Подробнее Запомнить город


Черный сентябрь Фирташа

21.09.09
размер текста:

Прошлой зимой действующее правительство почти полностью стерло с лица украинской земли газовый бизнес Дмитрия Фирташа. Нынешней осенью он может лишиться еще одного источника доходов. В сентябре правительство принялось возвращать в государственную собственность сразу четыре предприятия химического комплекса, которые контролирует Фирташ. Похоже, что премьер-министр не только получает от этого процесса моральное удовлетворение, но и преследует меркантильный интерес: отнятые объекты в будущем можно будет снова выгодно продать.

Химическое направление бизнеса Дмитрия Фирташа опекает зарегистрированный в Австрии холдинг OstChem. В Украине, в частности, он курирует деятельность пяти предприятий: Крымского содового завода, "Крымского титана", "Ривнеазота", Иршанского и Вольногорского горно-обогатительных комбинатов. В трех первых предприятиях структуры Фирташа являются акционерами, два вторых были получены в аренду в 2004 году. Хозяйство хоть и несколько разношерстное, но довольно прибыльное, учитывая то, что значительная часть продукции идет на экспорт, а продажи осуществляются через собственные дистрибьюторские сети OstChem. Однако в сентябре, не без помощи правительства Юлии Тимошенко, вся эта конструкция начала осыпаться, как осенняя листва.

ГОКи


5 сентября закончился срок действия договоров об аренде "Крымского титана", Иршанского и Вольногорского ГОКов. Фонд госимущества с Минпромполитики еще весной заявили, что о продлении аренды не может быть и речи. И слово свое сдержали. 3 сентября Кабинет Министров принял решение, согласно которому на базе имущественных комплексов каждого из комбинатов будет создано отдельное госпредприятие. Впоследствии, как подтвердил заместитель министра промышленной политики Сергей Грищенко, оба ГП попытаются имплантировать в костяк создаваемой правительством государственной акционерной компании "Титан Украины".

Специфика задуманного костяка в том, что его придется делать с двумя хребтами: один – производство титановой губки, другой – двуокиси титана. Первый – это металлургия, второй – голая химия. На перекрестке отраслей расходятся и пути уплывающих от Дмитрия Фирташа ГОКов. Иршанский, можно сказать, пуповиной связан с "Крымским титаном", поскольку именно его ильменит является основным сырьем для производства двуокиси титана. А Вольногорский ГОК обеспечивает концентратом производителей титановой губки, поэтому ориентирован на Запорожский титаново-магниевый комбинат, а еще в большей степени – на российский рынок. В принципе, комбинат в Вольногорске не столь интересен Фирташу. Но раз давали в 2004 году, то грехом было бы отказаться. Другое дело – Иршанский ГОК. Летом OstChem даже обратился к правительству Украины с предложением его выкупить. Но, учитывая градус накала в отношениях Дмитрия Фирташа и Юлии Тимошенко, получил ожидаемый отказ.

Что ж, Кабмин может услышать аналогичный ответ, когда придет забирать свое добро. Теперь в течение 30 дней после окончания арендного договора необходимо провести инвентаризацию имущества обоих ГОКов. В Минпромполитики уже опасаются, что уложиться в месячный срок будет нелегко, поскольку бывший арендатор вправе потребовать компенсации за проведенную в последние 5 лет модернизацию и установленное новое оборудование. Только по Иршанскому комбинату размер такой компенсации, по расчетам OstChem, может составить до 100 млн. гривен. Фонд госимущества, естественно, попытается занизить эту цифру, ведь в его бюджете-2009 деньги на компенсацию не предусмотрены. В результате стороны могут надолго увязнуть в процедурных, а то и судебных прениях.

Но Кабмин, похоже, видит другой путь решения компенсационной проблемы. В августе на Иршанском ГОКе очень плодотворно потрудились ревизоры из ГлавКРУ, насчитав, что в период с 6 сентября 2004 года по 31 марта 2009 года комбинат недоплатил местным и государственному бюджету свыше 53 млн. гривен. Если теперь к процессу подключить еще налоговые, природоохранные и другие органы, то очень скоро сумма недоплат и штрафов предприятия сравняется с суммой компенсаций так, чтобы их можно было обнулить.

На вложенные в комбинат деньги Дмитрий Фирташ, пожалуй, махнул бы рукой, если бы был уверен, что в Иршанске он хотя бы сохранит доступ к сырьевой базе. Но таких гарантий нет. А ведь сейчас "Крымский титан" Фирташа забирает примерно 80% из 400-500 тысяч тонн ильменитового концентрата, ежегодно производимого Иршанским ГОКом. Без этого сырья крымчанам грозит остановка. Правда, и ГОКу без своего "VIP-клиента" придется туго. Найти другие рынки сбыта стотысячных объемов будет сложно. Однако если в Кабмине зададутся целью подготовить почву под реприватизацию "Крымского титана" (а такие поползновения есть), то он может пойти и на сырьевую блокаду этого предприятия. В общем-то, под крылом OstChem созданы еще две компании для разработки ильменитовых рудников Житомирской области. Но у одной из них (Междуреченский ГОК) производственные мощности пока не достроены, а вторая ("Валки-Ильменит") может добывать сравнительно немного сырья – до 70-75 тыс. тонн в год.

