Подробнее Запомнить город


Логичное продолжение

21.09.09
размер текста:

ТНК-ВР до кризиса успела серьезно модернизировать Лисичанский НПЗ, теперь завод является самым современным в отрасли. На очереди – экспансия на розничный рынок нефтепродуктов.

Лисичанский нефтеперерабатывающий завод – самый молодой НПЗ в Украине: 1 очередь предприятия сдана в эксплуатацию в октябре 1976 г. В 1990 годах предприятие преобразовалось в ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез" (ЛиНОС), а в 2000 году 67,41% его акций было выкуплено Тюменской нефтяной компанией (ТНК).

В последние годы преемником "ЛиНОСа" в качестве основного собственника производственных мощностей компании стало ЗАО "ЛИНИК". Общая ежегодная мощность завода составляет приблизительно 8 млн. т нефтяного сырья в год, поставки происходят по нефтепроводу "Самара-Лисичанск", а также по железной дороге. Ассортимент включает: 1) неэтилированный автомобильный бензин А-80, А-92, А-95, А-98; 2) дизтопливо с содержанием серы до 0,2%, 0,05% и 50 ppm; 3) так называемое зимнее дизтопливо – до 0,2%, 0,05% и 0,005% серы; 4) топливо для реактивных двигателей (ТС-1); 5) топочный мазут М-100; 6) полипропилен ЛИПОЛ (марки от А-1 до А-11); 7) углеводородный сжиженный топливный газ для общего потребления – СПБТ и БТ; 8) комовую серу; 9) дорожные и кровельные битумы. При этом предприятие является единственным украинским изготовителем полипропилена.

ЗАО располагает двумя укрупненными комбинированными установками первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-8, двумя установками каталитического риформинга (Л-35/11-1000 и ЛЧ-35/11-1000) и другим основным технологическим оборудованием, а также собственной ТЭЦ и 187 резервуарами общей емкостью 1,3 млн. куб. м.

Миллионы в кризис

Одним из последних событий, связанных с компанией, стала консолидация ТНК-ВР почти 100% уставного капитала завода летом 2009 г. Член совета директоров ТНК-ВР Михаил Фридман в связи с этим замечает: "Украина – один из ключевых регионов работы корпорации". От себя добавим, что на "ЛИНИКе" в последние годы уже проведена крупная модернизация, и теперь он считается едва ли не самым современным отечественным НПЗ. Это позволяет владельцам не только занимать часть внутреннего рынка, но и успешно экспортировать свою продукцию дальше.

В 2009 г. запланировано освоить на развитие производства 48 млн. долл., в том числе на промышленную и экологическую безопасность – более 14 млн. долл., на замену изношенного оборудования и катализаторов – свыше 20 млн. долл., на обновление систем управления, эксплуатационную безопасность – более 5 млн. долл., на оборудование контроля качества – 2 млн. долл. Так, в ООО "ТНК-ВР Коммерс" сообщают, что уже до конца 2009 г. намечено внедрить новую технологическую схему вакуумирования на установке первичной переработки нефти. Эффект от проекта – снижение выбросов в атмосферу и рост отбора вакуумного газойля, используемого для выработки светлых нефтепродуктов.

Также предприятие к 2010 г. наметило начать реконструкцию резервуарного парка хранения сжиженных углеводородных газов и эстакады. В целом в этом году предполагается сохранить производство на уровне 2008 г. и добиться таких показателей (тыс. т):


Источник: Лисичанский горсовет

Как видим, выпуск базовой продукции – бензина – планируется даже нарастить, так же как и монопольно производимого полипропилена. Как можно догадаться, плановое увеличение выпуска бензина связано не с ростом потребления (оно падает), а с ожидаемым усилением рыночных позиций.

Ну, держись, розница!

