Подробнее Запомнить город


Логичное продолжение

21.09.09
размер текста:

ТНК-ВР до кризиса успела серьезно модернизировать Лисичанский НПЗ, теперь завод является самым современным в отрасли. На очереди – экспансия на розничный рынок нефтепродуктов.

Лисичанский нефтеперерабатывающий завод – самый молодой НПЗ в Украине: 1 очередь предприятия сдана в эксплуатацию в октябре 1976 г. В 1990 годах предприятие преобразовалось в ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез" (ЛиНОС), а в 2000 году 67,41% его акций было выкуплено Тюменской нефтяной компанией (ТНК).

В последние годы преемником "ЛиНОСа" в качестве основного собственника производственных мощностей компании стало ЗАО "ЛИНИК". Общая ежегодная мощность завода составляет приблизительно 8 млн. т нефтяного сырья в год, поставки происходят по нефтепроводу "Самара-Лисичанск", а также по железной дороге. Ассортимент включает: 1) неэтилированный автомобильный бензин А-80, А-92, А-95, А-98; 2) дизтопливо с содержанием серы до 0,2%, 0,05% и 50 ppm; 3) так называемое зимнее дизтопливо – до 0,2%, 0,05% и 0,005% серы; 4) топливо для реактивных двигателей (ТС-1); 5) топочный мазут М-100; 6) полипропилен ЛИПОЛ (марки от А-1 до А-11); 7) углеводородный сжиженный топливный газ для общего потребления – СПБТ и БТ; 8) комовую серу; 9) дорожные и кровельные битумы. При этом предприятие является единственным украинским изготовителем полипропилена.

ЗАО располагает двумя укрупненными комбинированными установками первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-8, двумя установками каталитического риформинга (Л-35/11-1000 и ЛЧ-35/11-1000) и другим основным технологическим оборудованием, а также собственной ТЭЦ и 187 резервуарами общей емкостью 1,3 млн. куб. м.

Миллионы в кризис

Одним из последних событий, связанных с компанией, стала консолидация ТНК-ВР почти 100% уставного капитала завода летом 2009 г. Член совета директоров ТНК-ВР Михаил Фридман в связи с этим замечает: "Украина – один из ключевых регионов работы корпорации". От себя добавим, что на "ЛИНИКе" в последние годы уже проведена крупная модернизация, и теперь он считается едва ли не самым современным отечественным НПЗ. Это позволяет владельцам не только занимать часть внутреннего рынка, но и успешно экспортировать свою продукцию дальше.

В 2009 г. запланировано освоить на развитие производства 48 млн. долл., в том числе на промышленную и экологическую безопасность – более 14 млн. долл., на замену изношенного оборудования и катализаторов – свыше 20 млн. долл., на обновление систем управления, эксплуатационную безопасность – более 5 млн. долл., на оборудование контроля качества – 2 млн. долл. Так, в ООО "ТНК-ВР Коммерс" сообщают, что уже до конца 2009 г. намечено внедрить новую технологическую схему вакуумирования на установке первичной переработки нефти. Эффект от проекта – снижение выбросов в атмосферу и рост отбора вакуумного газойля, используемого для выработки светлых нефтепродуктов.

Также предприятие к 2010 г. наметило начать реконструкцию резервуарного парка хранения сжиженных углеводородных газов и эстакады. В целом в этом году предполагается сохранить производство на уровне 2008 г. и добиться таких показателей (тыс. т):


Источник: Лисичанский горсовет

Как видим, выпуск базовой продукции – бензина – планируется даже нарастить, так же как и монопольно производимого полипропилена. Как можно догадаться, плановое увеличение выпуска бензина связано не с ростом потребления (оно падает), а с ожидаемым усилением рыночных позиций.

Ну, держись, розница!

Ключевым фактором такого усиления может стать покупка более 110 АЗС у сети "УТН-Восток", работающей в 13 регионах страны преимущественно под брендом "Укртатнафта". С учетом кризиса и долгов сеть оценивается всего в 50 млн. долл. Это в 2 раза меньше той цены, которая была еще год назад. Так, 1 заправка сети оценивается в 840 тыс. долл., в то время как годом ранее она стоила 1 млн. долл. Больше всего АЗС у фирмы в Донецкой, Днепропетровской и Киевской областях. Материнская компания сети (ЗАО "Вик-Ойл") входит в многопрофильный холдинг "Международный инвестиционный союз".

Как известно, у ТНК-ВР на украинском рынке уже есть своя розничная сеть торговли нефтепродуктами – предприятие "Кершер". Однако оно со своими 50 АЗС занимает лишь 1% рынка. В то же время "ЛУКОЙЛ" имеет в нашей стране 269 заправок, а крупный западноукраинский трейдер "Галнафтогаз" - 270. Кроме того, на рынке работает Shell (Британия) со 161 АЗС.

Правда, в августе "Укртатнафта" вознамерилась отобрать у "УТН-Восток" свой бренд, обвиняя последнюю в нарушении лицензионного соглашения. Однако самое страшное, к чему это может привести, и так произошло бы при переходе под "крыло" ТНК. Речь идет о ребрендинге под марку нового собственника. Коммерческий директор "УТН-Восток" Виталий Леончук по этому поводу отмечает, что под брендом кременчугского производителя сейчас в Украине работает порядка 200 заправок, но претензии возникли только к его компании.

Не исключено, что поглощение "УТН-Восток" компанией ТНК-ВР даст старт крупному переделу отечественного рынка нефтепродуктов. В числе причин – подорожание бензина, ведущее к падению спроса, и, как следствие, продаж. Таким образом, более слабые операторы вынуждены готовиться покинуть рынок. Спад потребления усиливается его традиционным осенним снижением, но инфляция и девальвация не дают возможности сократить расходы в гривне. Поэтому уже в 2009 г. можно ожидать укрупнения рынка в пользу ведущих игроков. В частности, могут заметно укрепиться "ЛУКОЙЛ" и ТНК-ВР. У них "в тылу" есть мощный российский базис и собственная нефть. "Галнафтогаз" в кризисных условиях небезуспешно пытается получать кредиты от ЕБРР и других глобальных заемщиков, но его возможности все же намного меньше, чем у конкурентов из России.

А вот "УкрПриватНафта" Игоря Коломойского, который в последнее время существенно продвинулся в деле построения в стране собственной ВИНК (вертикально интегрированной нефтяной компании), может составить россиянам реальную конкуренцию. Даже если у "Привата" не будет контроля над сотней заправок "УТН-Восток", то ведь можно построить новые или попросту привлечь уже готовые под свою марку по джобберским контрактам. А вот производственные активы у Коломойского (Кременчугский НПЗ, "Галичину" и "Нафтохимик Прикарпатья") в ближайшие годы будет сложно отобрать. Даже если у него испортятся отношения с Юлией Владимировной и при этом она станет Президентом.

Максим Полевой

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!