорта. И хотя Украине следовало бы заниматься тем же раньше, неизбежное шоковое падение импорта в нынешнем году вынуждает ставить вопросы о том, поставки каких товаров могут быть замещены внутриукраинским производством.

Почти ¾ всего украинского импорта приходится на продукцию трёх отраслей – машино/приборостроения, топливно-энергетического комплекса, и химической промышленности – суммарно более 43,7 млрд долл.

Явным же лидером из них является продукция машино/приборостроения, которой в прошлом году было ввезено на 20,5 млрд долл.

В 2019 году с учетом легализации части "блях" в Украину было ввезено легковых автомобилей на 3,6 млрд долл. – это основная статья импорта продукции машиностроения. Очевидно, что полностью заместить импорт легковушек Украина не сможет. К сожалению, уже поздно идти и теми путями, которыми пошли сопредельные с Украиной Словакия и Россия, привлекшие иностранных автопроизводителей на свои рынки и разными путями заставлявшие их увеличивать локализацию. Даже от Румынии, в которой собираются сотни тысяч Dacia на платформе Logan, мы отстаём на безнадежные 20 лет.

Но всё же при наличии государственных стимулов можно оживить завод в закарпатском Соломоново, на котором можно не только прикручивать колёса, но и заниматься сваркой и покраской корпусов автомобилей, выпускаемых Volkswagen Group, многими другими технологическим операциями, по договоренности с компанией постепенно наращивая степень локализации. Тут даже каких-то грандиозных разовых инвестиций не нужно. Нужны преференции и гарантии их длительности.

Кроме того, можно отменить абсолютно варварские нормы Налогового кодекса, предусматривающие необлагаемый налогами и пошлинами ввоз готовых электромобилей. Именно готовых – а не их частей. Хотя, как минимум, собирать их можно было бы в нашей стране – опять же при наличии каких-то стимулов со стороны государства.

Разумеется, в кризисный год обвал импорта легковых автомобилей произойдёт сам собой. Однако принятие описанных мер позволит сократить импорт на сотни миллионов и после восстановления рынка – за счет частичной локализации в Украине.

Второй по объемам позицией машиностроительного импорта являются светодиодные лампы, а также их комплектующие – светодиоды и т.п., которых в прошлом году было ввезено на 1,3 млрд долл. Это далеко не такой высокотехнологичный товар, как легковой автомобиль. Однако конкурировать по цене с китайскими производителями самих светодиодов и плат к лампам представляется маловероятным. В Украине есть несколько сборщиков таких ламп, но их доля на рынке невелика. Стимулировать перемещение в Украину разработку дизайна и сборку готового изделия вполне реально. Больших капиталовложений тут не нужно. А эффект для торгового баланса может составить сотни миллионов долларов.

Следующей товарной позицией импорта продукции машино/приборостроения являются мобильные телефоны, коих было ввезено почти на 1 млрд долл. В возможность импортозамещения тут особой надежды нет. Для этого нужны не только серьезные капиталовложения, но и в принципе разумная и последовательная экономическая и уже – промышленная политика.

Из остальных значимых позиций продукции этой отрасли без серьезных капиталовложений и упомянутой выше разумной экономической политики рассчитывать на что-то сложно. Собственное тракторостроение и грузовое автомобилестроение наши власти целенаправленно убили, а приход иностранных производителей с высокой степенью локализации на наш микроскопический рынок представляется невероятным. Производство компьютеров или комплектующим к ним за один день или год не возникнет ни при каких условиях. Топливо для АЭС мы тоже продолжим импортировать.

Имеется, правда, и ряд импортируемых в немалом количестве позиций (различное электрооборудование, насосы и т.д.), которые производятся в Украине и могли бы заместить экспорт даже без какой-то фискальной или инвестиционной поддержки государства. Но для этого нужно изменить закон о публичных закупках, предусмотрев преимущества для местного товаропроизводителя (от возможности ценовой надбавки до учета стоимости жизненного цикла продукции и т.д.)

Если применить обе описанные меры, то в краткосрочной перспективе и без серьезных капиталовложений импорт продукции машино/приборостроения в сравнимых с 2019 годом экономических условиях удастся быстро заместить на сумму до 4-5 млрд долл. в лучшем случае. В случае же неизменности правил публичных закупок, даже при принятии прочих описанных мер, вряд ли сумма замещения дотянет до 2 млрд долл.