Ключевым фактором такого усиления может стать покупка более 110 АЗС у сети "УТН-Восток", работающей в 13 регионах страны преимущественно под брендом "Укртатнафта". С учетом кризиса и долгов сеть оценивается всего в 50 млн. долл. Это в 2 раза меньше той цены, которая была еще год назад. Так, 1 заправка сети оценивается в 840 тыс. долл., в то время как годом ранее она стоила 1 млн. долл. Больше всего АЗС у фирмы в Донецкой, Днепропетровской и Киевской областях. Материнская компания сети (ЗАО "Вик-Ойл") входит в многопрофильный холдинг "Международный инвестиционный союз".

Как известно, у ТНК-ВР на украинском рынке уже есть своя розничная сеть торговли нефтепродуктами – предприятие "Кершер". Однако оно со своими 50 АЗС занимает лишь 1% рынка. В то же время "ЛУКОЙЛ" имеет в нашей стране 269 заправок, а крупный западноукраинский трейдер "Галнафтогаз" - 270. Кроме того, на рынке работает Shell (Британия) со 161 АЗС.

Правда, в августе "Укртатнафта" вознамерилась отобрать у "УТН-Восток" свой бренд, обвиняя последнюю в нарушении лицензионного соглашения. Однако самое страшное, к чему это может привести, и так произошло бы при переходе под "крыло" ТНК. Речь идет о ребрендинге под марку нового собственника. Коммерческий директор "УТН-Восток" Виталий Леончук по этому поводу отмечает, что под брендом кременчугского производителя сейчас в Украине работает порядка 200 заправок, но претензии возникли только к его компании.

Не исключено, что поглощение "УТН-Восток" компанией ТНК-ВР даст старт крупному переделу отечественного рынка нефтепродуктов. В числе причин – подорожание бензина, ведущее к падению спроса, и, как следствие, продаж. Таким образом, более слабые операторы вынуждены готовиться покинуть рынок. Спад потребления усиливается его традиционным осенним снижением, но инфляция и девальвация не дают возможности сократить расходы в гривне. Поэтому уже в 2009 г. можно ожидать укрупнения рынка в пользу ведущих игроков. В частности, могут заметно укрепиться "ЛУКОЙЛ" и ТНК-ВР. У них "в тылу" есть мощный российский базис и собственная нефть. "Галнафтогаз" в кризисных условиях небезуспешно пытается получать кредиты от ЕБРР и других глобальных заемщиков, но его возможности все же намного меньше, чем у конкурентов из России.

А вот "УкрПриватНафта" Игоря Коломойского, который в последнее время существенно продвинулся в деле построения в стране собственной ВИНК (вертикально интегрированной нефтяной компании), может составить россиянам реальную конкуренцию. Даже если у "Привата" не будет контроля над сотней заправок "УТН-Восток", то ведь можно построить новые или попросту привлечь уже готовые под свою марку по джобберским контрактам. А вот производственные активы у Коломойского (Кременчугский НПЗ, "Галичину" и "Нафтохимик Прикарпатья") в ближайшие годы будет сложно отобрать. Даже если у него испортятся отношения с Юлией Владимировной и при этом она станет Президентом.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.
09.01.18, Анна Ганзенко
К исходу четвертого года со времени последнего Майдана и всех последующих событий уже можно прикинуть предварительную цену, которую пришлось заплатить Украине за свой выбор. И если политические последствия данного шага сложно оценить однозначно, то с экономическими параметрами все немного проще: статистические показатели состояния экономики страны беспристрастны и спорить с ними тяжело.
04.01.18, Ярослав Ярош
Конец года оказался необычайно щедрым для меткомбината "Arcelor Mittal Кривой Рог". АМКР подписал документы о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и синдиката европейских банков на общую сумму 350 млн долл. Этот заем покроет примерно треть нужд комбината в денежных средствах, которые тот намерен вложить в масштабную модернизацию.
27.12.17, Максим Полевой
По итогам 2017 года в мире ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 5%. Значительнее всего увеличатся вложения в переходные экономики. В их числе может оказаться и Украина.
22.12.17, Ярослав Ярош
За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.
20.12.17, Максим Полевой
В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.

Продажа парусных яхт Grand Soleil 37


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!