Попытки же "Крымского титана" импортировать ильменит, в частности из Индии, показали, что в финансовом плане эти поставки заметно проигрывают отечественной продукции. Из-за дальней транспортировки цена заморского сырья будет как минимум на 30% выше.

"Крымский титан"

Мнение о целесообразности возврата государству приватизированных акций "Крымского титана" озвучил накануне лидер крымской организации БЮТ, народный депутат Андрей Сенченко. Он призвал провести проверку обстоятельств получения структурами Дмитрия Фирташа 50% (без 1 акции) пакета акций "Крымского титана". Но еще до ее начала выказал уверенность, что в этой истории имела место банальная кража имущества у государства, и, следовательно, его надо вернуть законному владельцу.

Первыми на этот призыв откликнулись опять же проверяющие из Главного контрольно-ревизионного управления (его, кстати, возглавляет один из ближайших соратников Юлии Тимошенко еще со времен "ЕЭСУ" Николай Сивульский), которые поддержали позицию господина Сенченко. Согласно выводам крымского отделения ГлавКРУ, во время создания ЗАО "Крымский титан" в августе 2004 года права государства были "размыты", вследствие чего оно понесло убытки на более чем на 81 млн. гривен. Именно на такую сумму, как посчитали государственные ревизоры, занижена балансовая стоимость целостного имущественного комплекса ГАК "Титан", переданного пять лет назад в состав ЗАО "Крымский титан".

Помнится, Юлия Тимошенко в 2005 году, во время своего первого премьерства, уже пыталась поворошить эту историю, но без каких-либо вытекающих последствий. Теперь у нее появился второй шанс. А пока следственная комиссия еще не создана, "Крымский титан" донимают мелкими неприятностями. Кроме завершения договоров аренды по Иршанскому и Вольногорскому ГОКам и визита гостей из контрольно-ревизионного управления, на предприятие свалилось и обвинение со стороны крымской земельной инспекции. Вдруг выяснилось, что еще с 2006 года ЗАО недоплачивает в местный бюджет за землю по 2,56 млн. гривен в год. Кстати, земельные претензии предъявлены в августе и Крымскому содовому заводу, который также контролируется структурами Дмитрия Фирташа. Этому предприятию ставят в вину незаконное получение почти 4,8 тыс. гектаров земель в постоянное пользование. Тенденция, однако…

"Ривнеазот"

О необходимости реприватизировать "Ривнеазот" Юлия Тимошенко заявила лично во время пребывания в Ровно в конце августа. Причину электорату она назвала предельно доступную. Мол, криминализированные владельцы предприятия ведут его к разрушению, останавливая производственные мощности и увольняя персонал. Не упомянув, впрочем, что незадолго до этого именно Кабмин отказал "Ривнеазоту" в праве на покупку природного газа по льготным ценам, которым наделил всех остальных украинских продуцентов азотных удобрений.

Но если подходить к делу с юридическим аршином, то Фонду госимущества будет весьма непросто выполнить заказ премьера и найти нарушения в соблюдении хозяевами "Ривнеазота" своих инвестиционных обязательств. Ведь год назад ФГИ признал и расписался, что с этим у компании все в порядке. Поэтому Кабмин, вероятно, попробует другой путь изгнания Дмитрия Фирташа из азотной отрасли. Не исключено, например, что кто-то из участников приватизационного конкурса 2003 года, на котором были проданы 53,86% акций ровненского предприятия, вдруг спохватится и подаст в суд иск о признании конкурсных результатов недействительными. А ведь тогда было достаточно много недовольных тем, что победителем объявили компанию "Райффайзен Инвестмент Украина", среди учредителей которой значился господин Фирташ.

Можно предположить, что как раз с реприватизацией "Ривнеазота" правительство мешкать не будет. Во-первых, из него Юлия Тимошенко может сделать вторую "Криворожсталь", продемонстрировав народу накануне выборов, как она браво отнимает незаконно нажитое у "плохих" парней и продает его "хорошим". Во-вторых, с "хорошими" парнями уже почти все улажено. Так, если по поводу титановых активов, отобранных у Фирташа, в Кабмине пока нет четкого мнения – то ли самому вить титановые цепочки, то ли сразу готовить "Титан Украины" к приватизации, – то судьба "Ривнеазота" практически предопределена. Днепропетровско-харьковский альянс Игоря Коломойского и Александра Ярославского с готовностью повторно выкупит ровненское предприятие у государства. Если им повезет еще и с Одесским припортовым заводом, то на рынке азотных удобрений Украины вырисуется неслабая монополия. Да и не только на нем. Для господ Коломойского и Ярославского "Ривнеазот"– это ворота на рынок не только Западной Украины, но и Центральной Европы, где пока весьма сильные позиции сохраняет Дмитрий Фирташ.

Последнему же в этой ситуации остается не так уж много вариантов: а) тянуть время; б) изредка предпринимать контрвыпады против нынешней украинской власти; в) надеяться на благоприятный исход грядущих выборов. Но даже при соблюдении всех трех условий вероятность экономического реванша Дмитрия Фирташа уменьшается с каждым днем. Пробоины, которые получил его бизнес в период правления Ю.Тимошенко, слишком велики, чтобы он снова смог всплыть на гребень волны. Кроме того, Фирташ утратил благосклонность "Газпрома". А другие украинские финансово-промышленные группы не допустят его возрождения, поскольку сами заинтересованы занять оставленные им ниши.

Ярослав Ярош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!