Вторая по объему импорта группа товаров – это товары топливно-энергетические. Их в 2019 году было ввезено на 12,2 млрд. долл. Несмотря на то, что наша власть любит поговорить об энергонезависимости, имея в виду импортный газ (причем российский газ, импортируемый через европейские "прокладки"), на самом деле природного газа сегодня Украина закупает существенно меньше, чем угля (2,3 млрд долл. против 2,8 млрд долл.), и тем более меньше, чем нефтепродуктов (5,4 млрд долл.).

Стоит отметить, что реальное преодоление зависимости от импорта угля возможно только в случае реинтеграции Донбасса. Однако подвижек на этом пути в последнее время не просматривается. А риторика новой власти по "донбасскому кейсу" становится аналогичной той, что использовалась властью прежней. Поэтому и здесь перспективы неважные.

Тем не менее, именно в топливно-энергетической сфере кроются едва ли не наибольшие варианты для импортозамещения, но… государственная "Укргаздобыча" свернула свою программу "20/20", которая предусматривала увеличение добычи газа до 20 млрд куб м в год. В результате ее реализации в неизвестном направлении "растворились" до 50 млрд грн., а повышения добычи не произошло. И стратегия, направленная, на выжимание всех соков из промышленности и населения в пользу газового монополиста не изменилась. Поэтому тут положительных сдвигов ожидать не приходится.

Наконец, импортозамещение нефтепродуктов возможно лишь при очень серьезных инвестициях в модернизацию существующих НПЗ, или с учетом их состояния – в строительство новых. Пожалуй для полного самообеспечения Украины нефтепродуктами понадобится никак не меньше 5 млрд долл., на которые в обозримом будущем рассчитывать не приходится.

Выходит, что теоретически наиболее перспективная в вопросе импортозамещения сфера, на практике таких перспектив не имеет.

Третья по объему импорта группа товаров – это продукция химической промышленности, которой в 2019 году было ввезено на 11 млрд долл. И в данном сегменте есть потенциал в краткие сроки заместить импорт не менее 3 млрд долл. продукции.

Первое место среди них занимает импорт лекарственных средств. В условиях, когда украинская фармацевтическая промышленность, почти не занимается синтезом субстанций, а в основном смешивает их, таблетирует и т.д., говорить о возможности полного самообеспечения несерьезно. Да еще и с учетом научного отставания.

Однако украинская фармацевтическая промышленность является одной из немногих, которая стабильно растет в последние годы. И она способна замещать, во всяком случае, ввоз готовых лекарств в дальнейшем еще в большей степени. Если же говорить о возможности возрождения синтеза или тем более медицинской науки, то это должна быть длительная поддерживаемая государством программа.

Импорт удобрений, исключая калийные (для них у Украины нет сырьевой базы), в минувшем году составил более 1,4 млрд долл. Имеющиеся в Украине производственные мощности вполне могут заместить его весь. Нужно лишь прекратить издевательство над производителями удобрений со стороны "Нафтогаза Украины" в вопросах ценообразования и точечно помогать на правительственном уровне в борьбе с демпингом. Кстати, в 2020 году в условиях падающей цены на газ второй вопрос становится даже ключевым.

Также государству необходимо более активно применять антидемпинговые меры по защите своего рынка от тех товаров, которые уже производятся у нас. Ведь если весь мир сегодня активно занимается протекционизмом, то чем мы хуже? Позитивным примером здесь является введение пошлины на китайскую оцинковку, что позволило резко снизить импорт данной продукции в Украину. Но вот с введением справедливой антидемпинговой пошлины на китайские трубы Межведомственная комиссия по международной торговле при Министерстве экономического развития и торговли откровенно медлит.

Разумеется, речь везде идёт о сравнимых экономических условиях. В условиях жесткого кризиса нынешнего года падение импорта будет очень серьезным и само по себе. Важно использовать предоставляемый этим падением шанс при выходе из кризиса.

Сергей Саливон, эксперт Аналитического центра экономико-правовых исследований и прогнозирования при ФРУ, директор департамента экономической политики ФРУ

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!